Выразительные возможности хоровой музыки
— Шло время, и хоровая музыка обретала всё более самостоятельную роль. Выразительные возможности хоровой музыки стали развиваться в сторону усиления её изобразительных средств. А каковы эти возможности, вы узнаете, прочитав текст, начиная со второго абзаца на стр.102.
Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима — аукает» легло в основу второй части кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».
Слушание с одновременным чтением.
— Ребята, скажите, содержание поэтического текста соответствует музыке? (Да, конечно. Музыка делает еще более зримым содержание, углубляет смысл.)
Кантата— это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и хор? (Очень ярко в произведении передан образ русской зимы — и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес.)
Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? (Оно передаёт своеобразную музыку зимы, в самих строках звучит музыка:
«Поёт зима—аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка».
Суровому, казалось бы, непрекращающемуся -холоду противопоставлены «пташки малые, голодные, усталые» — они прижимаются к окну. Это контрастный образ, тёплый и живой на фоне этой суровой и холодной зимы.)
Мы видим, что не случайно Георгия Свиридов обратился к этому стихотворению, потому как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разница, в которой отчетливо слышны и шум ветра, и свист вьюги, и весь суровый, холодный, зимний мир. Аккомпанирующий хору симфонический оркестр передаёт своей партией непрерывное движение, кружение зимней метели.
Вокально-хоровая работа.
— Представим, что наш класс — это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить как Сергей Есенин, так и Георгий Свиридов.
Разучивание фрагмента из кантаты «Поёт зима — аукает». Работа над выразительностью исполнения.
IV. Итог урока.
— Ребята, мы видим, что хоровая музыка способна
выражать любые образы. С самого начала своего существования она объединяла людей, сплачивала их. Давайте вспомним этапы формирования хоровой музыки. (Народная хоровая музыка возникла там, где люди собирались вместе: трудились ли они, праздновали или просто собирались отдохнуть.
Когда появились храмы, хоровая музыка поселилась и в них, затем хор стал играть важную роль и в операх, хор стал непременным участником кантат и ораторий, где ему отводят очень важное место.)
Без хоровой музыки невозможно себе представить и жизнь современного человека, потому что совместное пение заключает в себе много замечательного и, прежде всего, конечно, объединяет людей.
Ведь недаром говорят, что по хоровому пению, по отношению к хоровой музыке определяется культурный уровень страны.
V. Домашнее задание.
Узнать, как называются традиционные песнопения, исполняемые на православных службах.
Урок 16
Тема: Обобщающий урок
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвященный вокальной музыке;
Ø Развивать слушательскую культуру учащихся.
Ø Проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвященный вокальной музыке.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (пение).
Дополнительный материал:
Ø Тестовые задания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Урок начинается с песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» (Н. Заболоцкий) |
II. Сообщение темы урока.
— На уроках второй четверти мы с вами говорили о вокальных жанрах музыки. В них происходит взаимное обогащение слова и музыки; слово делает музыку конкретней, по содержанию, а музыка усиливает эмоциональность слова.
Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея сделалось синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, – эмблема искусства, а пение муз оставило нам великое слово — музыка.
С незапамятных времен вокальная музыка, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.
Сегодня вы покажете свои знания.
III. Работа по теме урока.
Раздаются тестовые задания.
Вариант 1
1. К вокальным жанрам относятся...
а) опера, симфония, кантата
б) песня, романс, кантата
в) романс, балет, песня
2. Из какого произведения эти строки:
«"Зорька поёт! Зорька поёт!" — закричал я и запрыгал неизвестно отчего».
а) В. Астафьев «Последний поклон»
б) Ю. Нагибин «Книга детства»
в) Г. Гейне «Похвала знатока»
3. Из какой песни следующие строчки:
«Со старой отцовской будёновки,
что где-то в шкафу мы нашли»:
а) М.И. Глинка, Н. Кукольник^ «Жаворонок»
б) В. Баснер, М. Матусовский, «С чего начинается Родина?»
в) И. Козлов, «Вечерний звон»
4. Какое известное стихотворение легло в основу нескольких песен:
а) «Вечерний звон»
б) «Ах ты, степь широкая»
в) «Жаворонок»
5. Как называется один из наиболее известных сборников, кладезь немецкой народной поэзии:
а) «Волшебный рог мальчика»
б) «Любовь поэта»
в) «Прекрасная мельничиха»
6. Кто является известным мастером жанра «Песня без слов»:
а) Ф. Мендельсон
б) Г. Малер
в) Э. Григ
7. Как называется обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:
а) песня
б) романс
в) хорал
8. Какой подход господствует в музыке композиторов-романтиков, как русских, так и зарубежных:
а) восприятие природы сквозь призму человеческих отношений
б) утверждение общечеловеческих идей и истин
в) прямое, непосредственное выражение чувств и стремление как
одного человека/так и многих людей;
9. «Висла»—это...
а) польская народная песня
б) русская народная песня
в) венгерская народная песня
10. Кто был судьёй песни «Похвала знатока»:
а) кукушка
б) осёл
в) соловей
11. Романс «В сиянье тёплых майских дней» является первым произведением, цикла:
а) «Любовь поэта»
б) «Волшебный рог мальчика»
в) «Прекрасная мельничиха»
12. Какой музыкальный жанр характеризуется стремлением к единению людей отличается особой мощью и слаженностью звучания:
а) романс
б) песня
в) хоровая музыка
Вариант 2
1. Какую оперу Н.А. Римский-Корсаков называл «литургической»:
а) «Хованщина»
б) «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»
в) «Князь Игорь».
2. Многоголосное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром — это...
а) хорал
б) кантата
в) литургия
3. Кто написал оперу «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»:
а) Н.А. Римский-Корсаков
б) М.П. Мусоргский
в) П.И. Чайковский
4. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое пение...
а) без сопровождения
б) с инструментальным сопровождением
в) и с сопровождением, и без сопровождения
5. Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолётное впечатление...
а) импрессионизм
б) фольклор
в) романтизм
6. Кто написал музыку к романсу «Ночь печальна»:
а) С.В. Рахманинов
б) М.И. Глинка
в) Р. Шуман
7. Кого пригласили кукушка с соловьем для разрешения их спора:
а) осла
б) козла
в) петуха
8. О чём поётся в польской народной песне «Висла»:
а) о вечернем звоне
б) о пастушке, пасущем стадо волов у реки
в) о широкой степи
9. В какой песне речь идёт об облике «деревянной» России с её церквами, воспоминаниях о юных днях, мечтах, надеждах:
а) «Ах ты, степь широкая»
б) «Вечерний звон»
в) «Висла»
10. Из какой песни взяты слова:
«Из клятвы, которую в юности,
Ты ей в своём сердце принёс».
а) «Ах ты, степь широкая»
б) «Вечерний звон»
в) «С чего начинается Родина?»
11. Из какой повести взяты следующие строки:
«Мне пела мама —
Шумом полны бульвары,
Ходят, смеются пары... —
Звучало по утрам в залитой солнцем комнате».
а) Ю. Нагибин «Книга детства»
б) В. Астафьев «Последний поклон» -
в) Г. Гейне «Похвала знатока»
12. Что называют верным спутником человека:
а) романс
б) песню
в) оперу
Через 20-25 минут работы собираются.
Затем проводится коллективная работа. Учащиеся отвечают на вопросы тестов.
Далее можно повторить выученные музыкальные произведения, которые узнаются по наигрываемым на фортепиано мелодиям.
Концертное исполнение разучиваемых в четверти вокальных произведений.
«Вьюн над водой», русская народная песня.
«Маленький принц», М. Таривердиев, Н. Добронравов.
IV. Итог урока.
— Довольны ли вы своей работой на уроке?
Третья четверть
Урок 17