Отрывок из сказочной повести «Сказание о принце Эйнаре и живой воде»

Королева уснула и увидела сон. Она увидела девочку из сказки. У нее были вредные глаза и капризный голос, а еще она была маленькая и обиженная. Это была маленькая Анна. Вдруг рядом с ней Анна увидела прекрасную женщину в блестящем платье и золотыми волосами. Она подошла к девочке и ласково обняла ее, погладила по голове. И девочка заплакала. Ее давно никто не обнимал так ласково и заботливо. Женщина сказала, что поможет ей собрать яблоки, и они принялись за дело. Они складывали краснобокие яблоки одно к одному, и все они были такие крупные и красивые, что просто загляденье. А потом позвали других людей, которые ели яблоки и радовались. Эти люди потом накормили девочку всякими вкусными вещами. И она больше никогда не голодала. А женщина опять исчезла, но девочка почему-то не огорчалась, ведь это была добрая волшебница.

А однажды сад заболел. На него напала какая-то черная плесень. Листья чернели и скручивались, а цветы опадали, едва раскрывшись. Анна ходила среди черных деревьев, и ей хотелось убежать оттуда. Но ей было очень жалко эти деревья. Она должна была спасти их. Вдруг вспомнила: «Ворона! Где же ворона!»

Ворона сидела, как обычно, на соседнем дереве, как ни в чем не бывало. Анна протянула к ней руки и спросила:

- Как мне спасти сад?

- Это не сад, это твой сын, Эйнар. И спасти его может только живая вода, причем только та, которую ты найдешь сама. Если ты найдешь ее, твой сын вернется к тебе.

- Где же я найду живую воду?

- В тридевятом царстве. И знает об этом только баба Яга.

Анна проснулась и рассказала свой сон нянюшке Дорис. Та покачала головой и сказала, что в этом сне все правда. И тридевятое царство есть, и баба Яга, и живая вода. Только найти живую воду очень трудно. Погибнуть можно на этом пути.

- Мне теперь все одно. Нет мне покоя и радости, пока сына не верну.

- Идти тебе придется одной, в бедной одежде и с одним только хлебом.

- Я на все согласна.

Тут вернулся ее жених Бейнир. Королева рассказала ему о своем решении и попросила остаться вместо нее править страной, пока она не вернется с сыном. Они вместе издали указ о поиске по всей стране принца Эйнара. Тому, кто найдет его, была обещана большая награда.

А королева надела бедное простое платье, взяла краюху хлеба, соль в тряпочке и пошла по дороге прочь от своего дворца. Первый раз в жизни шла она пешком по пыльной дороге, и ее нежные ноги быстро стерлись и устали. Она все-таки добрела до маленького домика, который стоял на самой окраине леса, и постучала туда. Ей открыла старушка и пустила в дом.

- Только нет у меня еды никакой, - сказала она королеве.

- Да вот, у меня есть хлеб, - ответила Анна и положила хлеб на стол.

- Ну, это совсем другое дело! – обрадовалась старушка.

Вдвоем они поели хлеб с солью, запили ключевой водой и улеглись спать. Анна так устала, что даже не смогла спросить старушку, как ей искать бабу Ягу. Утром они встали и позавтракали хлебом, который принесла Анна, и у нее осталась только половина краюхи. А старушка хитро посмотрела на Анну и говорит:

- Знаю, зачем ты пришла, и хорошо, что угостила меня своим хлебушком, не пожалела. Я ведь тетка родная бабе Яге и ее сестрам. Скажу тебе, как добраться до них, а уж про живую воду только они тебе расскажут. Держат они это в большом секрете, не всем и не каждому рассказывают, а только тем, кто прошел через все трудности и испытания, и не испугался их. А тебе я за твое добро помогу – дам свой платочек. Ты, когда придешь к первой моей племяннице, положи его сразу на стол – она и признает его. А дальше и сама поможет.

И старушка достала из сундука красивый цветастый платочек, и дала его королеве. Та с поклоном сказала ей «спасибо». Показала ей старушка дорогу, которой идти к младшей племяннице (она ближе всех жила), и Анна пошла путь-дорогой.

Долго ли, коротко ли шла, никто не знает, весь хлеб до крошки давно съела, ноги в кровь стерла, платье в лохмотья сносила, и пришла, наконец, на поляну, где избушка крутилась. Остановила она избушку словом заветным, какое помнила из сказок нянюшки Дорис:

- Избушка-избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!

Избушка и остановилась. Анна вошла в нее и увидела страшную бабу Ягу, которая глянула на нее взглядом недобрым. Не дожидаясь, пока баба Яга что-то скажет, быстро достала из узелка платок старушки и молча расстелила его на столе. Баба Яга сказала:

- Вижу-вижу, что была ты у тетушки моей. И что велит она мне помогать тебе. Что ж, воля тетушки – закон. Что ты хочешь?

Хитрая баба Яга отлично знала, зачем идет Анна, но решила ее еще раз проверить.

- Иду я, бабушка, искать живую воду для своего сына, принца Эйнара, чтобы вернуть его. Невмоготу мне жить без него.

- Знаю-знаю, что была ты королевой, а сейчас нищенское рубище одела и голодаешь. Помогу тебе, так и быть.

Накормила Анну, в баньку отвела, и стала Анна после баньки, как новенькая, как будто лет десять сбросила. Выспалась на мягкой перине, а утром увидела рядом со своей постелью платье новое, чистое, с узором, вышитым из диковинных зверей, птиц, да цветов. И стояли рядом сапожки мягкие, тоже изузоренные. Анна оделась и обулась – все оказалось впору, точно на нее шито. Дала ей баба Яга каравай мягкого, теплого хлеба и соли в тряпочке.

- Вот тебе в дорогу. Только не ешь всего хлеба, а принеси краюху сестре моей средней и положи ей на стол. Тогда она узнает, что ты от меня идешь.

И дала матери Эйнара еще клубочек ниток, который приведет ее, куда надо. Сказала Анна бабе Яге «большое спасибо» и пошла путем-дорогой.

Долго ли, коротко ли шла – про то нам неизвестно, только стерла новые сапоги до дыр, сносила почти до лохмотьев платье нарядное, от хлеба краюха малая осталась. Не ест ее Анна, бережет. И вот совсем уже маленький стал клубочек, уже близко изба второй бабы Яги, и вдруг слышит Анна плач ребенка в лесу. Кинулась она на голос и увидела маленького мальчика, одного, босого и едва одетого, очень худого. Анна кинулась к нему и спросила:

- Откуда ты, дитя? Где твоя мама?

Мальчик ответил:

- Нет у меня никого, я заблудился и очень хочу есть.

Анна вздохнула, вспомнила своего сына и подумала: «Была, не была, не возьму я греха на душу, не оставлю дитя без помощи, может, и Эйнара моего какая-нибудь добрая женщина накормит». И отдала малышу хлеб. А потом взяла его за руку и повела за клубочком. И, только они дошли до избы, которая крутилась по всей поляне, как мальчик мгновенно обернулся старой, страшной старухой, бабой Ягой средней. Анна испугалась, но делать нечего – к ней и шла. Баба Яга остановила избу и впустила туда Анну.

- Знаю, что была ты у моей тетки и сестры. За то, что не пожалела последнего куска хлеба для меня, помогу тебе. Ешь, мойся и ложись спать. Утро вечера мудренее. Авось, что-нибудь придумаем.

Анна поела, отпарилась-отмылась в баньке, и разом всю усталость и лет десять скинула. Выспалась в мягкой постели и утром увидела возле себя красивое, вышитое платье, еще лучше прежнего, и прекрасные узорчатые сапожки. Оделась – все в пору ей пришлось, и стала с бабой Ягой завтракать, в дорогу собираться. Баба Яга сказала ей так:

- Строга сестра наша старшая, так просто не скажет она тебе про живую воду, даже если мы попросим. Потребует она взамен твою молодость и красоту. Если отдашь – подскажет она тебе, как живую воду найти.

Крепко задумалась Анна. На все она готова ради сына, а молодости и красы жалко-прежалко. Вспомнила жениха своего, Бейнира любимого. И решилась.

- На все готова. Пойду я к твоей сестре.

Дала ей баба Яга хлеб клубочек и предупредила:

- Иди и никуда не оглядывайся, не оборачивайся, смотри только на клубочек, иначе потеряешь дорогу.

Поблагодарила ее Анна и пошла путем-дорогой. Днем идти было легко, а вот как свечерело, начались кругом крики, да стоны:

- Обернись, красавица, смотри, кто за тобой идет!

Чуть не обернулась Анна, да вовремя вспомнила, о чем ее баба Яга предупреждала, и дальше пошла.

Справа зеркало появилось и заговорило:

- Посмотри в меня – ты уже теряешь свою красоту!

И чуть не посмотрела Анна туда, да вспомнила слова бабы Яги, и сдержалась.

Слева страшный призрак возник, огнедышащий дракон. Чуть не кинулась бежать со всех ног Анна, но вспомнила слова бабы Яги, и упрямо смотрела на клубочек. А дальше она услышала голос Эйнара:

- Мама, спаси меня!

И бедная королева не выдержала и посмотрела в ту сторону, откуда был голос, а наваждение тут же и пропало. Пусто и темно стало в лесу. И клубочек пропал из виду. Бедная Анна расплакалась во весь голос. Она села под дерево и закрыла лицо руками. Так и сидела, горюя, до самого утра. А утром встала и решила: «Пойду, куда глаза глядят, пока жива буду». Нет мне обратного пути. И пошла по той тропинке, по которой давеча клубочек катился. А тропинка, как нарочно, хорошо видна и протоптана. И даже лес будто расступаться стал перед ней. И скоро увидела она перед собой избу огромную, которая кувыркалась по всей поляне. И поняла сразу, что все-таки пришла, куда ей надо было.

Тихая, строгая была Анна. И даже слова не сказала, а уже остановилась в своей пляске сумасшедшая изба и впустила королеву вовнутрь. Без страха вошла она туда и увидела страшилище кошмарное, с бородавками, из которых показывали свои головки змеи, и снова прятались внутрь. Только Анне уже ничего страшно не было. Поклонилась она бабе Яге и сказала:

- Здравствуй, бабушка, помоги мне найти воду живую, чтобы вернуть сына своего, Эйнара.

- А, знаешь ли, какую цену беру за это?

- Знаю, бабушка. Бери мою молодость и красоту, ничего не жалко.

- Ладно, красавица.

И баба Яга - старшая взмахнула клюкой, и Анна стала меньше ростом и затряслась от слабости. Ее руки стали узловатыми и сморщенными, а в ковше с водой она увидела старое, тоже сморщенное свое лицо и провалившийся рот. Из глаз королевы-старушки выкатилась одна слезинка, но больше Анна плакать не стала. Баба Яга посмотрела на нее и сказала:

- Пойдешь за моим псом, он приведет тебя к озеру. В нем и будет живая вода. Наберешь ее в горшочек и брызнешь ею на своего сына. Тогда он тебе поверит и вернется к тебе.

- А где же мне найти сына? – спросила старушка-королева.

- Теперь найдешь, - ответила баба Яга и замолчала.

Дальше Анна пошла за старым псом бабы Яги с горшочком для воды, краюхой хлеба и клюкой, на которую опиралась. Как тяжело было идти, как сильно болели ноги, и не хватало воздуха, и неровно колотилось сердце, иногда замирая. Анна боялась только, что умрет, не дойдя до цели. Хорошо, что пес тоже был старый и шел очень медленно.

Они отдыхали и ели хлеб бабы Яги, и опять шли дальше. Пес откуда-то знал, куда идти.

И вот, наконец, Анна увидела, что растения вокруг стали просто роскошными, изумительно красивыми. Некоторые из них пышно цвели, другие уже стояли, увешанные созревающими или зрелыми плодами. Анна сорвала одно зрелое яблоко и съела его, а огрызок кинула псу. Тот на лету подхватил его и съел. Анна почувствовала, что силы ее прибыли, дышать стало легче, да и пес побежал бодрее. Анна увидела разных животных, в том числе и тех, от которых бы убежала в другой раз. И волки, и кабаны были тут, и рычание какого-то очень крупного хищника раздавалось близко.

Анна откуда-то знала, что бояться не нужно. Никто никого здесь не трогал, все шли в одном направлении, туда же, куда шли старушка-королева и пес. Анна поняла, что озеро близко.

Ключевые слова: действие, формирование. Связаны с именем Тюра (бога войны): английском Tir, готском Teiws.

Тейваз – руна победы. Психологический смысл руны в организации борьбы с силами Хаоса собственного «Я». По сравнению с предыдущей Соулу, олицетворяющей преимущественно стихийные силы, Тейваз значительно более одухотворена, человечна.

Королева Анна дошла до живой воды, отдав все, что имела, кроме самой жизни, и этим спасла и себя и сына. Русалочка приносит в жертву свой прекрасный голос, чтобы получить ножки и возможность видеть принца. Принеся в жертву свою жизнь ради счастья принца, она встала на путь обретения бессмертной души. Достижение цели в данном случае связано с принесением осознанной и добровольной жертвы. Одной силы и правоты сейчас мало, нужно ради достижения цели пожертвовать чем-то важным для себя. Причем, принесение жертвы не подразумевает обязательного получения чего-то взамен. Это не бартер по контракту.

Не зря ее основным персонажем считают скандинавского бога воинских искусств Тюра, но Тюра, существенным атрибутом которого является уже не рогатый его шлем, а пустой правый рукав. Тюр вполне аналогичен греческому Аресу и римскому Марсу, но более упорядочен и невозмутим, чем вспыльчивые дети Средиземноморья, более спокоен и суров, он бог-миротворец, олицетворение сил порядка. Это совершенно нешумный бог в отличие от Ареса. Кстати, появление бога войны после козленка не случайно. Изначально римский Марс был богом растительности, и только потом войны.

Руна в данном контексте соответствует второй ступени героического посвящения (и второму возрастному кризису ребенка), на которой ребенок добивается постепенной победы над собой ради причастности к своим родителям, своему роду, клану.

С Тюром связана следующая история, описанная в Эддах. Когда боги узнали из прорицание вёльвы о том, что волк Фернир в Рагнарёк проглотит Одина, они решили крепко спутать его. Они пробовали крепкие цепи, но Фенрир без труда их разрывал. Тогда после двух неудачных попыток подземными карликами-цвергами были изготовлены крепчайшие путы Глейпнир, и боги пришли к Фенриру. Асы уверили его, что и эти путы он легко сбросит, но Фенрир потребовал залог своей свободы. Тогда Тюр положил ему свою правую руку в пасть. Боги надели на Фенрира путы, и он не смог их сбросить. Тогда он откусил руку Тюра. С тех пор Тюр всегда изображается одноруким и считается богом-миротворцем. Благодаря его жертве богам удалось надолго обезвредить Фенрира и отстоять мир. Близко к этой ситуации стоят жертвы Одина ради обретения мудрости.

В годичном календаре периоду действия Тейваз соответствует конец февраля и начало марта (примерно с 23 февраля по 6 марта) и, что интересно, День защитника Отечества, 23 февраля. У меня нет объяснения подобным совпадениям, но следующая руна, Беркана, и ее совпадение с днем 8 Марта меня развеселили. В жизненном цикле это период примерно от 5-6 до 8-9 лет, когда ребенок постепенно от положения маленького ребенка, пользующегося многими правами и привилегиями, начинает получать обязанности, с одной стороны, повышающие его социальный статус до старшего брата или сестры, маминого помощника, затем школьника. С другой стороны, ребенок приносит в жертву свою безответственность, легкость и беззаботность существования, знакомится с рамками, нормами поведения в обществе. Точнее, к этой жертве его нередко очень активно подвигают родители и прочие воспитатели. Для того, чтобы этот период прошел законно и менее травматично для ребенка, воспитателям надо позаботиться о параллельной статусной компенсации, чтобы ребенок почувствовал себя не униженным очередной обязанностью, а вполне героическим и достойным персонажем, который делает очень важное для всех дело, подобно богу Тюру. Интересно, что и Тюр, и ребенок после прохождения периода Тейваз имеет последствия травмы (метку Нави), нуждается в исцелении. Задача следующего периода – проходящего под знаком Берканы, как раз в этом.

Мантика и магия. В прямом положении руна обозначает активный период в вашей жизни, требующий целеустремленности, организованности, умения правильно принести жертву, т.е. расстаться с приятностями прежнего образа жизни, из которого вы сейчас вырастаете, как из коротких штанишек. Это качество целеустремленности отражается в форме руны – напоминающую стрелу или копье. Это знак взросления, созревания отношений с людьми, бесстрашного отношения к ним. В обратном положении руна свидетельствует о «потере энергии» (А. Платов). Возможно, ваша энергия уходит в ненужном направлении, усилия имеют неверную цель или несвоевременны. Здесь уместно вспомнить «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?». Сейчас может быть оправдано и необходимо именно отступление, чтобы, собравшись с силами, вновь обрести свою столицу. Настоящее состояние может быть связано с болью и обидой, но эти чувства не должны затмевать предчувствия последующей победы. При этом положении руны задача Воина Духа по организации внутреннего Хаоса особенно серьезна. Как любая перевернутая руна, она дает время для раздумий и переоценки своих взглядов.

18. Беркана. Руна роста, целительства, плодовитости

  «В его усадьбе жизнь идет своим чередом. Здесь все растет и цветет под присмотром доброй хозяйки. Здесь царят покой и счастье. Все, что в других местах порождало бы раздоры и огорчения, здесь не вызывает ни жалоб, ни боли. Все идет, как и должно идти. Что из того, что хозяин дома затосковал и хочет жить с кавалерами в Экебю? Разве можно обижаться на солнце за то, что оно каждый вечер исчезает на западе, погружая землю в темноту? Кто непобедимее умеющего покоряться? Кто более уверен в победе, чем умеющий ждать?» (Сельма Лагерлеф «Сага о Йесте Берлинге»)

История Пера и Соль

Жили-были когда-то девушка по имени Соль и парень по имени Пер. Полюбили они друг друга и поженились. Соль стала хозяйкой в доме Пера, и все знала в этом доме, кроме одной маленькой комнатки, всегда закрытой на ключ. С улицы было видно, что окошко комнаты затянуто занавеской, и в ней две дырочки, как будто для глаз. Пер не хотел, чтобы она заходила в эту комнату. Соль любила его, и вскоре забыла думать об этой комнате.

Пер был викингом. Пришло время ему вместе с другими мужчинами собираться в дальний поход. На прощанье он поцеловал Соль и сказал: «Если хочешь, чтобы я вернулся, будь мне верна и не заходи в маленькую комнатку».

Пер уехал и Соль осталась одна. Она ждала Пера и думала о маленькой комнате, в которую ей нельзя заходить. Она подходила к ней и прислушивалась. За дверью сначала было тихо. На второй день за дверью маленькой комнаты послышались какие-то шорохи, а на третий день – шаги. И тут Соль не выдержала и нашла ключ от комнаты. Она открыла дверь. В комнате был Пер, ее муж. Точно такой, какого она знала и любила. Только он был здесь, а не в походе. Он попросил ее принести ему дерево и инструменты, и к вечеру смастерил скамейку, совсем такую, какую ей давно хотелось.

На второй день Пер попросил еды. И Соль накормила его. Пер смастерил замечательный стол.

А на третий день Пер попросил Соль остаться с ним на ночь и лечь в одну постель. Тогда он сможет выходить из комнаты. Услышав это, Соль вышла из комнаты, прикрыв за собой дверь. Она легла спать одна и ночью увидела сон. Ей приснился Пер. Он был в плену у врагов – израненный, едва живой. Тогда Соль встала и закрыла дверь маленькой комнаты на ключ. И больше к ней не подходила. Постепенно звуки из-за двери стихли и вовсе пропали.

Соль ждала Пера. Он вернулся с другими мужчинами, которых ждали их женщины. Пер обнял жену, крепко поцеловал ее и прошел в маленькую комнату. И стал там мастерить самые лучшие вещи, которые только могла представить себе Соль.

Ключевые слова: рост, развитие, береза.

Беркана – руна того же ряда, что Уруз и Наутиз, т.е. руна пива. Береза (дерево руны) – очень полезное дерево. В средней полосе России для чего только оно не использовалась: и веники в баньку, и береста на туеса, и сок березовый по весне. Привычное, ничем особым не привлекающее дерево, но как без него обойтись? Еще Беркана это женский персонаж, образ взрослой, психологически зрелой женщины, умеющей понимать, заботиться, прощать, а, главное, растить. Неважно, что или кого – ребенка, сад, своего мужа. Это образ плодородной, помогающей женщины. Причем, рост, который вызывает Беркана, не бурный, всем заметный, а медленный, постепенный, бережно целительный - постепенное накопление количества, которое затем перейдет в качество. Ожидание быстрых достижений и результатов неуместно, замечателен сам процесс, его магическая насыщенность. В сказке Соль дожидается своего героя, не поторопившись и не поддавшись мороку и соблазну быстрого достижения счастливой жизни, таким образом она вновь обретает супруга и хозяина своего дома.

В «Бесконечной книге» М. Энде мальчик Бастиан в своем путешествии приходит к Дому Превращений. Там он встречает женщину, цветущую в самом прямом смысле этого слова, на ней лопаются почки и выпускают цветы, которые потом превращаются в сочные плоды. Она радуется приходу мальчика, потому что теперь будет кому есть ее плоды, она окружает его материнской и бескорыстной заботой. «Он слышал, как она встала, подошла к нему, склонилась над ним. Она погладила его по голове и поцеловала в лоб. Потом взяла на руки и куда-то понесла, а он, как маленький, прислонился головой к ее плечу, все глубже и глубже погружаясь в теплую тьму. В полусне он почувствовал, как его раздели и уложили в мягкую благоухающую постель. Он еще слышал, словно издалека, как прекрасный нежный голос тихонько напевает песню:

Спи, мой мальчик, как ты мил,

И так много пережил!

Долго шел, блуждал, страдал.

Был великим - станешь мал.

Будь же снова малышом!

Спи, мой мальчик, сладким сном!

Когда он проснулся утром, ему показалось, будто он выздоровел после тяжелой болезни - так спокойно и радостно было у него на душе. Он огляделся и увидел, что находится в очень маленькой комнатке и лежит... в детской кроватке!».

Он прожил у Аюолы еще долго, и все длилось лето. И вскоре Бастиан понял, что в нем растет желание любить самому. Тогда он с благодарностью покинул Дом Превращений.

Этот сюжет напоминает тот отрезок пути Герды, идущей спасать Кая, где она попала в чудесный сад старушки, умеющей колдовать. Оба сюжета представляют собой прекрасный тайм-аут, в котором нокаутированного боксера обмахивают полотенцами и смачивают его разбитые губы, чтобы он восстановил свои силы.

Интересно, что оба писателя - и Г.Х. Андерсен, и М. Энде, имеют прямое отношение к северной духовной Традиции. Многие сказки Андерсена являются пересказами лучших народных сказок. Михаэль Энде – выпускник Вальдорфской школы, основанной Рудольфом Штайнером, антропософия которого во многом базировалась именно на Северном Духовном Пути. В Вальдорфских школах, в частности, детям принято читать сказки братьев Гримм, филологов, тщательно собравших и пересказавших народные сказки германского народа – части древней Традиции.

Беркана соответствует архетипу Великой богини-матери, которая может существовать в разных ипостасях – и супруги верховного бога – Реи, скандинавской Фригг, славянской Макоши, Астарты, Кибелы, Артемиды, которые нередко функционировали не только как богини плодородия, но и как хранительницы домашнего очага, семьи. Как бы ни выглядели женские персонажи, они, в конечном счете, оказывают существенную помощь нашему герою. Ведь в предыдущий рунический период наш герой проявил мужество и одержал победу над своим же страхом ценой принесения жертвы (Тюр теряет руку в пасти Фенрира, королева Анна – свою молодость и красоту, Иван-царевич вкушает в избушке бабы яги пищу мертвых), на всех осталась метка Нави. Теперь они нуждаются в исцелении и помощи, и дальнейшем продвижении.

Психологический смысл этой руны в личностном росте, который происходит сначала незаметно, внутри, какое-то время является нереализованной потенцией, но в нужный момент при наличии всех факторов готовности проявляет себя. Важно не сжечь раньше времени кожу царевны-лягушки, сбросить Емелю с печки, не требовать от героя и ребенка слишком быстрой утраты зооморфности, даже растительности его существования. Это у него впереди и наступит уже очень скоро. Оборотная сторона смысла руны – злоупотребление периодом потребления и насыщения, возведение в культ эпикурейства, гедонизма. В современной культуре наиболее всего Беркане соответствует движение хиппи, грин-пис, культура растаманов с музыкой рэггей, несущей позитивные эмоции.

С точки зрения рунической возрастной периодизации, возможно, это период роста ребенка между его вторым (6-8 лет) и третьим (12-15) возрастными кризисами. Относительно спокойный период, когда ребенок без особых бурь и ломок тела и характера наслаждается процессом узнавания расширяющегося и удивительного мира. В этом возрасте и мечта о дальних странах, и о том, что хорошо бы стать космонавтом, а на худой конец пожарником. Это в случае прямой, позитивной руны. Если же материнский защитный и стимулирующий фактор недостаточен или деформирован, то тогда мы имеем картину семьи Резо (из одноименного романа Эрве Базена), где сыновья назвали свою безжалостную и муштрующую мать Психиморой, и не росли даже в физическом плане. В современных детских домах и приютах высокий рост детей также является редкостью.

Накопленный багаж знаний и опыта познания мира за период действия руны затем даст качественный скачок тем более существенный, чем позитивнее он прошел.

Интересно, что согласно данному руническому календарю руне Беркана соответствует период примерно от 7 по 22 марта, в т.ч. праздник 8 Марта – женский день, день матерей, жен, бабушек – всех, кто умеет заботиться, давать жизнь и ее растить.

Мантика и магия. Сфера действия руны – рост во всех смыслах – и физический и духовный. Она способствует также рождению и возрождению, благоприятна при решении проблем, связанных с воспитанием детей, при бесплодии и для облегчения процесса родов. Она способствует защите организма от инфекции и прочих вредоносных агентов. Кроме того, Беркана, являясь руной пива, бережет человека от обманов и иллюзий. В средние века Беркану использовали для изгнания бесов. В рунескрипте (ряд последовательно вырезанных или изображенных рун) ее хорошо использовать для обеспечения мира, гармонии и защиты домашнего очага. Для использования руны во внутреннем круге материнской и женской магии достаточно медитировать над образом и содержанием руны, но можно и сделать талисман с ее изображением. Графическое изображение Берканы соответствует и букве «B» латинского алфавита, и у многих рунологов вызывает ассоциации с формой женской груди.

Если при гадании выпадает обратная Беркана, это говорит о том, что в настоящее время имеет место затруднение роста, развития, проблемы питания в самом широком смысле. Она, таким образом, ставит задачу подумать над причинами, могущими вызвать такое нарушение и восстановить процесс правильного питания, абсорбции необходимых факторов роста, которые могут быть чем угодно – как продуктами питания, так и общением с нужными людьми, занятиями, действительно желанными и экологичными внутреннему миру человека.

19. Эваз. Руна лошади, прогресса, сдвига с «мертвой» точки, перехода количественных изменений в качественные

  «Умей доверять - это величайшая из наук, потребных нам в жизни; судьба подобна благородной арабской кобылице: она не терпит трусливого всадника, но мужественному – покоряется». (Л. Соловьев “Повесть о Ходже Насреддине”)

Лушка-босоножка

Жила-была девица одна – дочь единственная у вдового гражданина. Звали ее все по-простому - Лушка. Была она рукодельница и хозяюшка всем на радость. Пришлось научиться всему после смерти матушки. Решил гражданин этот жениться, и, как это обычно бывает, у его избранницы оказались две свои дочки – мымры первостатейные, надменные и ленивые. В общем, дочек в доме трое, а толку и от одной не дождешься, ведь Лушку жаба задушила – страсть неохота на сестриц названных пахать. А деться некуда – мачеха помыкает и самую тяжелую работу дает. Терпит Лушка год, терпит второй такую жизнь, а на мачеху не угодишь. Что ни сделает Лушка, все не в прок – и не чисто, и не вкусно, и руки у нее не из того места растут! Уж Лушка и нарочно стала соль в еду сыпать без меры, чтобы у сестриц и мачехи рожи перекосило. Батюшка огорчался и Лушку тоже ругал.

Терпит Лушка третий год, а там и четвертый, и уж совсем мачеха озверела – смешала три крупы вместе: гречу, пшено, да рис – и повелела ей разобрать на три отдельные кучи. Начала Лушка перебирать, а мачеха и огня, можно сказать, вовсе не оставила, А у Лушки еще слезы рекой льются, все застят. На ощупь Лушка приспособилась перебирать, а конца и края нет работе. Тогда девушка в отчаянии крикнула: «Где же ты, матушка, на кого ты меня оставила!». И что вы думаете, в углу темнота зыбкой сделалась, стала рассеиваться, и мамин образ светлый появился.

- Что же ты, доченька, раньше-то меня не позвала? Я все эти годы ждала, когда позовешь. Говори, дочка, чем тебе помочь.

- Ах, матушка, морит меня мачеха трудом невыносимым, а свои дочки-белоручки в хоромах сидят, ручками белыми кружева новые перебирают, в зеркала хрустальные на рожи свои налюбоваться не могут. А я ни света белого не вижу, ни парней пригожих.

- Вот что, дочка, пришлю я тебе помощников – муравьев, да жужелиц – они тебе крупу-то переберут, а ты поезжай на бал в дом городского судьи. Там сегодня празднуют день совершеннолетия его сына и устроили смотрины невест. Всех богатых и красивых девушек города ждут сегодня на бал.

- Да в чем же я пойду, матушка? У меня ведь кроме этого платья ничего и нет. Разве то коричневое уродство, в котором я в церковь хожу.

- Не беда, дочка, все сегодня у тебя будет. Как я исчезну, останется здесь платье роскошное со всеми причиндалами, башмачки хрустальные, а на улице будет тебя ждать карета с кучером и форейторами. Одно условие, милая доченька, ты не должна по пути на праздник выходить из кареты.

Сказала так матушка и в тот же миг исчезла, а в том углу осталось сияние от такого красивого платья, каких Лушка и не видывала. И парочка башмачков сияла искристым блеском, как будто морозом-инеем прихваченная. Не растерялась Лушка, чутье женское подсказало, что как на себя одеть. Волосы подняла вверх, заколола, диадемой украсила, в башмачки впрыгнула. Щеки горят – красотка прирожденная изнутри к платью прильнула. И зеркала не надо – без того знала, какова сейчас.

В общем, дальше было все как по писаному. На улице ждала ее карета с кучером и форейторами. Полетела карета с ветерком. У Лушки дух захватывает.

- Гони сначала вокруг города! – кричит она кучеру, - а потом уж на праздник. Хочу раз в жизни с ветерком прокатиться!

И полетела карета вокруг города. А красота ночью, луна полная вышла, лунная дорожка на пруду засеребрилась, задрожала, словно манит к себе. Эх, была – не была!

- Тормози! – кучеру кричит Лушка.

Останавливает кучер карету, выходит оттуда девица, и, надо же такое придумать, стала луну сквозь башмачки хрустальные рассматривать. А та словно ближе сделалась через башмачки. И там на луне вроде человечек, на Лушку смотрит. И вдруг что-то крыльями захлопало, Лушку задело и тьмой луну закрыло. Девица завизжала от страха, башмачки бросила и деру дала. Сколько бежала и куда – и не помнила. Однако кучер не оплошал и догнал Лушку. Снова она в карету села и раздумывает: «Как теперь без башмачков поеду? И где их сейчас искать?» Может, и можно было их найти, но Лушка решила так, что платье длинное, все равно не видно – кто в башмачках, а кто и без.

Приехала на бал, народ на нее таращится – девица такая нарядная, пригожая, щеки румяные, глаза горят. Сам сын хозяйский глаз на нее положил, приглашает ее танцевать, ухаживает напропалую, пирожными угощает. А той все нравится – и кавалер, и пирожные, и танцевать. Сначала следила, чтобы ножки не были видны из-под платья, а потом на радостях забылась – и тогда хозяйка дома, мать молодого кавалера, заметила, что у прекрасной девицы из-под роскошного платья то и дело мелькают грязные ножки (ведь она неизвестно сколько пробежала по земле и их выпачкала!). В ужасе она сообщила об этом своему супругу, и Лушку потихоньку, под белые ручки с этого бала выдворили, наказав обуться. Нельзя сказать, что она не расстроилась, да и кареты с кучером и форейторами перед домом не оказалось. Пришлось ей пешком возвращаться. Да только домой она не спешила, а пошла опять луну смотреть на берег пруда. А там дорожка все серебрится и к себе зовет. Эх, была - не была – побежала Лушка по лунной дорожке и, говорят, так до луны и добежала, к лунному человеку в гости. А так как ноги у Лушки все же были грязными, то наследила она и на луне – с тех пор на ней пятна.

Ключевые слова: лошадь, перемены, прогресс. Происходят от британского Eoh (лошадь), готского Aihos (Ehwas) – «лошадь.

Эваз (возможно) руна защиты, в данном случае, еще и поддержки. Эваз персонифицируют все волшебные помощники в сказках (эта мысль уже высказана в книге К. Сельченка «Астропсихологическое толкование рун»), полученные от бабы-яги или аналогичного персонажа-дарителя. А период действия Эваз реализует закон диалектики и развития человека: перехода количественных изменений в качественные. Беркана долго и бережно копила силы ребенка для того, чтобы сейчас быстрым скачком наступило его превращение в героя. Дары этого периода: сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебная палочка, хрустальные башмачки – они носят вспомогательный и защитный характер, не подменяя действий самого героя. Они способствуют более безопасному достижению цели. Получение их является своеобразным итогом предшествующего акта мужества прихода в лес, избушку бабы-яги и вкушения ее пищи мертвых. Ведь ожить обновленным можно только после процедуры умирания чего-то отжившего, освобождающего дорогу новому. Вот так наш герой, едва появившись из пеленок, уже в чем-то умирая, возрождается. Лушка решается позвать из мира мертвых свою маму, решается выйти первый раз из дома. Это большой риск и путь в неизвестность.

Мифологически – непосредственные персонификации: конь Свадильфари, помогавший великану-каменщику строить Асгард – он был так силен, что делал больше самого великана. Слейпнир – быстрейший на свете восьминогий конь Одина, сын Свадильфари и Локи в образе кобылы. Уместно вспомнить о Пегасе из греческих мифов, который уносил Беллерофонта на подвиг победы над чудовищем. В русских сказках Ивану-царевичу для того, чтобы достичь своей цели, приходится работать на бабу Ягу, у которой пасется табун лошадей, и только один из них обладает волшебными свойствами (нередко он на вид горбунок и заморыш). Его-то и нужно заработать Ивану. Как тут не вспомнить Конька-Горбунка из одноименной сказки Ершова.

В свете этих персонажей незаметно и стремительно меняется сопутствующий женский образ. Великая богиня разворачивается к герою другим своим лицом, как трехликая Геката. И этот лик уже не доброй и терпеливой матери, а той Деметры, которая потеряла свою дочь и в некоторых областях Греции называлась черной Деметрой, будучи злой исстрадавшейся старухой. Это лик матери, теряющей свое дитя, маленького светлого ребенка, и обнаруживающей на его месте непокорную девицу с грязными ногами. Мы видим мифологические образы этих матерей: бисексуальный Локи, родивший Слейпнира, ужасная Горгона Медуза, из обезглавленного Персеем тела которой вылетел Пегас, снова баба-яга, владелица волшебного конька. Парадоксально, но именно такая изменившаяся мать способствует процессу трансформации героя, сталкивая его с жесткой реальностью и даруя свою помощь лишь бесстрашному. Добрая матушка покидает Лушку, на смену ей приходит мачеха, которая фактически выталкивает падчерицу в большой мир. И даже бал у городского судьи вовсе не выход в Лушкином положении. Ей надо идти еще дальше, за пределы ее привычного мира. Потому появляется еще одна «мачеха» - судейская жена, выдворяющая Лушку с праздника. Что же касается роли помощника – от Лушки зависит, куда лошадь направить, послать ее в карьер или остановить.

Не только лошадь является помощником. Это еще все атрибуты богов, приумножающие их естественные свойства. Силу Одина увеличивает его копье Гунгнир, силу Тора - молот, пояс и рукавицы, проворность Локи – его крылатые башмаки, Гермеса и Меркурия – крылатые сандалии. У Лушки хрустальные башмачки, которые играет роль линзы восприятия.

Психологически смысл руны в преодолении первого звена идентифи<

Наши рекомендации