Тема: Великое содружество русских композиторов
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание).
Ø М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание).
Ø М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение).
Дополнительный материал:
Ø Репродукции картин: Ф. Алексеев «Вид Кремля и Каменного моста.
Ø Картинки.
Ø Портреты композиторов: Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, Ц. Кюи, М. Мусоргского, М. Балакирева.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Великое содружество русских композиторов».
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Балакиревский кружок. Могучая кучка».
w Знать:
-Основателя русской классической школы М.Глинку;
-Роль в развитии русской классической музыки «Могучей кучки»;
-Кто из композиторов входил в состав Балакиревского кружка, что их объединяло;
-Значение музыкального термина ФОЛЬКЛОР.
w Уметь:
-Анализировать музыкальные произведения (мелодия, форма, динамика, звукоподражание);
-Высказывать свои суждения, применяя музыкальную лексику;
w Применять:
-Размышлять, соотносить музыку с названием, иллюстрациями, действием.
Запись на доске:
БАЛАКИРЕВСКИЙ КРУЖОК («МОГУЧАЯ КУЧКА») Милий Алексеевич Балакирев (1837 – 1910) Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918) Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881) Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908) |
Нам известно, какое огромное значение для развития русской музыки имело творчество Михаила Ивановича Глинки. Его народно-партиотическая опера «Жизнь за царя» положила начало богатой традиции, которая была продолжена в произведениях Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.
К 1880 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившее название Балакириевский кружок.В него вошли М. Балакирев (глава кружка), А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков.
Что объединило выдающихся музыкантов? Прежде всего идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре – её истории, традиции, фольклору (народное творчество).
Сосновый двухэтажный дом,
Стеклянная терраса.
Здесь наверху, перед окном,
Сидит и пишет Стасов.
Громит он недругов в статье,
Ударов не жалея, –
Хотя на отдыхе, в семье
Нет старика добрее.
С. Маршака
«Его стихией, религией и богом было искусство… Мир для него был мастерской, в которой люди пишут картины, строят музыку, создают величественные здания…» – так вспоминал об известном русском просветителе Владимире Стасове писатель М. Горький.
На даче в Старожиловке под Петербургом у Стасова часто собирались видные деятели искусства. В беседах рождались смелые идеи, обсуждались творческие планы.
Большую роль сыграл Стасов и в становлении Балакиревского кружка. Именно Стасову принадлежит образное выражение «МОГУЧАЯ КУЧКА» , которым он именовал содружество пяти талантливых композиторов.
«Кучкистами» созданы выдающиеся оперы, симфонии, вокальные произведения.
{Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.
Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение национальной русской музыки в традиции. Заложенной М. И. Глинкой.
Это были: талантливый, двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев (02.01.1837г. – 29.05.1910г.), молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи (18.01.1835г. – 26.03.1916г.) и восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский (21.03.1839г. – 25.03.1881г.). Потом к ним присоединились учёный-химик А. П. Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Во главе кружка встал М. А. Балакирев. М. И. Глинка считал его своим преемником в русской музыке и говорил друзьям: «В первом Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие к моим во всём, что касается музыки…»
«В балакиревском кружке господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели», – вспоминала сестра М. И. Глинки. Известный русский искусствовед В.В. Стасов с любовью описывал занятия известной пятёрки»: «Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение своё, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Один показывал новое скерцо (шутка – итал.), другой – новый романс, третий – часть симфонии или увертюру, четвёртый – хор… оперный ансамбль. Какое это было раздолье творческих сил!
Какой роскошный праздник фантазии, вдохновения, поэзии, музыки! Всей толпой собирались около фортепиано, и тут же шла проба, критика, подчёркивание достоинств и недостатков, нападение и оборона… Талант, вдохновение, строгая художественная работа, оценки, веселье било ключом». Вскоре это верное содружество молодых композиторов, которые прокладывали новые пути в русской музыке, стали называть «Могучей кучкой».
В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных художественных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.
«Товарищество! Как они хорошо себя называли, какими добрыми товарищами стоят все рядом!» – писал В.В. Стасов. Товарищество объединяло вокруг себя всех передовых живописцев и скульпторов второй половины XIX – начала XX вв.
Это были И. Крамской, В. Перов, И. Левитан, В. Васнецов, И. Репин, А. Саврасов, В. Суриков, И. Шишкин, М. Нестеров, скульпторы М. Антакольский, С. Коненков и др. Репин так охарактеризовал то время: «…Жизнь русская пробудилась от долгой моральной и умственной спячки, просветлела».
«Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.
Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени, которые боролись за справедливость и интересы угнетенного народа. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.
Из всех «кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и русскому человеку. Он создал множество национально ярких образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут не только в его операх «Борис Годунов» и «Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.}
ü М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание).
ü Отражает звучание музыки название фрагмента? В чём это проявляется?
ü Чему по характеру близка главная тема Вступления?
ü Черты какой музыкальной формы (трёхчастной, вариационной, рондо) явно ощущается во Вступлении?
Сюжет оперы М. Мусоргского «Хованщина» переносит нас в XVII век – время правления Петра I. Вступление к опере – Рассвет на «Москве-реке» создаёт атмосферу старинного русского города.
«Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет… Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доносится благовест (церковный колокольный звон в один колокол, призывающий верующих на богослужение) к заутрене… Вся сцена постепенно освещается восходящим солнцем».
М.Мусоргский.
Примечания к фрагменту
«Рассвет на Москве-реке»
ü Прочитайте текст песни М. Мусоргского «С няней». Чем он отличается от привычного песенного стиха?
ü М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание).
ü Как композитор использует в фортепианной партии эффект звукоподражания.
ü Расскажите, какие действия иллюстрируются в музыке.
С няней
Расскажи мне, нянюшка,
Расскажи мне, милая,
Про того про буку страшного;
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их,
Детей-то, бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он съел их, нянюшка?
Или вот что: расскажи мне лучше
Про царя с царицей,
Что за морем жили
В терему богатом.
Ещё царь всё на ногу хромал,
Как споткнётся, так гриб вырастет.
У царицы-то всё насморк был,
Как чихнёт – стёкла вдребезги!
Знаешь, нянюшка,
Ты про буку-то уж не рассказывай,
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту – смешную-то!
М.Мусоргский.
Вокально-хоровая работа.
М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение).
-Исполнять воодушевленно, с чувством.
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой М. Мусоргского – одним из композиторов «Могучей кучки».
V. Домашнее задание.
Подготовить реферат о жизни и творчестве композитора С.Рахманинова. Выучить песню.
Урок 4