Музыкальная культура России 1860-1870 годов. Содружество композиторов «Могучая кучка».

В области музыки 60-е годы были эпохой яркого расцвета. Крупные изменения наблюд. в самом укладе муз. жизни. Если до сер. 19 века муз. жизнь России была замкнутой, доступной лишь для аристократич. публики, то теперь она приобрет. более демократич. характер. Возник. ряд организаций муз.-просветит. характера, выдвигается целая плеяда крупнейших деятелей муз. искусства: П.И.Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н.Серов, В.В.Стасов, композиторы «Могучей кучки».

Название «Мог. кучка» впервые встреч. в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867). Название «Новая русск. муз. школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в воплощении русской нац. идеи в музыке. «Мог. кучка» возникла на фоне революц. брожения, охватившего умы русской интеллигенции. В реализации нац.-эстетич. принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М.П.Мусоргский, меньше других — Ц.А.Кюи. Участники «Могучей кучки» систематич. записывали и изучали образцы русск. музж фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски нац. самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и богослужебного пения, но распр. и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий муз. языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Герцена. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и муз. талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым чел., выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев и Боткин.

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русск. и мирового муз. искусства.

17.Оперы А.Бородина «Князь Игорь» и М.Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был удивительно разносторонней личностью. Он вошел в ист. и как великий композитор, и как выдающийся химик, и как активный обществ. деятель. Незаурядным было его лит. дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь», в собственных текстах романсов и в письмах. Точно так же разносторонним и вместе с тем внутренне единым является его муз. творч-во. Необычайная цельность связана с тем, что через все его осн. произвед. проходит мысль о богатырской мощи, скрытой в русск. нар. Любимые герои Бородина — защитники родной страны. У него преоблад. не зарисовки быта, а велич. картины историч. событий, влиявших на судьбы всей страны. Композитор приводил современников к осознанию того, что будущее России принадлежит нар. массам.

Положит. герои Бородина предстают перед нами как носители нравств. идеалов, олицетворяя верность родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. В опере «Князь Игорь» Бородин затронул и другие конфликты — внутри общ., между отдельными его группами. Мелодич. и гармонич. язык Бородина отличается исключит. свежестью благодаря ладовому своеобразию. Своеобразие содержания, творч. метода, отнош. к русской и вост. нар. песне, смелые искания в области муз. языка — все это обусловило чрезвычайную самобытность музыки Бородина, ее новизну. При этом новаторство сочеталось у композитора с уважением и любовью к многообразным классич. традициям. Друзья Бородина по Могучей кучке шутливо называли его «классиком», имея в виду его влечение к муз. жанрам и формам, характерным для классицизма.

Мусоргский- великий русский композитор-реалист. Взгляды Мусоргского сложились под воздействием демократич. идей 1860-х гг. Композитор видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении соц. несправедливости крепостнического строя. Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 г в селе Карево псковской губернии. С 1840 г жил в Петербурге. Вокруг Балакирева собирается творч. коллектив, вошедший в историю под названием Могучая кучка. Мусоргский пришел к созд. нового оперного жанра – нар. муз. драма. Народ в его операх - активное действующее лицо, поэтому большое место отведено хоровым сценам. «Борис Годунов» - нар. муз. драма, завершена весной 1872 г. В ней реалистич. показана многогранная картина эпохи. Действующие лица обрисованы с исключит. глубиной. В музыке раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя.Идея и образы трагедии Пушкина получили нов. жизнь. По сюжету трагедии и оперы царь виновен в убийстве законного наследника престола - царевича Димитрия. В своей второй нар. муз. драме «Хованщина» Мусоргский обратился к событиям, происход. в конце XVII века, накануне реформ Петра I. Назв. «Хованщина» происх. от фамилии князей Хованских. Иван Хованский был влият. лицом. Властный и заносчивый, он представлял угрозу для власти и был казнен. В «Хованщине» борются между собой лица, представляющие взгляды различных классов и обществ. групп. Отпрыски древнего боярского рода, Хованские сопротивляются введению новых порядков, лишающих их прежних привилегий. Другой претендент на власть, фаворит Софьи князь Голицын, любит пощеголять свободомыслием, он труслив. Ненавидя друг друга, Хованский и Голицын тем не менее пытаются вступить в союз для отпора наступающей новой, могучей силе, представленной молодым Петром и его соратниками.



Наши рекомендации