Тема: «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Много песен мы споём. Венгерская народная песня (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Жизненные правила для музыкантов»
Р.Шумана.
w Знать:
-О творчестве композитора Р.Шумана;
-Правила для музыкантов;
-Музыкальное произведение Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре.
w Уметь:
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;
-Анализировать музыкальное произведение.
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
· Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.
· Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.
· Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.
· Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
· Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.
· Ученью нет конца.
¾ Вдумчиво прочтите «Жизненные правила для музыкантов « Р. Шумана. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?
Вокально-хоровая работа.
Ø Много песен мы споём. Венгерская народная песня (пение).
Разучить песню, исполнять с движением.
IV. Итог урока.
Мы познакомились с жизненными правилами для музыкантов.
V. Домашнее задание.
Стр.76-77 р/т.
-Исполнить песню с другом в форме канона.
-Вспомнить и записать названия известных канонов.
-Вспомнить, как называется повторение музыкального мотива в другом голосе.
-Произвести записи в рабочей тетради.Выполнить задание в дневниках по музыке.
Четвёртая четверть
Урок 28
Тема: Струнные смычковые инструменты
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
Ø А. Дворжак. Мелодия (слушание).
Ø Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
Ø Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Струнные смычковые инструменты
Запись на доске:
СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СКРИПКА*АЛЬТ*ВИОЛОНЧЕЛЬ*КОНТРАБАС |
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Выразительные возможности скрипки, альта, виолончели и контрабаса».
w Знать:
-Струнные смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, что общего у этих инструментов и чем они отличаются между собой;
-Виртуозная техника – сложная техника;
-Ансамбль – по-французски «вместе»
w Уметь:
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;
-Анализировать музыкальное произведение (Почему Н.Римский-Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полета шмеля? Можно ли было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?
Как вы считаете, почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе? Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «вальсе» Е.Доги?).
Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента: скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:
1. Первые скрипки
2. Вторые скрипки
3. Альты
4. Виолончели
5. Контрабасы.
Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.
Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.
Источник звука у всех инструментов — струны, звукоизвлечение производится смычком (arco) или пальцами (pizzicato)
Скри́пка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Альт (англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько бо́льших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.
Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Контраба́с (итал. contrabasso или basso, фр. contrebasse, нем. Kontrabass, англ. double bass) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.
¾ Что общего у этих инструментов? Чем они между собой отличаются?
¾ Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
¾ Почему Римский-Корсаков выбрал тембр для передачи полёта шмеля? Можно было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?
¾ А. Дворжак. Мелодия (слушание).
¾ Почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе?
¾ Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
¾ Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «Вальсе» Е. Доги?
Вокально-хоровая работа.
Ø Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение). Разучить песню, исполнять в умеренном темпе, с воодушевлением.
IV. Итог урока.
Сегодня мы говорили о струнных смычковых инструментах, о красоте их звучания в музыкальных произведениях.
V. Домашнее задание.
Стр.78-79 р/т.
-Сравнить мелодии песен «Музыкант» и «Скрипка». Что их объединяет и в чем их отличие?
-Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль.
-Обвести цветным карандашом группу струнных инструментов. Написать названия этих инструментов.
-Произвести записи в рабочей тетради.
Урок 29 – 30