Формирование и развитие певческих навыков

Основной метод обучения на раннем этапе - это показ учителя, ребёнок должен понять, осознать, повторить спетое или показанное ему возможно более похоже, или попытаться исправить то, что было спето им не так, найти механизм управления собственным голосом. В книге В. П. Морозова «Вокальный слух и голос» (М.-Л., 1965) автор даёт такое определение «Сущность вокального слуха — в умении осознать принцип звукообразования... Слух накрепко связывается с мышечными, вибрационными, зрительными и другими чувствами…» Для освоения этих вокальных технологий ребёнку потребуется время, т.к. многие мышечные ощущения будут ему незнакомы.

Частота занятий для повторения упражнений очень важна, и, если на уроке музыки будут так же заниматься распеванием, как и на уроке хора, то успех, закрепление нужных навыков пойдёт быстрее.

По данным психологов для хорошего закрепления материала надо повторить упражнение не 1, не 2, а 7 раз! Если распевание повторяется секвенционно, например, по полутонам- то задача отчасти уже решается. А если это не секвенция, которая повторяется несколько раз, а просто отдельное упражнение, надо находить предлоги, игровые поводы, чтобы повторить задание с неослабевающим интересом несколько раз и добиться результативного запоминания.

Все методисты утверждают, что научить петь можно всех детей. Правда, процесс обучения, достижение результата, потребует различного времени для по-разному одарённых от природы детей. Главным критерием музыкальности при прослушивании детей является умение ребёнка чисто повторить мелодию голосом. Таких детей мало. Как правило, у детей отсутствует координация между голосом и слухом. В лучшем случае они поют где-то рядом. Так что на первых занятиях в песенках и упражнениях приходится добиваться прежде всего чистой интонации, попадания в нужный тон.

Певческая установка.

Очень важным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости:

· голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

· стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

· сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

· корпус держать прямо, без напряжения;

· руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

· сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении и нарушает кровообращение.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Этот недостаток- зажатость плеч и шеи, напряжённый «вверх задранный» подбородок -довольно типичный недостаток, требующий индивидуальной работы с учащимся, т.к. закреплённый поведенческий навык просто указанием- опусти голову – не исправить, требуется наработка при пении новых мышечных ощущений.

Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует пению на опоре. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Можно детям сказать, что стоять при пении надо ровно- как стоит стойкий оловянный солдатик, а сидеть при пении, как король сидит на троне - ноги на полу, спина прямая.

Очень популярна и полезна для работы песня В. Кистеня на сл. В. Степанова «Петь приятно и удобно» (Приложение 1).

Этапа настройки голоса.

В своей книге «Хоровое пение в школе» (М., 2013) Г.П. Стулова, анализируя комплекс задач для развития детского голоса, пишет, что задачи начального периода работы можно сформулировать в нескольких последовательных этапах:

Задача 1 этапа настройки голоса- раздышаться и раздвигаться (см. ниже тему «Певческое дыхание»).

Задача 2 этапа- разрезонироваться в речевом диапазоне. Сложно объяснить детям всю технологию устройства и владения резонаторами. В. И. Сафонова, предлагая разработанную ей систему упражнений для овладения резонаторами, предлагает объяснить детям, что у каждого есть «живой микрофончик», который находится в области переносицы, где обычно у людей «сидят» очки. Но он не всегда работает, то есть он может включаться или выключаться, что и отражается на качестве звука голоса. Обычно дети, даже совершенно не обученные пению, безошибочно определяют по звучанию голоса учителя, когда его «микрофончик» включен, а когда выключен. В первом случае голос звучит с резонированием, в близкой вокальной позиции, ярко, чисто по тембру, а во втором – без резонирования, тускло, не озвучено (см. в списке рекомендованной литературы статью В.И.Сафоновой –упражнения и методика).

Задача 3 этапа- раззвучаться в речи. Г.П.Стулова предлагает свою речевую методику чтения стихов, песенных текстов нараспев, которая подготавливает певческий этап занятий. Чтение осуществляется в достаточно быстром темпе, без изменения высоты звучания, но с растягиванием последнего ударного слога каждой фразы. Такое чтение напоминает мелодекламацию - чтение нараспев, какое в церковной практике называется «псалмодированием». Быстрый темп произношения слов исключает появление зажимов артикуляционных органов при стабильном положении гортани. Чтение поставленным голосом в момент растягивания конца фразы органично переходит в пение (см. ниже упражнения и методику работы в разделе Декламация).

На практике все эти этапы последовательно входят в раздел урока распевание, которому надо отводить около 10 минут на уроке младшего хора. Упражнения должны быстро меняться- речевые, дыхательные, на звучание верхнего и нижнего резонаторов в верхнем и нижнем регистрах, глиссандо по всему диапазону, распевки с названием нот и т.д. Возможно уделять какому-то разделу больше времени на 1 уроке с целью достичь определённых результатов, на втором – другому разделу.

Певческое дыхание.

Различают несколько типов дыхания - грудное дыхание (ключичное), брюшное дыхание (диафрагматическое), смешанное (грудно-диафрагматическое).

На сегодняшний день в вокальной и педагогической практике наиболее удобным считается груднодиафрагматическое – смешанное дыхание. В дыхательном процессе грудь и диафрагма участвуют в равной степени. При таком типе дыхания легкие и нижние ребра расширяются в стороны, диафрагма, сокращаясь, без напряжения опускается, а стенки живота несколько выдвигаются вперед; активизируются брюшные мышцы, которые помогают сделать более глубокий вдох, чтобы запастись достаточным количеством воздуха. Плечи и верхняя часть грудной клетки остаются неподвижными.

Этот тип дыхания является наиболее распространенным, так как при нем объем набираемого воздуха, увеличивается за счет одновременной активной работы грудной клетки и диафрагмы; мышцы брюшного пресса поддерживают дыхание, придают ему эластичность и силу; появляется возможность естественной координации подачи воздуха с другими частями голосового аппарата (по статье А.В. Покровского)

Для того, чтобы научить ребёнка пользоваться в пении нужным смешанным, более глубоким или, как говорят, низким дыханием, надо использовать дыхательные упражнения в форме учебных заданий или игровых ситуаций изобразительного характера

Активные дыхательные упражнения или несколько упражнений подряд с глубоким вдохом-могут вызвать головокружение, гипервентиляцию лёгких, поэтому учитель должен контролировать продолжительность и активность дыхательных упражнений, предусмотреть смену типов упражнений и чередование их с другими заданиями.

Надо помнить:

Вдох делается и носом, и ртом одновременно. Когда молчим, мы дышим носом. При разговоре мы дышим и носом, и ртом. Если надо что-то сказать громко, потребуется большее усилие и дополнительный объём воздуха - больше вдыхаем ртом. Те же принципы работают при пении, при котором требуется больший расход воздуха на длительную фонацию, чем при разговоре.

Наши рекомендации