Воспитатель и дети “приезжают” в зал поезде”, гудят за дверью.
М.р. (удивленно). На чем вы сегодня приехали? На поезде? Пока ехали, не промокли под дождем? А вот у меня был дождик, и столько луж теперь. А вы умеете обходить лужи или перепрыгивать через них? Хорошо. Тогда можно гулять. (Проводится игра “Зашагали ножки”, 2—3 раза) Ой, смотрите, на скамейке лежит зайка, он весь промок.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Надо о нем позаботиться. Так его жалко, беднягу, давайте его поближе к батарее посадим, пусть обсохнет и музыку про себя послушает.
Исполняет маленькую сюиту для фортепиано В. Семенова “Зайку бросила хозяйка” (Музыка в детском саду. Вып. 2. М., 1965). Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что музыка печальная, грустная.
М.р. Зайке плохо, он промок и замерз. (Исполняет мелодию второй раз) Прислушайтесь, музыка как будто жалобно вздыхает... А вы не забываете свои игрушки на улице? Вы о них заботитесь? Молодцы! Видите, мелодия может рассказать не только о веселом, но и о грустном, печальном. Пока заинька сохнет, давайте попоем. Сначала вот эту песенку.
Прохлопывает ритм песни “Сорока”, артикуляцией (без звука) подсказывает текст детям. Они узнают песню. Затем проигрывает мелодию на блок-флейте и предлагает спеть песню без музыкального сопровождения, учит правильно держать интонацию на одном звуке, заканчивать музыкальную фразу большой секундой.
М.р. Правильно, теперь отгадайте: что это за песенка? (“пропевает” песню «Петушок» без звука, нарочито артикулируя звуки, тем самым, уча детей широко открывать рот, чисто пропевать скачок мелодии на кварту вниз (ля—ми), в словах “гребешок”, петь протяжно, в медленном темпе) Ну что ж, зайка, наверно, обсох, отдохнул. Давайте споем песню о нем. (Дети поют русскую народную песню “Зайка” в умеренном темпе, ласково, протяжно, попадая точно в ритм музыки) Зайчик заснул! Пойдемте его разбудим!..
Дети и музыкальный руководитель подходят к зайчику и будят его.
Зайка, зайка, что ты долго спишь?
Зайка, зайка, что ты так сопишь?
Зайка, зайка, заинька, вставай!
Зайка, зайка, с нами поиграй!
Воспитатель берет зайку на руки, он просыпается и догоняет детей, они убегают. Зайка ходит, ищет детей, приговаривая:
Кто тут песни распевал? Зайке спать не давал?
М.р. Зайка, это мы пели. А теперь давайте поиграем. (Проводится игра-хоровод «В огороде заинька» 2—З раза. Ребенок в центре круга держит зайчика в руках.) Зайчик, детям пора домой. До свидания, мы еще придем к тебе в гости.
Занятие №19
Тема: «Петрушка - веселая музыкант"
Программное содержание.
1. Продолжать учить самостоятельно менять движения со сменой музыкального произведения или музыкальной фразы,
2. Развивать ритмическую четкость, умение понимать и сопереживать музыке грустного, печального характера.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - развивать игровую деятельность;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Материал.
Петрушка (игрушка бибабо). Деревянные ложки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу.
М.р. Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада вас видеть! Какие вы симпатичные, аккуратные! Вы куда-то собирались? На занятие? А на какое? На музыкальное? Ну что ж, пойдем! Нас ждет Петрушка. Интересно, что он на этот раз нам приготовил? (В зале) А где же он? Опять куда-то спрятался, проказник! Давайте его позовем ласково. Как у вас хорошо получается! (Предлагает детям звать по очереди, хвалит каждого. Появляется Петрушка)
Петрушка. Здравствуйте! Я — Петрушка-молодец! (Исполняет песню «Петрушка»
М.р. Дети, давайте, и мы о Петрушке споем. (Поют) Молодцы! Петрушка, что у тебя за корзинка? Что в ней?
Петрушка. В корзинке ложки.
М.р. Петрушка, а зачем детям ложки? Они пока не хотят есть.
Петрушка.
Эти ложки не простые.
Эти ложки расписные,
Деревянные.
Вот малиновый листок,
Вот зеленый лопушок,
Красны ягодки вокруг
Издают веселый стук!
М.р. Да, эти ложки музыкальные.
Поверну их спинками — спинками-горбинками.
За ручку возьму — весело играть начну.
(Петрушка-воспитатель исполняет под аккомпанемент музыкального руководителя любую плясовую мелодию на ложках). Вам хочется поиграть на ложках? Вот вам по две ложки. Поверните их спинками-горбинками, возьмите за ручку. Играть нужно под музыку: громко, но сильно не стучать, а то ложки расколются, вот как эта... Видите, у нее сколот краешек. А вот эта ложка вся кусана, потому что один мальчик брал в рот. Вы не будете кусать, и ломать ложки? Хорошо. Теперь давайте сыграем веселую плясовую. (Обучает приемам игры ложках, воспитывает выдержку, формирует чувство ритма) Спасибо, Петрушка, позабавил нас, да и музыка была веселая. На прошлом занятии мы слушали очень грустную музыку. О ком? Правильно о зайчике. Его, бедного, хозяйка бросила под дождем... Хочешь узнать, как ему грустно было? Слушай. (“Зайку бросил хозяйка”) А еще мы про зайку знаем веселую песенку о том, как он в огороде капустку и морковку рвал. Дети, давайте все вместе споем. (Дети поют сначала хором, а потом по одному — по желанию)
А песенку про Жучку споет тот, кто захочет. (Поют 5—б детей, музыкальный руководитель хвалит, если надо, поправляет, но очень тактично) Молодцы! Сегодня мы пели и играли, но еще не плясали.
Выходите поскорей
И пляшите веселей!
Воспитатель и дети исполняют танец «Пальчики и ручки», стараясь вовлечь всех
М.р. Замечательно плясали! А какие у вас были веселые глаза! Как все улыбались! Какие вы симпатичные! Я вас буду ждать с нетерпением в следующий раз. До свидания!
Занятие №20