Тема: Эпические образы в музыке
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко» (слушание).
Ø Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка (пение).
Ø Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
ЭПОС, [греч. epos — слово]
1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).
2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п.
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях.
Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.
Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;
Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;
Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.
Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.
Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.
Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.
Свойства эпоса:
· Героизм
· Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги
· Историчность
· Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)
· Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)
· Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
Пусть будет он у вас отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил:
Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;
Он плачет от обид — нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность.
Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра:
1. 2-я симфония, "Богатырская симфония" А.Бородина. Она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма
2. Ария князя Игоря из оперы А.Бородина "Князь Игорь"
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".
Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.
Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".
«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова — самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.
В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный.
Ø Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко» (слушание).
«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.
Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее». Стр. 46 по учебнику.
Вокально-хоровая работа.
Ø Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка (пение).
Ø Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкальными произведениями эпического плана.
Эпические образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.
V. Домашнее задание.
Выучить текст песен. Подготовиться к их исполнению.
Урок 13