Тема: Образ Великой отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации)
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть. Фрагмент («эпизод нашествия») (слушание).
В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас! (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
1.Вход в класс под музыку песни «На безымянной высоте».
2.Вводная беседа.
Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которые могут сказать многие из тех, кто жил и видел те страшные, грозные военные годы Великой Отечественной войны : «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!…
Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»
Тема сегодняшнего урока: «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича и в поэме Л. Болеславского «Седьмая».
Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз.
(Показ фрагментов документального фильма « От Москвы до Рейхстага»);
1фрагмент: «Гроза над Европой» кадры №1 и №2.
2 фрагмент: «Первые дни войны» кадры №1-4.
Исполнение песни: « Песня о Ленинградцах».
Слушание: Песня «Ленинградский метроном» (можно фрагмент).
Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.
Музыка. Что она несёт людям, В чём её высокое предназначение? Об этом нас заставляют задуматься те произведения, которые родились и рождаются в творчестве композиторов, поэтов. И сегодня мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны . Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом.
- До войны Д. Д. жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война. Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыке. Д. Д. ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов. А в свободное от таких обязанностей время он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь…
(Показ фрагмента фильма «Твердыня на Ниве» кадры с№1 по №8.)
Когда ему окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.
Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, Д. Д. почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним.
Поэт Лев Болеславский написал поэму « Музыка» и посвятил её Д. Д. Шостаковичу.
Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве.
Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»
Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года.
Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, … словно на едином дыхании…я не мог её не писать».
Слушание поэмы Л. Болеславского «Седьмая».
Учитель:
Нет в мире тишины – одни затишья.
Над ветвями черешен и вишен
Медленно плавает бронзовый жук.
А выше…
Поднять глаза – и синева вокруг.
Прильнуть к земле - и Родину услышать.
Дальше поэму читают учащиеся:
1. Звук.
Легкий далекий звук,
Вдруг переходящий в звук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжелый шаг,
Вдруг шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысячи чужих сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь, обращая в прах- ВРАГ!
2.
О Родина! Над горестным простором,
Где сто столетий, хмурых и немых,
Разъятых то раздором, то позором,
Сто пришлых татей и своих владык
Народу не давали ни на миг
Перевести дыханье, над раздором
Седой земли, где новое зверье
Твой горизонт обводит хищным взором
Противовесом двинувшимся сворам
Да встанет снова Мужество твое!
2. Мужайтесь! Это страшное сраженье –
Не просто смертный бой, а продолженье
Не тихнущей из века в век войны
Добра и зла. Мужайтесь!
Сведены в единоборство снова
Жизнь со Смертью,
Свет с Мраком и Жестокость с Милосердием.
Слушание: Симфония №7 «Ленинградская» эпизод нашествия.
Вопросы: Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии?
Какой образ создаёт музыка?
Сколько образов было?
Как развивалась главная тема в «Эпизоде нашествия»?
Работа с учебником. Введение в тему: «Форма вариаций» на основе Симфонии №7 «Эпизод нашествия».
Мы уже говорили с вами, уже встречались, с различными формами в музыке. Есть ещё одна форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной. Это форма вариаций. Сущность её в том, что первоначальная тема, связанная с каким-либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике.
Тема зарождается, она, как правило, ещё относительно проста и даётся в своём чистом виде. Затем вступают всё новые и новые вариации, и каждая открывает нам ещё неведомую грань этого образа, который становится всё ярче, объёмнее, определеннее.
На форме вариации основан и «Эпизод нашествия».
Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мертвой, страшной силы. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки.
(показать на инструменте первоначальное проведение главной темы, фрагмент.)
Таков неизменный «стержень» образно-музыкальной характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает свою бездушную и страшную сущность.
Седьмая симфония была написана в 1941 году и отразила то мироощущение, каким были охвачены все люди нашей страны. Не только в этой симфонии, но и в других произведениях, в частности в многочисленных песнях, появившихся в тот период, навсегда запечатлен сплав трагизма и мужества, ужаса перед надвигающейся возможной гибелью и воли к борьбе, составляющих суть военного мировосприятия советских людей.
Анна Ахматова, как и Д. Д. Шостакович жила в военные годы в Ленинграде, свое ощущение войны Анна Ахматова дает через восприятие звука- не привычного и знакомого звука громового раската, по-своему веселого, влажного звука жизни, а смертоносного, равнодушного, сухого, «как пекло»и это своё мировосприятие она передает в стихотворении 1941года «Первый дальнобойный в Ленинград».
(Чтение стихотворения А. Ахматовой).
И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов-
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, слух
И не хотел смятенный слух
Поверить - по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес, ребенку моему.
Как и у А. Ахматовой, в музыке «Эпизода нашествия» целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить жуткому образу «машины смерти». Лязг, визг, скрежет охватывают все пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение.
Вопрос: Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения?
Вокально-хоровая работа.
В завершении урока исполнение ранее разученных песен.
Б. Окуджава. Песня из к/ф.: «Белорусский вокзал»: «Нам нужна одна победа».
Б. Окуджава. «Надежды маленький оркестрик».
В конце урока звучит песня «Мой Ленинград».
IV. Итог урока.
Теперь, спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и предать колоссальные силы, так необходимые в тяжелейшее военное время.
V. Домашнее задание.
Доклад о Шостаковиче.
Открытый урок в 7 классе по теме «Музыкальный образ»
с применением ИКТ
Цели:
образовательные:
Ø познакомить учащихся с творчеством Д.Д. Шостаковича, «Эпизодом нашествия» из 7 симфонии;
Ø развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки;
коррекционные:
Ø развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять;
Ø воспитывать эмоциональный отклик учащихся на музыку;
воспитательные:
Ø воспитывать гордость за русский народ, его историю, героев;
Ø воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке.
Тип урока: урок – анализ
Методы:
Ø словесно – индуктивный (беседа, диалог);
Ø наглядно – дедуктивный (сравнение);
Ø моделирование (словесное рисование);
Ø метод побуждение к сопереживанию.
Оборудование:
Ø портреты Д.Шостаковича и М. Равеля;
Ø аудиозаписи для музыкального ряда;
Ø фортепиано, ноты, музыкальный центр;
Ø иллюстрации по теме.
I.Организационный момент.