Выразительные возможности хоровой музыки

— Шло время, и хоровая музыка обретала всё более самостоятельную роль. Выразительные возможности хоровой музыки стали развиваться в сторону усиления её изобразительных средств. А каковы эти возможности, вы узнаете, прочитав текст, начиная со второго абзаца на стр.102.

Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима — аукает» легло в основу второй части кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».

Слушание с одновременным чтением.

— Ребята, скажите, содержание поэтического текста соответствует музыке? (Да, конечно. Музыка делает еще более зримым содержание, углубляет смысл.)

Кантата— это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и хор? (Очень ярко в произведении передан образ русской зимы — и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес.)

Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? (Оно передаёт своеобразную музыку зимы, в самих строках звучит музыка:

«Поёт зима—аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

Суровому, казалось бы, непрекращающемуся -холоду противопоставлены «пташки малые, голодные, усталые» — они прижимаются к окну. Это контрастный образ, тёплый и живой на фоне этой суровой и холодной зимы.)

Мы видим, что не случайно Георгия Свиридов обратился к этому стихотворению, потому как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разница, в которой отчетливо слышны и шум ветра, и свист вьюги, и весь суровый, холодный, зимний мир. Аккомпанирующий хору симфонический оркестр передаёт своей партией непрерывное движение, кружение зимней метели.

Вокально-хоровая работа.

— Представим, что наш класс — это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить как Сергей Есенин, так и Георгий Свиридов.

Разучивание фрагмента из кантаты «Поёт зима — аукает». Работа над выразительностью исполнения.

IV. Итог урока.

— Ребята, мы видим, что хоровая музыка способна

выражать любые образы. С самого начала своего существования она объединяла людей, сплачивала их. Давайте вспомним этапы формирования хоровой музыки. (Народная хоровая музыка возникла там, где люди собирались вместе: трудились ли они, праздновали или просто собирались отдохнуть.

Когда появились храмы, хоровая музыка поселилась и в них, затем хор стал играть важную роль и в операх, хор стал непременным участником кантат и ораторий, где ему отводят очень важное место.)

Без хоровой музыки невозможно себе представить и жизнь современного человека, потому что совместное пение заключает в себе много замечательного и, прежде всего, конечно, объединяет людей.

Ведь недаром говорят, что по хоровому пению, по отношению к хоровой музыке определяется культурный уровень страны.

V. Домашнее задание.

Узнать, как называются традиционные песнопения, исполняемые на православных службах.

Урок 16

Тема: Обобщающий урок

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвященный вокальной музыке;

Ø Развивать слушательскую культуру учащихся.

Ø Проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвященный вокальной музыке.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (пение).

Дополнительный материал:

Ø Тестовые задания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок начинается с песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» (Н. Заболоцкий)

II. Сообщение темы урока.

— На уроках второй четверти мы с вами говорили о вокальных жанрах музыки. В них происходит взаимное обогащение слова и музыки; слово делает музыку конкретней, по содержанию, а музыка усиливает эмоциональность слова.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея сделалось синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, – эмблема искусства, а пение муз оставило нам великое слово — музыка.

С незапамятных времен вокальная музыка, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.

Сегодня вы покажете свои знания.

III. Работа по теме урока.

Раздаются тестовые задания.

Вариант 1

1. К вокальным жанрам относятся...

а) опера, симфония, кантата

б) песня, романс, кантата

в) романс, балет, песня

2. Из какого произведения эти строки:

«"Зорька поёт! Зорька поёт!" — закричал я и запрыгал неизвестно отчего».

а) В. Астафьев «Последний поклон»

б) Ю. Нагибин «Книга детства»

в) Г. Гейне «Похвала знатока»

3. Из какой песни следующие строчки:

«Со старой отцовской будёновки,

что где-то в шкафу мы нашли»:

а) М.И. Глинка, Н. Кукольник^ «Жаворонок»

б) В. Баснер, М. Матусовский, «С чего начинается Родина?»

в) И. Козлов, «Вечерний звон»

4. Какое известное стихотворение легло в основу нескольких песен:

а) «Вечерний звон»

б) «Ах ты, степь широкая»

в) «Жаворонок»

5. Как называется один из наиболее известных сборников, кладезь немецкой народной поэзии:

а) «Волшебный рог мальчика»

б) «Любовь поэта»

в) «Прекрасная мельничиха»

6. Кто является известным мастером жанра «Песня без слов»:

а) Ф. Мендельсон

б) Г. Малер

в) Э. Григ

7. Как называется обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

а) песня

б) романс

в) хорал

8. Какой подход господствует в музыке композиторов-романтиков, как русских, так и зарубежных:

а) восприятие природы сквозь призму человеческих отношений

б) утверждение общечеловеческих идей и истин

в) прямое, непосредственное выражение чувств и стремление как

одного человека/так и многих людей;

9. «Висла»—это...

а) польская народная песня

б) русская народная песня

в) венгерская народная песня

10. Кто был судьёй песни «Похвала знатока»:

а) кукушка

б) осёл

в) соловей

11. Романс «В сиянье тёплых майских дней» является первым произведением, цикла:

а) «Любовь поэта»

б) «Волшебный рог мальчика»

в) «Прекрасная мельничиха»

12. Какой музыкальный жанр характеризуется стремлением к единению людей отличается особой мощью и слаженностью звучания:

а) романс

б) песня

в) хоровая музыка

Вариант 2

1. Какую оперу Н.А. Римский-Корсаков называл «литургической»:

а) «Хованщина»

б) «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»

в) «Князь Игорь».

2. Многоголосное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром — это...

а) хорал

б) кантата

в) литургия

3. Кто написал оперу «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»:

а) Н.А. Римский-Корсаков

б) М.П. Мусоргский

в) П.И. Чайковский

4. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое пение...

а) без сопровождения

б) с инструментальным сопровождением

в) и с сопровождением, и без сопровождения

5. Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолётное впечатление...

а) импрессионизм

б) фольклор

в) романтизм

6. Кто написал музыку к романсу «Ночь печальна»:

а) С.В. Рахманинов

б) М.И. Глинка

в) Р. Шуман

7. Кого пригласили кукушка с соловьем для разрешения их спора:

а) осла

б) козла

в) петуха

8. О чём поётся в польской народной песне «Висла»:

а) о вечернем звоне

б) о пастушке, пасущем стадо волов у реки

в) о широкой степи

9. В какой песне речь идёт об облике «деревянной» России с её церквами, воспоминаниях о юных днях, мечтах, надеждах:

а) «Ах ты, степь широкая»

б) «Вечерний звон»

в) «Висла»

10. Из какой песни взяты слова:

«Из клятвы, которую в юности,

Ты ей в своём сердце принёс».

а) «Ах ты, степь широкая»

б) «Вечерний звон»

в) «С чего начинается Родина?»

11. Из какой повести взяты следующие строки:

«Мне пела мама —

Шумом полны бульвары,

Ходят, смеются пары... —

Звучало по утрам в залитой солнцем комнате».

а) Ю. Нагибин «Книга детства»

б) В. Астафьев «Последний поклон» -

в) Г. Гейне «Похвала знатока»

12. Что называют верным спутником человека:

а) романс

б) песню

в) оперу

Через 20-25 минут работы собираются.

Затем проводится коллективная работа. Учащиеся отвечают на вопросы тестов.

Далее можно повторить выученные музыкальные произведения, которые узнаются по наигрываемым на фортепиано мелодиям.

Концертное исполнение разучиваемых в четверти вокальных произведений.

«Вьюн над водой», русская народная песня.

«Маленький принц», М. Таривердиев, Н. Добронравов.

IV. Итог урока.

— Довольны ли вы своей работой на уроке?

Третья четверть

Урок 17

Наши рекомендации