Ритмическое упражнение «Едет поезд»
Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. Руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.
Педагог.
Возвращается наш поезд.
Машинист в нем — Дед Мороз.
Много он зверюшек разных
В детский садик наш привез.
3. Песня о Деде Морозе(по выбору)
Педагог.
И конечно, и конечно,
Елочку он нам везет.
Дети, за руки беритесь,
Становитесь в хоровод!
4. Новогодний хоровод(по выбору)
Педагог. Давайте, ребята, нашу елочку украшать.
5. Гимнастика для глаз «Елочка»(авторская разработка)
Дети берут в руку маленькую елочку на палочке, четко проговаривая чистоговорку.
При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении, двигаются только глаза.
Хором.
Ашу-ашу-ашу —
Нарядим елку нашу.
Передвигают елочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.
Ишки-ишки-ишки —
Поднимают вверх и опускают вниз.
Вот золотые шишки.
Ош-ош-ош —
Рисуют в воздухе круг.
Шар большой хорош.
Ша-ша-ша —
Рисуют в воздухе елочку.
Елка тоже хороша.
Педагог.
Едут в поезде, ребята,
Белочки и зайчики
К девочкам и мальчикам.
6. Песня о зиме(по выбору)
Педагог.
Вот в вагоне едет кошка.
Озябла кисонька немножко.
Будем киску согревать,
Будем пальчики считать.
7. Пальчиковая игра «Вышел котик погулять»(авторская)
Педагог.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел котик погулять,
Вышел котик погулять,
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Наши пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Указательным пальцем правой руки поочередно загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.
При повторении игры загибать пальцы на правой руке.
А за киской — петушок
Поправляет гребешок.
8. Гимнастика для шеи «Петушок»(см. занятие 15)
Педагог. Дед Мороз даже мишку разбудил в берлоге, тоже к нам пригласил.
9. Стихотворение «Как на горке снег, снег»,сопровождаемое движениями (см. занятие 14)
Педагог.
Улыбнулся мишка детям:
«Ну-ка, дайте мне конфету!»
10. Песня «Про мишку»А. Филиппенко
Педагог.
У последнего вагона
Так колеса говорят:
«Туки-туки-туки-бом!
Мы оркестр для вас везем!»
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Барабан» (для вырабатывания подъема языка, развития умения делать кончик языка напряженным, развития его подвижности). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончи ком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д-д-д...» Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, а не был «хлюпающим». Звук «д» произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Педагог.
Барабан мы в руки взяли,
На нем звонко заиграли.
2) Упражнение «Трубочка» (см. занятие 9).
Педагог.
Вот играет дудочка,
Дудочка-погудочка.
3) Упражнение «Гармошка» (для укрепления мышцы языка, выработки умения удерживать язык в вертикальном положении, растягивания подъязычной уздечки). Рот открыт. Губы в улыбке Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская
языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не
провисал.
Педагог.
Поиграй, моя гармошка,
Раздвигай меха свои.
Открывайте шире ротик,
А ты, мишка, посмотри.
12. «Новогодняя полька»А. Александрова
Дети играют в оркестре.
13. Динамические упражнения «Звери на елке»А. Ануфриевой
Педагог.
Лесом по проселку
Шаг марша.
Мы шли сюда на елку.
Ну, давай, подпевай —
Шли сюда на елку.
Вот бегут зайчишки,
Подскоки.
Заиньки-трусишки,
Ушками задвигали,
У елочки запрыгали.
Шаг с высоким подъемом колена.
Вот шагают петушки,
Золотые гребешки,
Желтые сапожки
На высоких ножках.
Пружинящий шаг по кругу, протягивая то одну, то другую руку, подражая движениям кота.
Ну-ка, выходи-ка,
Серый кот-мурлыка,
Бархатные лапки,
А на них царапки.
Сжимать пальцы в кулаки и разжимать их. Ходьба на внешнем своде стопы.
Подошел к дороге
Мишка из берлоги,
Лапами захлопал,
По снегу затопал.
Перетопы с ноги на ногу, стоя на месте, с хлопками в ладоши.
Ой, спасибо, Дед Мороз!
Много ты друзей привез.
А теперь, народ,
Наш прощальный хоровод.
14. Новогодний хоровод(по выбору)
Занятие 17. «Зимняя царица»
(по мотивам «Елочной сказки» М. Аромштам)
Оборудование: иллюстрации деревьев — тополь, березка, елочка, дуб, орешник, рябина; бутафорские кисть рябины и веточка дуба с желудем; маленькие елочки на палочке — по одной каждому.
Ход занятия
Педагог.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Этот друг, ребята, лес. Сегодня мы пойдем в лес, познакомимся с деревьями.
Динамические упражнения
Педагог.
Во сыром бору елонька,
Встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны.
Под елонькой травонька.
Наклонившись и расставив ноги пошире, «гладить травку» из стороны в сторону.
На травоньке тропонька,
По тропоньке идет Катенька,
Взяться за руки, образуя круг, и двигаться хороводным шагом.
По ельничкам, по березничкам,
Топающий шаг по кругу.
По часту леску, по орешнику.
(Русская народная приговорка)
Сосны, елки, березки, клены... —
Это лес — он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
Мы сегодня познакомимся с разными деревьями. Вот тополь. Он очень гордится своей стройностью и красивой осанкой.
2. Упражнение «Тополек»для координации движений со стихотворным текстом Педагог.
Стоит тополек,
Тонок и высок.
Поднять прямые руки вверх, соединив кончики пальцев, смотреть вверх.
Тонок и высок,
Листвой широк.
Развести руки в стороны.
Его солнышко печет,
Руки скрестить внизу, через стороны поднять вверх и там развести их в стороны.
Частым дождичком сечет,
Резко встряхнуть кистями 4 раза, опуская руки вниз.
Буйный ветер повевает,
Покачать поднятыми руками из стороны в сторону.
Тополечек наклоняет,
А он маковкой звенит,
Развеселый стоит.
(Русская народная приговорка)
Вытянуть прямые руки вверх и быстро шевелить пальцами. В конце — улыбнуться.
Неподалеку от тополя вся в нежных кудряшках красуется березка: — Все на меня глядят. Кто ни пройдет, остановится, полюбуется.
3. Танец «Березка»(под мелодию русской народной песни «Ты, береза»)
Хором.
Ах, березка, зелена, кудрява!
Ах, березка, выросла на славу!
Взявшись за руки, идут по кругу шагом с носочка.
Ай-люли, ай-люли,
Выросла на славу!
У березки дети расплясались,
На березку все залюбовались.
Выставление ноги на носок с пружинящим полуприседанием.
Ай-люли, ай-люли,
Все залюбовались.
Кружение на топающем шаге, руки — «полочкой».
Ветерок по лесу пролетает
И березку белую качает.
Качать поднятыми вверх руками из стороны в сторону.
Ай-люли, ай-люли,
Белую качает.
(А. Ануфриева)
Кружение на носках, покачивая поднятыми вверх руками.
Педагог. Дуб зашелестел на ветру своими листьями. И все дети увидели, какой он величественный и могучий. А зайчонок, убегая от лисы, ударился об него лбом.
Мимическое упражнение
Дети передают мимикой боль, испуг, плач, затем жалость и успокоение.
Педагог. Пожалел Дуб зайчонка, угостил его желудями.
Дуб растет в лесу могучий,
Выше елки, выше тучи.
Ветер желуди сбивает,
Их зайчонок собирает:
Гладкие, блестящие,
В дело подходящие.
(В. Мирясова)
— А мои гроздья радуют глаз, блестят на солнце, как драгоценные рубины! — гордится своей красотой Рябинка.