Эдвард григ - краткая биография

эдвард григ - краткая биография - student2.ru

Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858—62), в том числе у И. Мошелеса по классу фортепьяно, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции.

Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 — в Тролльхаугене. В 80— 90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига , тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).

Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др.

«Пер Гюнт»

Действие поэмы охватывает первую половину XIX века и происходит в Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя. Главный герой — Пер Гюнт, сын когда-то богатого и всеми уважаемого Йона Гюнта, впоследствии спившегося и потерявшего все свои деньги.

Пер хочет восстановить все уничтоженное его отцом, но теряется в своих похвальбах, мечтах и снах наяву. Его втягивают в драку, и он похищает невесту, Ингрид из Хэгстеда, в день её свадьбы. Его объявляют вне закона, и он вынужден бежать из своей деревни. Находясь в изгнании, он встречает трех жаждущих любви пастушек, женщину в зелёном, дочь Доврского деда, которую он хочет взять в жены, а также чудовище Бейген.

На свадьбе на хуторе Хэгстед он встретил и полюбил Сольвейг. Она приходит жить к нему в лесную хижину, но он покидает её и продолжает свои странствия. Пер провёл вдали от родины много лет, пробовал множество профессий и исполнял множество ролей: он был дельцом, проворачивавшим тёмные сделки в марокканских портах, странствовал по пустыне, видел колосс Мемнона и Сфинкса, стал вождем бедуинов и предсказателем, пытался соблазнить Анитру, дочь вождя бедуинов, а закончил свои путешествия в сумасшедшем доме в Каире, где его нарекли императором. Когда, наконец, состарившись, он отправляется домой, его корабль терпит крушение. Среди прочих пассажиров на борту судна он встретил Неизвестного пассажира, который хочет использовать тело Пера в своих экспериментах, чтобы узнать, где же находятся мечты.

Вернувшись в родную деревню, он посещает похороны крестьянина и аукцион, на котором он распродает все своё имущество из прошлой жизни. Там он также встречает мастера пуговиц, который придерживается мнения, что душу Пера нужно плавить вместе со всем остальным грязным имуществом, пока он не сможет объяснить, где и когда в своей жизни он был самим собой. А Некто худощавый верит, что Пера нельзя назвать настоящим грешником, которого нужно отправить в ад.

Отчаявшись, Пер приходит к Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Она говорит ему, что он всегда был для нее самим собой в её вере, надежде и любви.

Ø Э. Григ. Песня Сольвейг. Танец Анитры. В пещере горного короля. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание).

Вокально-хоровая работа.

Ø Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение).

Ø Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение).

Ø Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

IV. Итог урока.

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

V. Домашнее задание.

Исполнять песни.

Третья четверть

Урок 17

Тема: «Так полюбил я древние дороги…»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы». I часть. Фрагмент (слушание).

Ø А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора П. Чайковского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Так полюбил я древние дороги…»

III. Работа по теме урока.

Старая дорога

Всё облака над ней,

всё облака...

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

и машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам – качаются ромашки,

И зной звенит во все свои звонки,

И тень зовут росистые леса...

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин-властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова - глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые...

Здесь каждый славен -

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит...

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака...

Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь.

Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека.

Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт (большая проезжая дорога), что соединяет город Курск с местечком Слобода.

Каждый год, начиная с XVIII века, на Девятую пятницу после Пасхи по этому тракту совершаются крестные ходы. Тысячи верующих следуют за иконой, обладающей чудотворной силой.

Называется икона Курская-Коренная («Знамение»).

Широко известна и роковая (имеющая тяжёлые последствия, приносящая горе) дорога Владимирка. В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы.

Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Александр Пушкин

¾ Какие духовные и исторические события хранят в памяти русские дороги?

¾ Рассмотрите картину И. Левитана «Владимирка».

¾ Подумайте, почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную пору.

¾ П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы». I часть. Фрагмент (слушание).

¾ Созвучен ли характер музыки характеру стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»?

¾ Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии?

Вокально-хоровая работа.

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение).

IV. Итог урока.

Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

Урок 18

Тема: Ноктюрны Ф. Шопена

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Ф. Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание).

Ø Ф. Шопен, стихи С. Витлицкого. Весна (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Ноктюрны Ф. Шопена

III. Работа по теме урока.

Биография Фредерика Шопена

эдвард григ - краткая биография - student2.ru

Фредерик Шопен (1810 - 1849) – композитор, исполнитель.

Родился Шопен 22 февраля 1810 года поблизости Варшавы. Еще в детстве в биографии Фредерика Шопена проявились музыкальные способности, в том числе к импровизации. Во время обучения в училище, Шопен много времени посвящал музыкальным занятиям. Он учился у Войцеха Живного, Эльснера.

Выступать со своими произведениями композитор начал с 1829 года. В следующем году он покинул Варшаву, а в 1831 поселился в Париже. Там моментально стал известным, обрел множество поклонников.

Впервые в биографии Шопена заболевание легких остро проявилось в 1837 году. С тех пор он страдал астматическими приступами. В 1848 году знаменитый музыкант поселился в Лондоне, став не только выступать на публике, но и преподавать. Самочувствие Шопена все ухудшалось, а вскоре после возвращения в Париж, он умер. За свою биографию Шопен создал множество произведения для фортепиано, был одним из ярчайших представителей романтизма в музыке.

Любимый вид романтической фортепианной лирики Шопена – ноктюрн, буквально «ночная пьеса».

Еще до Шопена ноктюрны – одночастные лирические пьесы медленного темпа – создавал в начале XIX века ирландский композитор Джон Фильд. И все же ноктюрны Шопена – совершенно новое художественное явление.

Их отличает редкая мелодическая красота лирического содержания. Некоторые ноктюрны проникнуты светлыми мечтательными настроениями (второй, четвертый), другие – скорбными меланхолическими (первый, восьмой, пятнадцатый). Шестой ноктюрн (соль минор) навеян образом Гамлета из трагедии Шекспира. В его мелодии слышится неотвязный мучительный вопрос, воплощенный в выразительных восклицаниях. На рукописи ноктюрна соль минор (соч. 15 № 3) рукой Шопена написано: «После представления Гамлета». Фраза эта зачеркнута, а рядом стоит: «Нет, пусть сами догадываются».

Для многих ноктюрнов характерны яркие контрасты, например, сопоставление картин спокойной ночной природы и налетающей грозы. Иногда обширные лирико-драматические сцены развертываются с растущим динамическим напряжением (тринадцатый).

  При жизни композитора вышло в свет 18 ноктюрнов, созданных в 1830 - 1846 годах. Ноктюрны № 19 и 20 – юношеские, первый из них, словно бы подернутый голубоватой меланхолической дымкой, сочинен пятнадцатилетним мальчиком и уже содержит отличительные черты жанра. Очень типичными «ноктюрнами» являются некоторые другие произведения Шопена, например, медленная часть ми-минорного фортепианного концерта, пятнадцатая прелюдия, медленные, напевно выразительные этюды, например, ми-мажорный из первой тетради, до-диез-минорный из второй (соч. 25 № 7). В основе ми-мажорного этюда лежит прекрасная, светлая мелодия. Шопен гордился ею, считая ее создание своей большой творческой удачей. Средняя часть пьесы проникнута волнением. Напряжение возрастает, громовые раскаты вызывают в воображении образ налетевшей бури. И снова звучит ясная умиротворенная мелодия. К ноктюрнам Шопена по стилю близко примыкают такие его широко развернутые лирические пьесы, как Колыбельная и Баркарола. Крупные формы в творчестве Шопена – концерты и две фортепианные сонаты, неповторимо своеобразные баллады, скерцо, Фантазия фа минор. Слово «скерцо» буквально означает «шутка». В свое время Бетховен, стремясь насытить сонатно-симфонический цикл новым, более серьезным содержанием, изгнал из большинства своих сонат и симфоний старинный танец менуэт, заменив его скерцо, пьесой, не скованной традиционными танцевальными ритмами минувшего века. Многие скерцо Бетховена вовсе не шутливы, даже драматичны. Шопеновские скерцо – большие концертные пьесы, основанные на ярких контрастах. Некоторым из них присущ тревожный, взволнованный характер. Четыре баллады, Фантазия фа минор, Баркарола – значительный вклад Шопена в создание крупномасштабных музыкальных форм. Классическую сонатную форму он по-новому сочетает с рондообразностью, вводит в нее самостоятельные по музыкальному содержанию эпизоды, широко применяет вариационное развитие.  
НОКТЮРН – ночной.
     

«Луны сквозь чащи…»

Луны сквозь чащи Бледнеет лик, Напев звенящий В ветвях возник В час безмятежный…   О друг мой нежный.   В одежде черной Ветла грустна, В воде озерной, В стекле без дна Явилась взору…     Мечтать нам впору.   С небес без края Сквозь звездный рой, Искрясь, мерцая, Течет покой Рекой отвесной…   О час чудесный.   П. Верлен

Лунный свет, мерцание звёзд, звенящий напев…

Вслушайтесь, как точно, как образно в стихотворении передаётся картина пленительной летней ночи. А возможно ли всё это выразить в музыке?

Среди музыкальных пьес, связанных с образами природы, особенно выделяются ноктюрны.

¾ Что в переводе с французского означает слово «ноктюрн»?

¾ Кто из композиторов был величайшим мастером ноктюрна?

¾ Послушайте ноктюрн № 8 Ф.Шопена. В Музыке преобладает лирическое настроение. Это не случайно: образ произведения навеян воспоминаниями о Марии Водзинской, к которой юный Шопен испытывал возвышенные чувства.

¾ Охарактеризуйте звучание музыки.

«Неторопливо», «нежно», «мягко», «очень легко», «затихая».

¾ Какое музыкальное средство является главным выразителем лирического настроения ноктюрна?

¾ Если бы вам пришлось переложить музыку ноктюрна №8 для оркестра, какому инструменту вы поручили бы ведение мелодии? Звучание какого инструмента могло бы наиболее выразительно передать плавный фон аккомпанемента?

¾ В стихотворении П. Верлена «Лунный свет» есть такие слова: «В лунном сиянье – нега и печаль…» Созвучен ли поэтический образ музыкальному? Подумайте, чем именно.

¾ Ф. Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание).

Вокально-хоровая работа.

¾ Ф. Шопен, стихи С. Витлицкого. Весна (пение).

IV. Итог урока.

Мы говорили о ноктюрнах Ф. Шопена. Прониклись поэзией музыки композитора.

V. Домашнее задание.

Выучить песню и новые определения.

Урок 19

Наши рекомендации