V. Тема Великой Отечественной войны

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.

• Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.

• Кто на войне не бывал, тот и страху не видал.

(Учитель включает музыку, и на ее фоне ученик читает стихи Константина Симонова.)

Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, -Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой... Ты говоришь, что есть еще другие. Что я там был и мне пора домой... Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли. За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.

(Ученики читают стихи. На выставке обязательно будут кни­ги Сергея Алексеева, например «Рассказы о маршале Жукове», «Рассказы о маршале Коневе» из серии «Легендарные герои» и др. Сообщение о СП. Алексееве делает учитель. См. материал к уроку.)

- Перед нами книга Валерия Воскобойникова «Девятьсот дней мужества» из серии «Дедушкины медали». Отправимся в путешествие по ней.

- Расскажите о первых часах войны семьи Пахомовых. (При­мерный ответ. В воскресенье 22 июня 1941 г. Иван Семе­нович пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад. Они стояли в очереди на карусели, ели мороже­ное... И вдруг по радио объявили, что началась война. Фа­шистская Германия напала на нашу страну. С этой минуты изменилась жизнь советских людей. Прежние дни стали казаться светлыми, беззаботными, их называли «до войны». Новые дни обещали трудности и горе.)

- Как город готовился к обороне? (Примерный ответ. Через несколько дней маме Валентине Егоровне пришла повест­ка. Она собрала еды на день, взяла кружку, ложку, ватник, лопату и поехала строить военные укрепления. Даша тоже готовилась к обороне Ленинграда. Отведет братишку Алешу в детский сад и вместе со старшими школьниками строит в городе огневые укрепления: в домах - гнезда для пулеме­тов, на улицах — баррикады.)

- А как же с памятниками быть? Ведь в Ленинграде столько знаменитых памятников! Взрывы их могут изуродовать. (Примерный ответ. Недалеко от памятников рыли глубокие ямы, памятники аккуратно заворачивали в полотно и опу­скали в эти ямы. Другие памятники обкладывали мешками с песком, обшивали досками. А вот памятники полковод­цам — Суворову и Кутузову — оставили неукрытыми. Они так и стояли, словно демонстрировали свое бесстрашие перед вражескими снарядами. И удивительно, ни один ос­колок не задел их!)

- Что в это время делал отец Иван Семенович? (Сначала он продолжал работать на заводе, а затем вместе с другими отправился на фронт. Он защищал родной город в окопах, которые вырыли жители.)

- В городе есть улица имени Алексея Севастьянова. Кто он и что сделал для города? (Примерный ответ. Он летчик. Охранял город на своем самолете. Однажды в бою у него закончились боеприпасы. Фашист легко мог разделаться с ним, а потом сбросить бомбы на город. И тогда Алексей Севастьянов разогнал свою машину, приблизился к врагу вплотную и пропеллером отрубил фашистскому самолету хвост. Вражеский бомбардировщик закувыркался в воздухе и с ревом полетел к земле. Он воткнулся в нее носом на краю Таврического сада, в самом центре города. Летчик выпрыгнул с парашютом. Трое ребят взяли его в плен.)

— Город в блокаде. 28 августа в Ленинград пробился послед­ний поезд с хлебом. С 10 ноября многие получали в день 125 г хлеба. Что вы знаете о дневнике Тани Савичевой?

Тане было одиннадцать лет. Она вела дневник. Вот страницы из дневника Тани Савичевой: «Женя умерла 28 дек. в 12—30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13апр. в2ч. ночи 1942г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г. Мама 13 мая в 7—30 час. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее было нельзя.

— Кто такой немой мальчик? (Примерный ответ. После од­ного из сильных обстрелов военный привез в детский дом мальчика. От сильного испуга он молчал. Это оказался Алеша. Даша случайно увидела его потом на вокзале, когда детский дом эвакуировали. Она записала адрес, куда они отправлялись. Алеша узнал сестру и заговорил.)

— Даша стала бойцом бытового отряда. Чем она занималась? (Примерный ответ. Бойцы бытового отряда должны были помочь больным ленинградцам пережить страшные месяцы. Утром Даша обходила жителей дома. Подниматься по лест­нице было трудно: пройдет несколько ступенек — и отдыха­ет. Во многих квартирах лежали больные люди. От голода они ослабели, не могли подняться и ждали Дашу. Придет Даша, принесет немного дров, маленькую печку затопит - станет теплее.

Даша получала для них по карточкам хлеб, аккуратно за­ворачивала в бумагу и несла в дом. Больные люди вери­ли Даше, знали — Даша честная. Никогда в жизни Даша не отщипнула бы от чужого хлеба даже крошечки, хотя есть хотелось очень.

Однажды в холодной квартире на четвертом этаже она об­наружила двоих детей. Мальчик и девочка сидели и ждали маму, которая не вернулась домой. Скорее всего, она по­гибла или умерла от голода.

Даша спустила детей вниз, в дежурную комнату, где кипяти­лась вода для всех жильцов и было тепло. Посмотрела Даша на свой маленький остаток хлеба, разделила его на две части и отдала детям. А потом уложила их спать.)

— Ребята, так боролись люди в тылу. Мне хочется прочитать вам стихотворение Александра Твардовского, которое тро­нуло меня до глубины души, так же как и строчки книги, о которой вы сейчас рассказали.

— Давай-ка, товарищ, вставай, помогу, Мороз подступает железный. На голом снегу лежать на боку Совсем тебе не полезно. Держись-ка за шею, берись вот так, Шагаем в полном порядке. Замерзли руки? Молчишь, чудак. Примерь-ка мои перчатки. Ну как, товарищ? Опять — плечо? А вот и лесок. Постой-ка. Теперь пройти нам столько еще, Полстолько да четверть столько. Ты что? Оставить тебя в лесу? Да ты, дорогой, в уме ли? Не хочешь идти — на себе донесу. А нет — дотащу на шинели.

— Какие они, наши герои - защитники Родины? (Все они храб­рые, смелые, готовы прийти на помощь товарищам.)

— Что же поддерживало дух героев, когда они выполняли свой долг или шли на подвиг? Легко ли им это давалось? Как вы думаете, было ли им страшно? (Ответы учеников.)

— Рукопашный — это самый страшный бой, когда с врагом встречались лицом к лицу. В упор расстреливали друг друга, кололи штыками, давили друг друга за горло. Послушайте, как ярко сказала о нем фронтовичка поэтесса Юлия Дру­нина:

Я только раз видала рукопашный. Раз — наяву и тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

VI. Подведение итогов урока

— Так почему ратные встречи с врагом родной земли всегда — и во времена половцев, и в Великой Отечественной войне — заканчивались нашей победой, как бы ни тяжело было ее добыть?

— Чьими словами мы можем закончить наш урок? (Словами Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»)

Материал для учителя

Павел Степанович Нахимов

Адмиралами не становятся сразу, как и не появляется сразу боль­шое дерево. Дерево вырастает из маленького семечка. Растет годы — под дождем, под градом, в жару, в мороз. Поднимаясь все выше, становится все крепче. Но с высотой прибавляется ему опасности и невзгод. Ураган пригнет маленькое деревце к земле, а высокое дерево он норовит сломать или вывернуть с корнем. Молния их грозовых туч никогда не бьет в ку­стики, она ударяет огнем только в высокие вершины...

Путь к адмиральскому чину Павел Степанович начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. С тех пор его жизнь была полна суровых

трудов.

Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской корпус, мальчик подолгу не видел родных и своего дома. На игры и развлечения времени не оставалось совершенно. В Морском корпусе занятия длились ровно полсуток: четыре часа утром, четыре днем и четыре часа вечером. Будущие военные моряки изучали двадцать наук!

Кроме занятий в классах, учение шло в море: прокладывали курсы кораблю, определяя направление по солнцу и звездам. Наводили пушки в цель - и в тихую погоду, в штиль, и при сильном ветре, когда корабль то вздымается на волне, то проваливается в пучину/Ставили паруса, убирали их, быстро взбираясь на мачты и реи по веревочным лестни­цам-вантам.

Учиться было тяжело. Но Павел Нахимов учился прилежно. Ему хо­телось командовать кораблем, а первое, что надо было для этого, — зна­ния. Экзамены на чин мичмана Нахимов сдал лучше ста четырех своих товарищей. К высоким оценкам экзаменаторы, старые и суровые адми­ралы, прибавили запись: «К службе усерден и знающ».

(Из книги А. Митяева «Адмирал Нахимов»)

Сергей Петрович Алексеев

Родился на Украине в с. Плисков Винницкой области, в семье сель­ского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 г. после окончания средней школы поступил в авиационное училище в г. Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. С груп­пой товарищей он был откомандирован в Оренбургское летное учили­ще. Без отрыва от учебы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошел за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 г. По окончании летного училища был оставлен в нем инструктором и до конца войны учил моло­дых летчиков. С авиацией расстался в конце 1945 г. из-за тяжелых травм, полученных в учебном полете.

За сорок лет работы в литературе он создал более тридцати ориги­нальных книг, посвященных истории России на протяжении четырех веков: от середины XVI до середины XX в. «Суровый век» Ивана Гроз­ного и крестьянская война под предводительством Разина, петровские преобразования и пугачевское восстание, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, подготовка и свершение Октябрьской револю­ции, красные и белые в их непримиримой борьбе, «знаменитые стройки» 30-х гт. и Великая Отечественная война — все эти события составляют сюжетную основу книг Алексеева.

______________________________________

Наши рекомендации