Тема: «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Много песен мы споём. Венгерская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Жизненные правила для музыкантов»

Р.Шумана.

w Знать:

-О творчестве композитора Р.Шумана;

-Правила для музыкантов;

-Музыкальное произведение Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре.

w Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

· Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.

· Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.

· Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.

· Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

· Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.

· Ученью нет конца.

¾ Вдумчиво прочтите «Жизненные правила для музыкантов « Р. Шумана. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

Вокально-хоровая работа.

Ø Много песен мы споём. Венгерская народная песня (пение).

Разучить песню, исполнять с движением.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с жизненными правилами для музыкантов.

V. Домашнее задание.

Стр.76-77 р/т.

-Исполнить песню с другом в форме канона.

-Вспомнить и записать названия известных канонов.

-Вспомнить, как называется повторение музыкального мотива в другом голосе.

-Произвести записи в рабочей тетради.Выполнить задание в дневниках по музыке.

Четвёртая четверть

Урок 28

Тема: Струнные смычковые инструменты

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).

Ø А. Дворжак. Мелодия (слушание).

Ø Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).

Ø Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Струнные смычковые инструменты

Запись на доске:

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СКРИПКА*АЛЬТ*ВИОЛОНЧЕЛЬ*КОНТРАБАС

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Выразительные возможности скрипки, альта, виолончели и контрабаса».

w Знать:

-Струнные смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, что общего у этих инструментов и чем они отличаются между собой;

-Виртуозная техника – сложная техника;

-Ансамбль – по-французски «вместе»

w Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Почему Н.Римский-Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полета шмеля? Можно ли было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?

Как вы считаете, почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе? Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «вальсе» Е.Доги?).

Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:

1. Первые скрипки

2. Вторые скрипки

3. Альты

4. Виолончели

5. Контрабасы.

Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Источник звука у всех инструментов — струны, звукоизвлечение производится смычком (arco) или пальцами (pizzicato)

Скри́пка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Альт (англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько бо́льших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Контраба́с (итал. contrabasso или basso, фр. contrebasse, нем. Kontrabass, англ. double bass) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.

¾ Что общего у этих инструментов? Чем они между собой отличаются?

¾ Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).

¾ Почему Римский-Корсаков выбрал тембр для передачи полёта шмеля? Можно было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?

¾ А. Дворжак. Мелодия (слушание).

¾ Почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе?

¾ Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).

¾ Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «Вальсе» Е. Доги?

Вокально-хоровая работа.

Ø Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение). Разучить песню, исполнять в умеренном темпе, с воодушевлением.

IV. Итог урока.

Сегодня мы говорили о струнных смычковых инструментах, о красоте их звучания в музыкальных произведениях.

V. Домашнее задание.

Стр.78-79 р/т.

-Сравнить мелодии песен «Музыкант» и «Скрипка». Что их объединяет и в чем их отличие?

-Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль.

-Обвести цветным карандашом группу струнных инструментов. Написать названия этих инструментов.

-Произвести записи в рабочей тетради.

Урок 29 – 30

Наши рекомендации