Тема: В сказочной стране гномов
Цели урока:
Ø Знакомство с музыкой Э. Грига.
Ø Изучение трёхчастной формы музыки.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Э. Григ. Шествие гномов (слушание).
Ø Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).
Ø А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).
Дополнительный материал:
ü Портрет композитора Э. Грига.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «В сказочной стране гномов».
III. Работа по теме урока.
Знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесу. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни.
Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковать волшебные кольца и мечи.
Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.
В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.
Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов».
ü Послушайте музыку Э. Грига. Шествие гномов (слушание).
Запись на доске:
ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА КОНТРАСТ |
Обратите внимание: начальный и заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них.
НАЧАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | СРЕДНИЙ РАЗДЕЛ | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
Пьеса Э. Грига «Шествие гномов» написана в трёхчастной форме.
ü Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие».
ü Подумайте, почему Э. Григ назвал свою пьесу именно «шествием».
ü Как средства музыкальной выразительности воссоздают характер шествия? При ответе на вопрос обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты, приём стаккато.
ü Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании среднего раздела пьесы?
ü Что происходит с музыкальным звучанием?
ü Как изменяются средства музыкальной выразительности?
ЗАПОМНИТЕ! РЕЗКАЯ СМЕНА ЗВУЧАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ НАЗЫВАЕТСЯ КОНТРАСТОМ |
Вокально-хоровая работа.
Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).
А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой Э. Грига и трёхчастной формой музыки.
V. Домашнее задание.
Разучите песню. Задание на стр. 9
Урок 4
Тема: Многообразие в единстве: вариации
Цели урока:
Ø Знакомство с музыкой П. Чайковского.
Ø Знакомство с вариационной формой.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).
Ø В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «Многообразие в единстве: вариации».
III. Работа по теме урока.
ü Внимательно рассмотрите рисунок художника «Хоровод матрёшек». В чём их сходство и отличия?
ü Что означает слово «вариация»?
Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску. В таких случаях мы говорим, что звучат вариации.
Слово «вариация» по-латыни означает «изменение».
ТЕМА * ВАРИАЦИИ |
ü Послушайте музыку П. Чайковского. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).
ü Какая русская народная песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского?
ü Как меняется характер темы в последующих вариациях?
Вокально-хоровая работа.
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
IV. Итог урока.
- С чем мы познакомились на уроке?
С музыкой П. Чайковского.
Познакомились с вариационной формой.
V. Домашнее задание.Выучите песню. Задание на стр.12
Урок 5
Тема: «Дела давно минувших дней…»
Цели урока:
Ø Знакомство с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила».
Ø Воспитание патриотизма.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка. Запев Баяна. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
Ø Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора М. Глинки.
Ø Картинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Дела давно минувших дней…»
III. Работа по теме урока.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
А.Пушкин
Лукоморье– морской залив.
Поэма – крупноепоэтическое произведение с развёрнутом сюжетом.
Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». В ней повествуется о том, как злобный карлик Черномор похитил во время свадебного пира невесту Руслана Людмилу.
Бесстрашный князь отправляется в долгий и нелёгкий путь: ему предстоит освободить Людмилу.
Эта сказочная история стала сюжетом оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
ü Послушайтемузыку М. Глинки. Запев Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü Каков характер Запева Баяна?
ü Почему Запев звучит неспешно и величаво?
ü Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами,
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями?»
А.Пушкин
Эти стихи легли в основу арии Руслана.
Ария– оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.
ü М. Глинка. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мрачного поля»?
ü Какой темп выбрал композитор?
ü Какие использованы регистры?
ü Какова динамика?
ü В середине арии характер музыки резко меняется. С чем это связано?
Вокально-хоровая работа.
Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила». Узнали новые понятия: ария, лукоморье, поэма.
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 15.
Урок 6
Тема: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
Цели урока:
Ø Воспитание патриотизма.
Ø Былинные темы в музыке.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание).
Ø А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).
Ø Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет А. Бородина.
Ø Картинки.
Ø Репродукции картин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
III. Работа по теме урока.
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
Запись на доске:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО * СКАЗКИ * БЫЛИНЫ |
Кто из вас не любит русские народные сказки с их излюбленными персонажами – добрыми молодцами, красными девицами, Бабой Ягой, Кащеем Бессмертным?
Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о его могучей силе, подвигах и победах, о его красоте.
Возникли сказки в далёкие времена. Их создателем является НАРОД. До возникновения письменности сказки передавались из уст в уста от отцов к детям.
Поэтому народные сказки относятся к устному народному творчеству.
ü Послушайте фортепианную пьесу Т. Чудовой «Протяжная».
ü Картины каких знакомых вам русских народных сказок оживают в звуках музыки?
ü Сколько разделов вы услышали в пьесе?
ü Как изменяется характер музыки в среднем разделе?
ü Какие русские народные инструменты могли бы «украсить» музыкальное звучание?
ü Придумайте свои варианты названия музыкальной пьесы.
Запись на доске:
* ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ * |
Эпическим произведениеммыназываем произведение искусства величественно-спокойного, величественно-героического характера.
К произведениям народного творчества относятся ибылины.В отличии от народных сказок былины исполняются нараспев. Как и сказки, былины исполняет сказитель – неспешно, величаво. Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнитель в былинном, эпическом стиле».
Главным персонажем былин всегда выступает богатырь – мужественный, честный, благородный. Кому не известны имена славных русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича?
«Богатырская» тема представлена в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
Вторая симфония Бородина так и называется – «Богатырская». Слушая эту музыку, испытываешь «ощущение силы, бодрости, света… радость от сознания, что живёшь».
ü А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).
ü Подтверждает ли музыкальное звучание название Второй симфонии А. Бородина – «Богатырская»? опробуйте обосновать свой ответ.
Вокально-хоровая работа.
ü Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).
IV. Итог урока.
Мыпознакомились с устным народным творчеством: былинами и эпическими произведениями.
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 18.
Урок 7
Тема: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).
Ø Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора С. Прокофьева.
Ø Репродукции картин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
III. Работа по теме урока.
ü Рассмотрите репродукции картин И. Билибина: «Князь Игорь» и «Александр невский».
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» – так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.
В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои, ведущие на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.
«Кто с мечом на русскую землю придёт,
от меча и погибнет».
Александр Невский
Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы на руст двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, Чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй»
Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.
«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием – Русь.»
О. Тихомиров
Это историческое событие нашло отражение в киноискусстве и музыке. Кинофильм «Александр Невский» - замечательная работа режиссёра С. Эйзенштейна и композитора С. Прокофьева.
С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Запись на доске:
Слово КАНТАТА происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра. |
ü С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).
ü Какие черты русскогохарактера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?
= Решительность, призыв к борьбе слышны в звучании хора «Вставайте, люди русские». Русский народ предстаёт как народ-освободитель.
ü Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?
= Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. В оркестре выделяется звучание медного духовного инструмента тубы. Оно получило название «скок свиньи»
ü Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Почему?
Слова для справок: Крещендо, диминуэндо.
Вокально-хоровая работа.
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).
IV. Итог урока.
-С чем мы познакомились на уроке?
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 21,22.
Урок 8
Тема: Бег по кругу: рондо
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
Ø М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Бег по кругу: рондо».
III. Работа по теме урока.
Мы знаем: с давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев.
Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.
По-французски «круг» – «рондо».
Многие композиторы использовали форму рондо в своих произведениях. Неизменные припевы получили названия рефренов, а изменяемые куплеты – эпизодов.
Часто рондо звучит в подвижном темпе. Имеет шутливый, иногда озорной характер.
ü Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?
Запись на доске:
РОНДО – по-французски «круг». РЕФРЕН – неизменный припев. ЭПИЗОД – изменяемый куплет. |
ü Послушайте пьесу Л. Бетховена. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
ü Каков характер рондо Л. Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша»? С чем это связано?
ü М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü В какой форме написано это произведение?
ü Каков характер?
Вокально-хоровая работа.
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
С чем мы познакомились на уроке?
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 25 – 27.
Урок 9
Тема: Бег по кругу: рондо
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
Ø М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Бег по кругу: рондо».
III. Работа по теме урока.
Мы знаем: с давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев.
Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.
По-французски «круг» – «рондо».
Многие композиторы использовали форму рондо в своих произведениях. Неизменные припевы получили названия рефренов, а изменяемые куплеты – эпизодов.
Часто рондо звучит в подвижном темпе. Имеет шутливый, иногда озорной характер.
ü Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?
Запись на доске:
РОНДО – по-французски «круг». РЕФРЕН – неизменный припев. ЭПИЗОД – изменяемый куплет. |
ü Послушайте пьесу Л. Бетховена. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
ü Каков характер рондо Л. Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша»? С чем это связано?
ü М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü В какой форме написано это произведение?
ü Каков характер?
Вокально-хоровая работа.
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
С чем мы познакомились на уроке?
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 25 – 27.
Вторая четверть
Урок 10