Тема: М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание).
Ø М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).
Дополнительный материал:
Портрет композитора: М.Глинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки
Запись на доске:
НАРОДНАЯ МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА СВЕТСКАЯ МУЗЫКА КЛАССИКА КЛАССИЧЕСКИЙ – выдающийся, образцовый. |
III. Работа по теме урока.
В далёкие времена на Руси существовали только народные произведения. Это трудовые и хороводные песни, былины, песни шуточные и плясовые.
В X веке в Русское государство из Византии приходит церковное хоровое пение.
К XVIII начинает создаваться светская музыка. Появляются первые оперы. Балеты, произведения для скрипки и фортепиано. Они исполнялись в музыкальных театрах.
Темы опер и балетов были самыми разными – героическими, лирическими, шуточными.
Первым композитором, поднявшим русскую музыку на мировой уровень, был Михаил Иванович Глинка.
Детство композитора прошло в деревне, где он часто слышал народные песни. Затем в Санкт-Петербурге Глинка обучался мастерству композиции. Не прошли бесследно и годы его путешествия по Италии – родине оперы.
Позже Глинка сочиняет две оперы, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», прославившие русскую музыку, ставшие настоящей классикой. В этих произведениях соединились красота родных русских напевов и композиторское мастерство великого музыканта.
¾ Как развивалось музыкальное искусство в России?
¾ Какие оперы М. Глинки открыли «новый» период русской музыки?
¾ Послушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». По характеру музыки постарайтесь определить, каким ожидается конец оперы – печальным или радостным.
Вокально-хоровая работа.
Ø М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).
IV. Итог урока.
Творчество Глинки — свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18— начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщил характерные черты русской народной музыки, он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки.
V. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о музыке России.
Урок 20
Тема: Что такое патриотизм?
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Н.А. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко. Ой ты, тёмная дубравушка. Из оперы «Садко» (слушание).
Ø М. Глинка, стихи А. Машистова. Патриотическая песня (слушание).
Ø Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озёра синие (пение).
Дополнительный материал:
Портреты композиторов М. Глинки и Н. Римского-Корсакова, репродукции картин И. Билибина « Хоромы новгородской братчины».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Что такое патриотизм?
III. Работа по теме урока.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
С. Есенин