И. Кант – основоположник немецкой классической философии

Иммануил Кант (1724–1804) родился в столице Восточной Пруссии
г. Кёнигсберге (ныне г. Калининград) в семье ремесленника. Семья была не богатой, но достаточно зажиточной для того, чтобы найти средства для обучения сына сначала в гимназии, а затем и в университете. Родители мечтали видеть сына пастором. Потому после окончания гимназии Кант был определен в Кёнигсбергский университет на теологический факультет.

Обучаясь в университете, Кант увлекается философией. Это увлечение было настолько сильным, что после окончания университета в 1745 г. Кант не пожелал быть пастором. В течение девяти лет он зарабатывал себе на жизнь деятельностью домашнего учителя. Одновременно он продолжал усиленно заниматься философией. Результатом этих занятий явилась защита двух диссертаций. Это дало возможность Канту приступить к преподавательской деятельности в Кёнигсбергском университете, где он прошел путь от приват-доцента до профессора и ректора университета.

Вся жизнь Канта прошла в Кёнигсберге. Здесь в тихой отдаленной улочке жил он механически размеренной жизнью холостяка: спать ложился в 9 часов вечера, подъем в 5 часов утра, чашка слабозаваренного чая «без ничего», после чая выкуривалась одна трубка в сутки. Затем начиналось писание лекций. Ел он только один раз в сутки в обед, который проходил в кругу остроумных друзей. На обед непременно подавались немного сухого вина, свежевыловленная треска. После обеда – прогулка в липовой аллее. Благодаря здоровому образу жизни И. Кант, родившись слабеньким и болезненным ребенком, смог прожить достаточно долгую и удивительно богатую духовную жизнь.

Весь почти 60-летний творческий путь И. Канта делится на два периода. Первый из них принято называть «докритическим», второй – «критическим». Водораздел между ними 70-е годы. В «докритический» период Кант много внимания уделяет конкретным наукам. По своим философским взглядам в этот период он стоял на позициях естественнонаучного материализма, выдвинув ряд важных для естествознания гипотез. Это отчасти было связано с тем, что в Кёнигсбергском университете Канту приходилось наряду с лекциями по метафизике, логике, моральной философии также преподавать математику, физику, физическую географию, антропологию. Происходящее при этом творческое освоение широкого комплекса философских и естественнонаучных дисциплин делало его энциклопедически образованным и оригинальным мыслителем.

Вершиной философского учения о природе в этот период была его космогоническая гипотеза, изложенная в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). Содержание этой гипотезы может быть резюмировано следующими положениями: в первоначальном состоянии Вселенная представляла собой хаотическое скопление разнообразных материальных частиц, обладающих силами притяжения и отталкивания. Под влиянием сил притяжения они движутся без всякого сверхъестественного «первотолчка» по направлению друг к другу, причем частицы с большей плотностью благодаря притяжению собирают вокруг себя частицы с меньшим удельным весом. Под воздействием силы отталкивания частицы отклоняются и их прямолинейные движения преобразуются в круговые движения около центра притяжения, при этом легкие частицы воспламеняются, образуя огненный шар-солнце. Другие же планеты, в том числе и планета Земля, – это осколки солнца, постепенно остывающие.

Хотя в настоящее время эта гипотеза не разделяется учеными, она была большим шагом вперед по сравнению с другими многочисленными гипотезами. Во-первых, своей космологической гипотезой, по выражению
Ф. Энгельса, Кант «пробил брешь» в метафизическом взгляде на мир. До Канта широко было распространено представление, что природа не имеет никакой истории во времени. Считалось, что небесные тела движутся по одним и тем же орбитам и пребывают в одном и том же состоянии. В гипотезе же Канта мир представлялся как процесс становления и развития. Во-вторых, своей гипотезой И. Кант дал материалистическое объяснение природы из нее самой – мир не рассматривается как божественное творение, а объясняется общими законами движения материи.

С 70-х годов начинается второй период творческой деятельности Канта, который он считал критическим. Что же здесь под словом «критика» имеется в виду? Сам Кант пояснял это так: до сих пор философы исследовали мир с помощи разума, но не исследовали сам разум, т. е. сам инструмент, само орудие познания. Поэтому всю прежнюю философию он называет догматической, слепо верующей в способности разума, хотя эти способности никто не проверял. «Критика» – это и есть такая проверка. Главные работы, в которых излагается эта проверка, И. Кант назвал так: «Критика чистого разума» (1782 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1789 г.). Все эти три работы иногда называют «Три критики». Они объединены общей целью – исследовать способности человеческого разума и получить ответы на следующие вопросы: «что я могу знать; что я должен делать; на что я могу надеяться?». В «Критике чистого разума» Кант рассматривает теорию познания, в «Критике практического разума» – вопросы этики, в «Критике способности суждения» – вопросы эстетики.

В своей теории познания Кант исходит из принципа априоризма,
т. е. признания того, что у человека до всякого познания и независимо от познания существуют определенные формы знания. Они не имеют сверхъестественного, божественного происхождения и не являются «врожденными», это просто некая данность, которая фактически существует.

В свою очередь, априорные знания Кант делит на два типа: аналитические, т. е. только поясняющие субъект, и синтетические, т. е. расширяющие, прибавляющие новое знание о субъекте. Одним словом, синтетические суждения всегда дают новое знание. Кант и ставит задачу выяснить, как возможны априорные синтетические знания. Это, считает он, поможет ответить ему на такие вопросы: как возможна математика; как возможно естествознание; как возможна метафизика (философия).

Сам процесс познания у Канта проходит три ступени: чувствительность, рассудок, разум. Рассматривая чувственное познание или живое созерцание, он признает, что вне нас и независимо от нас существуют вещи. Они воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Таким образом, Кант рассуждает вполне материалистически. Но далее он считает, что эти ощущения не упорядочены, хаотичны. Группируются, упорядочиваются ощущения априорными формами чувственного познания. Таких форм две – пространство и время. Кант не признает пространство и время объективными формами внешнего мира, а считает их лишь субъективными формами созерцания. Они налагаются нашим сознанием на внешние предметы. Благодаря этому предметы, вещи, существующие вне нас и независимо от нас, даются нам, являются. Но именно поэтому между миром явлений и внешними предметами, вещами лежит непроходимая пропасть (трансцезус). Мы можем знать только явления, а предметы, вещи внешнего мира – это «вещи в себе», принципиально не познаваемые. Такую позицию Канта, во-первых, нельзя оценить иначе, как агностицизм. Во-вторых, разделив мир на мир явлений, созданный априорными формами сознания,
и мир «вещей в себе», существующих независимо от сознания, он выступил в объяснении мира с позиций дуализма.

Проанализировав пространство и время как необходимые априорные формы, лежащие в основе созерцания, Кант сделал вывод, что они дают возможность рассматривать математику, основой которой являются пространственно-временные представления, как науку, способную выявлять положения, имеющие всеобщую и необходимую значимость. Но всеобщность и необходимость истин в математике относятся не к самим вещам, они имеют значимость только для нашего ума.

Посредством чувственности, считал Кант, предмет нам дается, но мыслится он посредством рассудка. Познание же возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом, орудием рассудочного познания являются понятия, которые Кант называет категориями, а также правила соединения понятий в суждение. Понятия и правила построения суждений являются априорными, т. е. изначально присущими рассудку. Многообразие явлений накладывается на сеть априорных категорий рассудка, и это придает нашему знанию уже не эмпирический, а всеобщий, необходимый, закономерный, т. е. научный, характер.

Таким образом, исследование чувственности и рассудочных способностей позволит дать ответ на вопрос о том, как возможны наука, естествознание. Благодаря активной деятельности рассудка из соединения априорных категорий и чувственных образов возникает научное представление о мире. Однако Кант утверждает, что научная картина мира не соответствует тому, каков мир на самом деле. Она представляет собой результат активной совместной деятельности чувственности и рассудка. Рассудок творит мир из материала ощущений, формирует законы его существования и диктует их внешнему миру. Это значит, что научное познание всегда несовершенно и ограничено сферой чувственного мира. Но поскольку чувственность и рассудок присущи всем людям, поэтому создаваемая ими картина мира выступает как форма коллективного сознания. Поэтому хотя истины науки и не объективны, они общезначимы, необходимы.

Разум – это третья, высшая, ступень познавательного процесса. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, являются мировоззренческие проблемы. В их решении разум не может опираться на чувственный опыт. Он связан с чувственностью опосредованно – через рассудок. Но, покинув твердую почву опыта, разум не может дать однозначного ответа – «да» или «нет» ни на один из вопросов мировоззренческого уровня. Имеет ли мир начало во времени и ограничен в пространстве или он вечен и бесконечен? Бессмертна или смертна душа человека? Существует ли свобода воли или в мире нет никакой свободы, а все совершается по необходимости? Есть Бог или нет Бога? Рассудок бы не дерзнул ставить такие вопросы. Разум – дерзает, но безуспешно. Его претензии чрезмерны. Чистый теоретический разум должен смириться, признать свое поражение, ибо «вещи в себе» для него не познаваемы.

Но почему же разум, несмотря на это, признается высшей ступенью познания? Кант считает, что идеи разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок. Отсюда он делает вывод о том, что философия может быть наукой не о высших ценностях, высших сущностях, а только наукой о границах познания. Высшие ценности – это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональное познание их невозможно. Однако теоретический разум, будучи не в силах доказать их бытие, не запрещает верить в бытие Бога, бессмертие души, в свободу воли. Человеку представляется возможность выбора между верой и неверием. И он должен выбрать веру, так как этого от него требует голос совести, морали.

Проблемы морали Кант рассматривает в «Критике практического разума». Практический разум у него выступает как единство разума и воли, знания и действия. Центральное звено нравственного учения Канта выражается в понятии «категорический императив» – это вечный моральный закон, который определяет форму моральных поступков и характеризует основанное на разуме волевое действие. Согласно Канту, категорический императив требует от человека поступков, которые могли бы стать для всех образцом и законом поведения.

Главное условие морального поступка – возможность принятия свободного, независимого от внешних обстоятельств решения. Не может считаться моральным поступок, если он совершается в расчете на вознаграждение, из корыстных побуждений или под влиянием инстинктов. Кант отклоняет религиозную мораль – мораль не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна подчиняться требованиям морали. Человек не потому морален, что верит в Бога, он верит в Бога потому, что это вытекает из его нравственности.

Нравственная воля, вера, желание – это особая способность человеческой души, существующая наряду со способностью познания, но отличная от нее. Рассудок выводит нас к природе, а разум, особенно практический, вводит во вневременной, трансцендентный мир свободы.

Мир природы – это мир феноменов, явлений. Мир свободы – это умопостигаемый мир «вещей в себе». Они так бы и остались несоприкасаемыми, чуждыми друг другу, если бы не было еще одной способности души, объединяющей их, – эстетики.

Проблемы эстетики Кант рассматривает в третьей своей работе – «Критике способности суждения». Здесь он исследует категории «прекрасное» и «возвышенное», а также проблему «гения» – художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что прекрасное философ связывает с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием. Чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и потому оно выше всех других чувств.

Ощущение возвышенного рождается из сложной диалектики чувств: наши сознание и воля сначала подавляются величием, бесконечностью и мощью природы. Но эти чувства затем сменяются противоположными. Человек начинает ощущать, осознавать свое превосходство над слепой, бездушной стихией, превосходство духа над материей. Воплощением эстетического духа является художник. Он творит мир свободно. Высшие творения художественного гения бесконечны, неисчерпаемы по содержанию и глубине заключенных в них идей.

Философия И. Г. Фихте

Непосредственно вслед за Кантом развитие немецкой классической философии продолжил Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814) – один из восьми детей ремесленника-ткача, жившего в саксонской деревне Рамменау. Детские и юношеские годы Фихте прошли в большой нужде. Лишь счастливая случайность помогла ему закончить школу и поступить в университет – местный помещик обратил внимание на исключительную память деревенского мальчика и стал выделять средства на его обучение. Фихте учился на теологическом факультете сначала в Иенском, а затем в Лейпцигском университетах. Во время учебы особое внимание уделял философии, литературе, юриспруденции. Но после смерти помещика прекратились получаемые Фихте денежные субсидии, и он заканчивал университетское образование в чрезвычайно трудных материальных условиях –
у него не нашлось даже денег на оплату права сдавать выпускной экзамен.

От открывавшейся перед ним карьеры пастора с ее обеспеченным существованием Фихте отказался. В течение ряда лет он зарабатывал себе на жизнь домашним учителем. В 1792 г. при содействии Канта опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения», которая принесла ему известность. Многие видели в Фихте достойного преемника и продолжателя Канта. Однако спустя несколько лет Фихте заявил о себе как самостоятельном философе. Свое оригинальное философское учение он изложил в работе «Наукоучение» (1794 г.), а несколько позже в другой работе «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» (1801 г.).

В историю философской мысли нового времени Фихте вошел как создатель последней классической субъективно-идеалистической системы, отличающейся от систем субъективного идеализма, например от системы Беркли. Если система Беркли была метафизическим субъективным идеализмом, то философия Фихте представляла собой диалектический субъективный идеализм. Ей присуща тенденция диалектически трактовать сознание субъекта, раскрывать активно деятельную природу мышления.

Субъект в философской системе Фихте не пассивное созерцающее существо, а активное, непрерывно действующее, производящее самого себя и свой объект творческое первоначало. Фихте изображает абсолютное «Я», самосознание субъекта как чистую непрерывную деятельность, самопроизвольный процесс, в результате которого «Я», субъект, производит «не–Я» как свою противоположность. Из этой диалектики «Я» и «не–Я», субъекта и объекта, в границах сознания И. Г. Фихте конструирует всю совокупность определений «не–Я», т. е. создает как производное от сознания бытие.

Согласно философии Фихте, сознание и бытие тождественны по их сущности. «Не–Я», бытие, объект, есть вторая неотъемлемая от «Я» его сторона, или противоположность. Следовательно, абсолютное «Я» представляет собой неразрывное единство субъективного и объективного как противоположных и в то же время взаимосвязанных сторон сознания. Из их диалектики конструируются существующая реальность, все вещи и явления. Поскольку для Фихте идеальное и реальность тождественны, то вся диалектика «Я» и «не–Я» – это диалектика самосознания субъекта, диалектика осознания им самого себя.

Свою субъективно-идеалистическую философскую систему И. Г. Фихте именовал «наукоучением». Он рассматривал ее как науку, стоящую над всеми другими науками и вооружающую их принципами. Поскольку его «наукоучением» исследуется исключительно сфера сознания субъекта, оно является наукой, лишенной какого бы то ни было подлинно объективного содержания. Оторванная от материальной действительности, философия Фихте оказалась абстрактно-схоластическим построением, в котором чисто умозрительным путем выводится все материальное из идеального, объективное их субъективного. За это его подвергли критике многие его современники, в том числе Кант.

Несомненным же достижением Фихте является разработка им диалектического способа мышления. Он много внимания уделяет противоречивости всего сущего, единству противоположностей, противоречиям как источнику развития. Для Фихте категории – это не совокупность априорных форм рассудка, а система понятий, вбирающих знания, которые развиваются в ходе деятельности «Я». Именно эти идеи оказали влияние на дальнейшее развитие немецкой классической философии и последующей философской мысли.

Определенный интерес представляют этико-социальные взгляды Фихте. В основе его этической концепции лежит понятие категорического императива Канта. Но кантовский категорический императив истолковывается им как повеление людям предпринимать самые активные, не считающиеся ни с какими препятствиями усилия во имя реализации своей свободы. Стать свободным и достичь этого благодаря своей активности – нравственный долг человека. Единственным правомерным ограничением свободы индивида может быть лишь необходимость уважать свободу других. Такое содержание фихтовской этики неизбежно выводит ее на вопросы государства, политики, права. Эти вопросы рассматриваются Фихте в его социальной философии.

Исходным пунктом социально-философских размышлений Фихте является теория общественного договора Ж. Ж. Руссо, которую он интерпретирует в революционно-демократическом духе. Свобода, по его мнению, состоит в подчинении человека законам через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. Основу всякого государственного устройства должен составлять общественный договор, направленный на обеспечение свободы каждого гражданина посредством справедливых общеобязательных законов. В духе учения Ж. Ж. Руссо Фихте утверждал, что народ действительно и поправу есть высшая власть и перед лицом народа всякая исполнительная власть теряет свою фактическую и юридическую силу. Если же исполнительная власть противодействует народу, то он имеет право свергнуть ее вооруженным путем, и это действие нельзя квалифицировать как бунт – оно есть восстановление права. Фихте считал справедливым лишение аристократов их привилегий, заявлял о необходимости уничтожения отношений господства и порабощения.

Однако в последующем И. Г. Фихте стал переходить с революционно-демократических позиций на консервативные, а в ряде вопросов и на реакционные. Это объясняется рядом факторов, в том числе его духовной адаптацией к прусской действительности, насыщенностью его мировоззрения теософскими идеями.

Наши рекомендации