Происхождение хоровой музыки
- Словом «хор», которое произошло от греческого «choros» и латинского «chorus», что означает толпа, собрание, называют коллектив людей, исполняющий вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается значительно большим числом исполнителей.
О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хорошо знакомые нам хороводы — это самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то от этого неделимого корня хоровой музыки пошли два родственных начала: духовное и светское.
Как вы думаете, ребята, откуда произошла хоровая музыка? (Наверное, как и песня, из жизни.)
Да, однако, в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают особая мощь и слаженность звучания.
В народном хоровом пении слышится шум суровых, лесов, могучее течение великих рек — вся многогранная жизнь народа.
Сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утес».
А сначала давайте вспомним, какие бывают хоры, начнём с состава исполнителей. (Детские, мужские, женские (однородные) и смешанные — когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.)
Правильно, а ещё какими бывают хоры? (Одноголосными, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.)
Ребята, а как ещё называют одноголосие? (Унисон.)
Правильно. Своеобразные формы многоголосного пения создали русские певцы. Основную мелодию они расцвечивают разными подголосками, которые свободно варьируют. Получается необыкновенно красиво. А ещё некоторые хоры поют с сопровождением и без сопровождения, я думаю, вы это заметили. Как называется пение без сопровождения? (Пение без сопровождения называется «а капелла».)
Слушание музыкального произведения.
Ø Есть на Волге утёс. Русская народная песня (слушание).
— Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (Прозвучала русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении смешанного хора. Музыка звучала сурово, серьёзно, медленно. Представляется этот высокий утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное, могучее звучание, которое задевает душу каждого человека.)
Хоровое пение и религия
— Культовое хоровое пение было чрезвычайно развито во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Палестине, Сирии, Индии, в Древней Греции и в Древнем Риме. Унаследовало эту обрядность и христианство. Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции.
Так, римско-католическая церковь продолжила древний обычай ис-
пользования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пе- ,
ние. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой
стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную му-
зыку в церкви.
С давних пор церковный храм был храмом музыки. Музыка обращала
души и чувства верующих к Богу лучше, чем слово. Ведь многие простые
люди не всегда понимают слова молитв.
Другое дело — музыка, с помощью которой сердца людей в едином порыве обращались к Богу.
Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые традиции, связанные, прежде всего, с народным творчеством. Церковная музыка в старой России не теряла связи с народной жизнью. Церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни, в церкви совершались таинства крещения и причастия, венчание и благословение человека в последний путь. Церковные праздники отмечались повсеместно на Руси, они были частью уклада русской жизни.
Приведите примеры церковных праздников. (Рождество, Пасха, Троица, Благовещение, и т.д.)
Да, образ России всегда ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением.
Учащиеся вспоминают песню «Вечерний звон» на слова И.Козлова, одноимённую картину И. Левитана.