Тема: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение).

Ø Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение).

Ø П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора В.Моцарта.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

III. Работа по теме урока.

БУЛАТ ОКУДЖАВА

МОЦАРТ НА СКРИПКЕ ИГРАЕТ

(Из путевого дневника)

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт отечества не выбирает –

Просто играет всю жизнь напролет.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не оставляйте стараний, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь

На остановке конечной

Скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей родины вечной

не сотворить бы кумира себе!

Ах, ничего, что всегда, как известно,

наша судьба - то гульба, то пальба...

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:

Миг -

И развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба....

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья. Которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн назвал Гелиосом – богом солнца музыки, о которой восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» – создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений – свой Реквием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой».

Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.

Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третий

Сидит.

Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Моцарт остановился в начале «Lacrimosa»? дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основа на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.

Вокально-хоровая работа.

¾ Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение).

¾ Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение).

¾ П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение).

IV. Итог урока.

Мелодии, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота пейзажа и характер персонажа…

V. Домашнее задание.

Исполнять вокальные произведения.

Урок 19

Наши рекомендации