Тема: Великое содружество русских композиторов

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание).

Ø М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

Ø М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин: Ф. Алексеев «Вид Кремля и Каменного моста.

Ø Картинки.

Ø Портреты композиторов: Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, Ц. Кюи, М. Мусоргского, М. Балакирева.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Великое содружество русских композиторов».

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Балакиревский кружок. Могучая кучка».

w Знать:

-Основателя русской классической школы М.Глинку;

-Роль в развитии русской классической музыки «Могучей кучки»;

-Кто из композиторов входил в состав Балакиревского кружка, что их объединяло;

-Значение музыкального термина ФОЛЬКЛОР.

w Уметь:

-Анализировать музыкальные произведения (мелодия, форма, динамика, звукоподражание);

-Высказывать свои суждения, применяя музыкальную лексику;

w Применять:

-Размышлять, соотносить музыку с названием, иллюстрациями, действием.

Запись на доске:

БАЛАКИРЕВСКИЙ КРУЖОК («МОГУЧАЯ КУЧКА») Милий Алексеевич Балакирев (1837 – 1910) Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918) Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881) Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Нам известно, какое огромное значение для развития русской музыки имело творчество Михаила Ивановича Глинки. Его народно-партиотическая опера «Жизнь за царя» положила начало богатой традиции, которая была продолжена в произведениях Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

К 1880 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившее название Балакириевский кружок.В него вошли М. Балакирев (глава кружка), А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков.

Что объединило выдающихся музыкантов? Прежде всего идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре – её истории, традиции, фольклору (народное творчество).

Сосновый двухэтажный дом,

Стеклянная терраса.

Здесь наверху, перед окном,

Сидит и пишет Стасов.

Громит он недругов в статье,

Ударов не жалея, –

Хотя на отдыхе, в семье

Нет старика добрее.

С. Маршака

«Его стихией, религией и богом было искусство… Мир для него был мастерской, в которой люди пишут картины, строят музыку, создают величественные здания…» – так вспоминал об известном русском просветителе Владимире Стасове писатель М. Горький.

На даче в Старожиловке под Петербургом у Стасова часто собирались видные деятели искусства. В беседах рождались смелые идеи, обсуждались творческие планы.

Большую роль сыграл Стасов и в становлении Балакиревского кружка. Именно Стасову принадлежит образное выражение «МОГУЧАЯ КУЧКА» , которым он именовал содружество пяти талантливых композиторов.

«Кучкистами» созданы выдающиеся оперы, симфонии, вокальные произведения.

{Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение национальной русской музыки в традиции. Заложенной М. И. Глинкой.

Это были: талантливый, двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев (02.01.1837г. – 29.05.1910г.), молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи (18.01.1835г. – 26.03.1916г.) и восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский (21.03.1839г. – 25.03.1881г.). Потом к ним присоединились учёный-химик А. П. Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Во главе кружка встал М. А. Балакирев. М. И. Глинка считал его своим преемником в русской музыке и говорил друзьям: «В первом Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие к моим во всём, что касается музыки…»

«В балакиревском кружке господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели», – вспоминала сестра М. И. Глинки. Известный русский искусствовед В.В. Стасов с любовью описывал занятия известной пятёрки»: «Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение своё, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Один показывал новое скерцо (шутка – итал.), другой – новый романс, третий – часть симфонии или увертюру, четвёртый – хор… оперный ансамбль. Какое это было раздолье творческих сил!

Какой роскошный праздник фантазии, вдохновения, поэзии, музыки! Всей толпой собирались около фортепиано, и тут же шла проба, критика, подчёркивание достоинств и недостатков, нападение и оборона… Талант, вдохновение, строгая художественная работа, оценки, веселье било ключом». Вскоре это верное содружество молодых композиторов, которые прокладывали новые пути в русской музыке, стали называть «Могучей кучкой».

В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных художественных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.

«Товарищество! Как они хорошо себя называли, какими добрыми товарищами стоят все рядом!» – писал В.В. Стасов. Товарищество объединяло вокруг себя всех передовых живописцев и скульпторов второй половины XIX – начала XX вв.

Это были И. Крамской, В. Перов, И. Левитан, В. Васнецов, И. Репин, А. Саврасов, В. Суриков, И. Шишкин, М. Нестеров, скульпторы М. Антакольский, С. Коненков и др. Репин так охарактеризовал то время: «…Жизнь русская пробудилась от долгой моральной и умственной спячки, просветлела».

«Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.

Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени, которые боролись за справедливость и интересы угнетенного народа. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.

Из всех «кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и русскому человеку. Он создал множество национально ярких образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут не только в его операх «Борис Годунов» и «Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.}

ü М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание).

ü Отражает звучание музыки название фрагмента? В чём это проявляется?

ü Чему по характеру близка главная тема Вступления?

ü Черты какой музыкальной формы (трёхчастной, вариационной, рондо) явно ощущается во Вступлении?

Сюжет оперы М. Мусоргского «Хованщина» переносит нас в XVII век – время правления Петра I. Вступление к опере – Рассвет на «Москве-реке» создаёт атмосферу старинного русского города.

«Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет… Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доносится благовест (церковный колокольный звон в один колокол, призывающий верующих на богослужение) к заутрене… Вся сцена постепенно освещается восходящим солнцем».

М.Мусоргский.

Примечания к фрагменту

«Рассвет на Москве-реке»

ü Прочитайте текст песни М. Мусоргского «С няней». Чем он отличается от привычного песенного стиха?

ü М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

ü Как композитор использует в фортепианной партии эффект звукоподражания.

ü Расскажите, какие действия иллюстрируются в музыке.

С няней

Расскажи мне, нянюшка,

Расскажи мне, милая,

Про того про буку страшного;

Как тот бука по лесам бродил,

Как тот бука в лес детей носил,

И как грыз он их белые косточки,

И как дети те кричали, плакали.

Нянюшка! Ведь за то их,

Детей-то, бука съел,

Что обидели няню старую,

Папу с мамой не послушали;

Ведь за то он съел их, нянюшка?

Или вот что: расскажи мне лучше

Про царя с царицей,

Что за морем жили

В терему богатом.

Ещё царь всё на ногу хромал,

Как споткнётся, так гриб вырастет.

У царицы-то всё насморк был,

Как чихнёт – стёкла вдребезги!

Знаешь, нянюшка,

Ты про буку-то уж не рассказывай,

Бог с ним, с букой!

Расскажи мне, няня, ту – смешную-то!

М.Мусоргский.

Вокально-хоровая работа.

М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение).

-Исполнять воодушевленно, с чувством.

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой М. Мусоргского – одним из композиторов «Могучей кучки».

V. Домашнее задание.

Подготовить реферат о жизни и творчестве композитора С.Рахманинова. Выучить песню.

Урок 4

Наши рекомендации