Несколько фактов о Масленице
· Масленица происходит от старинного языческого праздника проводов зимы, сохранившегося в России и после принятия христианства
· Масленица – один из самых чудесных народных праздников, который длится целых 7 дней. Каждый день Масленицы имеет своё название и свои традиции.
· Масленица примечательна широкими народными гуляниями: это танцы, пение, хороводы, катание с гор, потешные и кулачные бои, костры и многое другое. Одной из любимых игр на Руси было взятие снежного городка. Эта забава – символ битвы Весны и Зимы, победы Солнца над Зимним царством
· Символом праздника является соломенная или тряпичная кукла – чучело зимы, которое сжигается в конце праздника. Такую куклу делают многие народы. Чехи и словаки называют её марженой, болгары – кукером, а у нас – Масленицей.
· Основным блюдом в праздничные дни являются блины, символизирующие собой солнце, они пекутся каждый день, начиная с понедельника. Слово "блин" происходит от слова "млин" и от глагола "мелить", то есть это блюда из намеленного, из муки. Блины разного типа, разной консистенции и из разной муки известны почти у всех народов, от англичан до узбеков. У славянских народов это блюдо имеет специфическую – дрожжевую разновидность. А в Западной Европе и Средней Азии блины чаще готовят из пресного теста разного состава
· Идеальным соотношением жидкости и муки в тесте для блинов считается в равных долях, например, на 3 стакана муки – 3 стакана воды.
¾ Н.А. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» Из оперы «Снегурочка» (слушание).
¾ Какое общее настроение господствует в музыке?
¾ Только ли песенные интонации слышны в звучании хора?
¾ Обратите внимание: иногда мажорное звучание сменяется минорным. С чем это связано?
Вокально-хоровая работа.
¾ Н.А. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжина. Проводы Зимы (пение).
¾ Перед весной. Русская народная песня, обработка В. Попова (пение).
IV. Итог урока.
Сегодня разговор был о весёлом празднике Масленице.
V. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки. Выучить песни.
Урок 23 - 24
Тема: Музыкальная имитация
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Лиховицкая. Дразнилка (слушание).
Ø В. Шаинский. Весёлая фуга (слушание).
Ø Со вьюном я хожу. Русская народная песня (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора В. Шаинского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыкальная имитация
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ИМИТАЦИЯ ФУГА |
Слово имитацияозначает «подражание».
Имитировать – значит подражать кому-нибудь.
Музыкальная имитация – это повторение музыкального мотива в другом голосе. Повторение может быть точным либо изменённым.
Большую роль имитация играет в форме фуги.
¾ Попробуйте исполнить нижний голос пьесы «Дразнилка». Верхний голос буду исполнять я. Победителем будет тот, кто верно воспроизведёт имитацию.
w Беседа
«Знакомство с полифонической музыкой, её формами и приемами».
w Знать:
-ИМИТАЦИЯ – «подражание»;
-ИМИТИРОВАТЬ, значит подражать кому-нибудь;
-МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ – это повторение музыкального мотива в другом голосе;
-ФУГА – форма музыкального произведения., в переводе с латинского языка означает «бег, бегство».
w Уметь:
-Имитировать голоса животных (кошки, собаки, ослика, лягушки и т.д.);
-Имитировать и разыгрывать пьесу «Дразнилка»;
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;
-Анализировать музыкальное произведение (О каком беге дет речь; кто от кого убегает в пьесе?).
Ø С. Лиховицкая. Дразнилка (слушание).
Слово «фуга» в переводе с латинского языка означает «бег, бегство». Послушайте «Весёлую фугу» В. Шаинского и ответьте: о каком беге идёт речь; кто от кого убегает?
Ø В. Шаинский. Весёлая фуга (слушание).
¾ Какую из птиц по праву можно считать «профессиональным имитатором»?
Вокально-хоровая работа.
Ø Со вьюном я хожу. Русская народная песня (пение).
Разучить песню, исполнять в спокойном темпе, точно пропевая распевы.
IV. Итог урока.
Мы узнали, что повторение музыкального мотива в другом голосе называется музыкальной имитацией. Один голос догоняет другой в фуге.
V. Домашнее задание.
Стр.67-68 р/т.
-Подумать, какой общий прием есть в каноне и фуге.
Записать известные в природе и в жизни имитации.
-Разучить русскую народную песню «Со вьюном я хожу».
-Произвести записи в рабочей тетради.
Выучить песню и новые термины.
Урок 25
Тема: Композиторы детям
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская»(слушание).
Ø С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание).
Ø В.А. Моцарт. Детские игры (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Композиторы детям
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Детская музыка».
w Знать:
-Детская музыка – удивительный мир правды и вымысла, сказочных образов и фантазий, веселых игр и забав;
-Сюжет оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»;
-Музыкальные произведения -С.Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка»
-С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
w Уметь:
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;
-Анализировать музыкальное произведение (Действительно ли «Пятнашки» - «Детская музыка»? Что доказывает это? Звучание, какого марша слышится в опере С.Прокофьева – военного, спортивного, сказочного? Какое средство музыкальной выразительности усиливает впечатление причудливой сказочности?).
Ø С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская»(слушание).
¾ Как вы думаете, эта пьеса «Пятнашки» действительная «детская музыка»? Что доказывает это?
Многие выдающиеся композиторы на протяжении жизни создавали музыкальные произведения для детей. Среди них Моцарт и Шуман, Чайковский и Мусоргский, Прокофьев и Кабалевский.
Детская музыка – это удивительный мир правды и вымысла, сказочных образов и фантазий, весёлых игр и забав.
Мы познакомимся с Маршем из оперы С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».
"Влюбись в три апельсина!" - такое заклятие прокричала ведьма Фата Моргана юному Принцу, посмевшему смеяться над ней. Злые чары подействовали…
Три апельсина, добытые Принцем, оказались волшебными. Внутри них были скрыты три прекрасные девушки. Одна из них – Нинетта – покоряет Принца своей красотой.
Вновь появляется злая Фата Моргана. Она превращает Нинетту в огромную крысу, а вместо красивой девушки Принц видит чернокожую арапку.
Под звуки марша торжественное шествие направляется во дворец. Король повелел Принцу жениться на арапке.
По счастью, как и в любой сказке, конец оказывается счастливым. Добрый волшебник Челий отменяет колдовство ведьмы. Принц и Нинетта снова вместе, а злые силы исчезают.
Ø С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание).
¾ Звучание какого марша слышится в опере С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» - военного, спортивного, сказочного?
¾ Какое средство музыкальной выразительности усиливает впечатление причудливой сказочности?
Вокально-хоровая работа.
Ø В.А. Моцарт. Детские игры (пение). Разучить песню, исполнять в быстром темпе.
IV. Итог урока.
Композиторы сочиняют музыку не только для взрослых, но и для детей.
V. Домашнее задание.
Стр.69-71 р/т.
-Подумать, как распевы изменяют характер музыки. Каким он становится?
-Ответить, что слышится в звучании аккомпанемента.
-Разучить песню. Обратить внимание на распевы.
-Произвести записи в рабочей тетради.
Урок 26