Тема: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание).
Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение).
Ø Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение).
Ø П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора В.Моцарта.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
III. Работа по теме урока.
БУЛАТ ОКУДЖАВА
МОЦАРТ НА СКРИПКЕ ИГРАЕТ
(Из путевого дневника)
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поёт,
Моцарт отечества не выбирает –
Просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь
На остановке конечной
Скажем спасибо и этой судьбе.
Но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе!
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые:
Миг -
И развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба....
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья. Которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн назвал Гелиосом – богом солнца музыки, о которой восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» – создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой».
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.
Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?
Моцарт остановился в начале «Lacrimosa»? дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основа на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
Вокально-хоровая работа.
¾ Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение).
¾ Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение).
¾ П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение).
IV. Итог урока.
Мелодии, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота пейзажа и характер персонажа…
V. Домашнее задание.
Исполнять вокальные произведения.
Урок 19