Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами, которые я называю: ещё не звук и уже не звук.
Генрих НейхаузМузыка — искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. Ее структура так же закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Теория музыки, учение о гармонии, контрапункте и анализ формы занимаются раскрытием этих закономерностей, закономерностей, создаваемых великими композиторами в согласии с природой, историей и развитием человечества.
Исполнители не анализируют, не разлагают музыку, они ее воссоздают в ее органическом единстве, в целостности и конкретности ее материального звучания. Из этих простых, известнейших положений пианист должен сделать все нужные, напрашивающиеся сами собой выводы,— и очень часто он их не делает.
Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. Казалось бы, ничего более очевидного нет. И, однако, очень часто забота о технике в узком смысле, то есть беглости бравуре, вытесняет или ставит на второй план у учеников важнейшую заботу о звуке.
¾ Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейхауза, которые являются эпиграфом к нашему уроку.
Постепенные изменения
Crescendo, Diminuendo
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo), или декреше́ндо (decrescendo) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.
Обозначение сфорцандо
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Акцент
Акцент (итал. accento) — выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения[2]. При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Музыкальные термины, связанные с динамикой
al niente — буквально «до ничего», до тишины
calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
crescendo — усиливая
decrescendo или diminuendo — снижая громкость
marcato — подчёркивая каждую ноту
morendo — замирая (затихая и замедляя темп)
perdendo или perdendosi — теряя силу, сникая
più — более
poco — немного
poco a poco — мало-помалу, постепенно
sotto voce — вполголоса
subito — внезапно
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
По учебнику стр. 131 – 138.
¾ Л. Бетховен. Симфония № 6. IVчасть. «Гроза. Буря» (слушание).
Дети отвечают на вопрос учителя: «Какое явление природы изображает музыка?»
Общими усилиями учеников и учителя описываем прослушанную сцену грозы: хмурится небо, начинается разгул стихии, усиливается ветер, слышны удары грома, видны молнии, гроза постепенно затихает.
Перед прослушиванием пьесы К. Дебюсси звучат строки из стихотворения С. Малларли «Явление»
Луна печалилась. В цветочной тишине
Водили ангелы по умершей струне,
И скрипки плакали под грустными перстами
Слезами белыми в лазури над цветами.
Эти поэтические строки могут быть отнесены к музыке К.Дебюсси - удивительного композитора – выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, свет и тень, мерцание - передается в музыке тонко и зримо.
¾ К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание).
По прослушивании дети пробуют описать картину лунной ночи, сияние лунного света, делятся впечатлениями воздействия музыки на чувства, возникающие в душе, и высказывают мысли о волшебстве и таинственности лунной ночи, увиденной и услышанной в пьесе.
Как восхитительно и гармонично звучат голоса живой природы! Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее, мы переживаем ее красоту, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем печалиться и радоваться, восхищаться и успокаиваться и, желая выразить высшую прелесть природного мира, говорим: «Музыка природы»
И сегодня мы с вами, ребята, услышим природу в музыке! И это будет также интересно и волнующе, как и почувствовать живое дыхание природных стихий.
¾ О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).
Дети описывают лес, в котором пробуждается утро, пытаются назвать птиц по голосам.
Вокально-хоровая работа.
Ø И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).
Ø М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).
IV. Итог урока.
Природа и человек не разделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.
V. Домашнее задание.
Урок 32