Творчество детей в игре на музыкальных инструментах
Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений — непременное условие творческих проявлений детей.
Слушание инструментальных и вокальных произведений (в грамзаписи и «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей — все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.
Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, а также другие способности, не специально музыкальные — воображение, образное мышление.
Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество,— владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.
На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, индивидуальных) педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
На занятиях музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.
При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).
Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.
Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.
Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.
Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.
Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно — шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.
Такое коллективное музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Импровизации на музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности, в семье можно чередовать с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодий по слуху.
В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им сделать музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением.
Характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.
Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.).
В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыграть их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку запомнить наиболее удачную мелодию, сочиненную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком, просит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).
Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творческие проявления детей,— аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро подбирать и гармонизировать мелодии.
Звучание придуманной ребенком мелодии с аккомпанементом, сочиненным взрослым, придает «произведению» законченный вид, что радует малышей, стимулирует творчество.
Интересно также инструментовать мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.
Мелодию может играть сам «автор» вместе с другими детьми. Гармоническую основу создает фортепианное сопровождение, сочиненное взрослым, ритм и характер подчеркивают ударные инструменты.
Исполнение оркестром сочиненных детьми мелодий побуждает к коллективному творчеству, прививает интерес к музицированию.
Вопрос и задания
1. Каковы этапы развития песенного творчества детей?
2. Раскройте методы и приемы формирования музыкально-игрового и танцевального творчества детей.
3. Назовите задания в порядке возрастания сложности для развития творчества в игре на музыкальных инструментах.
Глава X МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры) можно решить с помощью различных видов музыкальной деятельности. Какое же место занимает музыкально-образовательная деятельность?
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки — характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное настроение — нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д.
Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отличить вальс от польки, полонеза и т. д.).
Решение второй задачи музыкального воспитания — развитие основ музыкальной культуры — предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности.
Увлекательные рассказы педагога о музыке различных стилей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку.
Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.).
Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве,
СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.
Аккордеон— разновидность хроматической гармоники. Имеет две клавиатуры: кнопочную (с готовыми аккордами) —для левой руки и фортепианную — для правой руки; это отличает аккордеон от других видов гармоники (в т. ч. и от баяна). Наличие регистров-переключателей позволяет менять тембр и удваивать звуки (в октаву и унисон). Используется как сольный и аккомпанирующий инструмент, входит в состав различных эстрадных ансамблей.
Альт— 1. Низкий детский (или женский) певческий голос. 2. Струнный смычковый инструмент такого же устройства, как скрипка, но несколько большего размера, отчего звучит в более низком регистре. Самый ранний из представителей скрипичной группы, появился в кон. XV — нач. XVI в. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер Антонио Страдивари. По сравнению со скрипкой этот инструмент менее подвижный. Тембр его — глуховатый, тусклый,. но мягкий, выразительный. С сер. XVIII в. становится непременным участником струнного квартета и симфонического оркестра.
Арфа— струнный щипковый инструмент, один из самых древних в истории культуры. Форма ее, претерпевшая в течение многих столетий значительные изменения, произошла от примитивного стрелкового лука. Простейшие типы арф были известны в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысячелетия до н. э. Современная арфа представляет собой большую треугольную раму (с корпусом-резонатором), на которую натягиваются струны. Нежный, «воздушно-серебристый» тембр издавна сделал ее незаменимым инструментом, сопровождающим пение (не случайно арфа встречается на живописных полотнах XV — XVII вв., изображающих домашнее музицирование или парадные концерты в замках и дворцах). Подлинный расцвет игры на арфе наступает в кон. XIXв. Используется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.
Балалайка— русский народный щипковый инструмент с тремя (раньше двумя) струнами. Корпус имеет форму треугольника. Способ звукоизвлечения — бряцание (к струнам прикасаются кончиками трех пальцев, сложенных особым способом), щипок, дробь, срыв, тремоло, играют также медиатором. Входит в состав оркестра русских народных инструментов, широко распространена как сольный инструмент.
Балет— музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства. Корни этого синтетического жанра уходят в глубокую древность: памятники культуры Египта, Греции, Индии и других стран свидетельствуют о его важной роли в жизни общества. Балет в современном понимании возник в эпоху Возрождения. Причем самостоятельным видом искусства он в ту пору еще не был: танцы, пляски и пантомима являлись элементами различных представлений, официальных церемоний, торжественных зрелищ (шествия, маскарады, конные турниры, придворные спектакли, трапезы и т. п.). Постепенно балетные представления обретают единый драматургический стержень, передовые музыканты, танцовщики и балетмейстеры выдвигают критерии естественности характеров и правды чувства на балетной сцене. Как самостоятельный музыкально-театральный жанр балет утвердился в кон. XVII в.
Барабан— ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид цилиндра, с обеих сторон обтянутого кожей. Большой барабан — крупный ударный инструмент с мощным низким и глухим звуком, извлекаемым ударами колотушки. Малый (военный) барабан — небольшой по размеру инструмент с сухим, высоким звуком, извлекаемым при помощи двух деревянных палочек. В оркестре исполняет ритмическую и шумовую роль.
Баян— русская хроматическая гармоника — пневматический язычковый инструмент с кнопочной клавиатурой, названный по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Бояна («Слово о полку Игореве»). Используется как сольный, аккомпанирующий и ансамблево-оркестровый инструмент.
Бубен— ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Состоит из узкого деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей, маленьких тарелочек, бубенцов или колокольчиков, закрепленных в прорезях обруча. Используется для ритмического сопровождения танцев, в оркестре — как ударный инструмент. На бубне играют, сотрясая его в воздухе, ударяя по мембране ладонью, кулаком, косточками пальцев.
Бурре— старинный французский народный танец. По преданию, зародился в провинции Овернь в среде дровосеков, которые исполняли его с тяжелыми прыжками, шутливо, как бы уминая вязанку валежника (франц. bourree — связка хвороста). Со 2-й пол. XVI в. пользуется известностью в Париже, а в XVII в. становится популярным придворным танцем. Темп подвижный, четкий, мелодия начинается с затакта.
Валторна— медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога. Представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Первоначально служила для подачи различных сигналов, а позднее — для фанфарной переклички во время охоты. Тембр мягкий, певучий, богатый красками, великолепно сливается с тембрами струнных и деревянных. Является своеобразным сольным инструментом, а также непременным участником симфонических оркестров и различных ансамблей.
Вальс— парный бальный танец, музыкальный размер 3/4. Возник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии. Характерное кружение танца создается аккомпанементом, построенным на чередовании баса на 1-й доле и аккордами на 2-й и 3-й долях. Темп различный: от самого медленного до очень скорого. Вальс обладает огромными возможностями воплощения различных образов и состояний. В 30—40-х гг. XIX в. и позже получил повсеместное распространение как танцевальный и концертный жанр (вплоть до введения в некоторые симфонии в качестве одной из частей).
Вариации(лат. variatio — изменение, различие) — музыкальная форма, в которой тема при повторном изложении варьируется, изменяется. Каждое видоизменение (вариация) преподносит тему в ином освещении, показывает новые стороны, что позволяет раскрыть ее внутренние возможности. Вариации зародились задолго до появления первых образцов профессиональной музыки (например, народные исполнители обычно повторяют свои напевы несколько по-новому). Встречаются в виде отдельных произведений и как часть сюит, сонатных циклов.
Виолончель— струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, обладающий ярким звуком с богатой вибрацией и выразительным тембром. По размерам значительно превосходит скрипку и альт, но уступает контрабасу. Появилась в XVI в., ее предками были, по-видимому, народные смычковые инструменты. На рубеже XVIII в. прочно утверждается в оркестре и получает широкое распространение как сольный инструмент.
Вокализ— пьеса для пения без слов; обычно является упражнением для развития вокальной техники. Вокализы самостоятельного художественного значения встречаются редко.
Волынка— народный духовой инструмент. Состоит из кожаного мешка или пузыря, в который нагнетают воздух. К мешку прикрепляется несколько трубок, одна из них имеет игровые отверстия (подобно свирели), и на ней можно исполнять несложную мелодию, остальные трубки издают определенный непрерывно тянущийся звук (отсюда выражение «тянуть волынку»). Тембр у инструмента пронзительный, резкий. С древнейших времен волынки встречаются у многих народов. В настоящее время сохранились главным образом в Шотландии.
Гавот— старинный французский народный танец. Зародился в XVI в. в виде хороводного танца, отличался умеренным темпом, светлым, энергичным характером с оттенком величавой торжественности. В XVII в. становится популярным придворным танцем и приобретает несвойственные народным гавотам черты жеманности, затем проникает в оперу и балет, в инструментальные циклы.
Гармонь— клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккордеона и баяна. Получила широкое распространение в России, где создано множество ее разновидностей (тульская, саратовская и др.).
Гитара— струнный щипковый инструмент, известный еще в эпоху средневековья. Родина — Испания. Корпус плоский, по форме напоминает цифру 8, снабжен длинным грифом, над которым натянуты струны. Количество их вначале колебалось; к XVIII в. общепризнанной стала шестиструнная гитара с настройкой в основном по квартам (в России в это же время утвердилась семиструнная гитара). Звук гитары, не обладая большой силой, великолепно сочетается с певческими голосами, а также со струнными и духовыми инструментами, что обусловило ее особую роль как аккомпанирующего инструмента и участника различных ансамблей.
Глиссандо— скользящий переход от звука к звуку; исполнительский прием.
Гобой— деревянный духовой инструмент, ведущий происхождение от древней пастушеской свирели. Тембр мягкий, несколько гнусавый. Используется в оркестре.
Гопак— украинский народный танец. Исполняется в быстром темпе с постепенным ускорением. Хореография включает прыжки и другие виртуозные танцевальные движения.
Гусли— старинный русский щипковый инструмент, имеет резонансный корпус четырехугольной неправильной формы с натянутыми струнами. Звук извлекают щипком. Существуют также клавишные (педальные) гусли, в которых не
нужные струны заглушаются специальным механизмом. На этих гуслях звук извлекают при помощи медиатора.
Диссонанс(франц. dissonance, от лат. dissonantia — нестройность, нестройное звучание)—созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звучания. С точки зрения восприятия диссонанс выступает более напряженным, неустойчивым созвучием, чем консонанс.
Домра— старинный (XVI в.) русский щипковый инструмент с корпусом круглой формы и длинным грифом. Трехструнная домра настраивается по квартам. Звук извлекают медиатором. В прошлом инструмент использовали скоморохи, создавшие целое семейство: домришка, домра басистая. Существует и четырехструнная домра с квинтовым строем.
Имитация— полное или частичное повторение в другом голосе только что прозвучавшего мелодического оборота, темы, мелодии.
Импровизация— Г. Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). Была широко распространена в концертной практике XVIII в. Занимает важное место в народном музыкальном творчестве: народные певцы, инструменталисты развивают напевы во время исполнения, часто встречается в современной джазовой музыке. 2. Музыкальное произведение в свободной форме.
Инструментовка— изложение музыкального произведения для определенного инструментального или вокально-инструментального состава. Процесс инструментовки завершается созданием партитуры, т. е. распределением звучности пьесы между отдельными инструментами.
Интервал(от лат. intervallum — промежуток, расстояние) — соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Последовательно звучащие звуки образуют мелодический интервал, одновременно звучащие — гармонический.
Интерпретация(от лат. interpretatio — истолкование) — художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зависящее от эстетических принципов школы или направления, к которым принадлежит артист, от его индивидуальных особенностей и идейно-художественного замысла.
Интонация— в общем значении — характер произношения. 1. Обладающая самостоятельной выразительностью наименьшая частица музыкального произведения в ее реальном звучании, «произнесении» исполнителем. 2. Мелодический оборот, то же, что мотив. 3. Качество исполнения музыкальных звуков в отношении их высоты, особенно при пении или игре на струнных инструментах; «чистая» или «нечистая» интонация означает верное или неверное (фальшивое) исполнение высоты музыкальных звуков.
Камерная музыка(от ср.-век. лат. camera — комната)—первоначально, в XVI в., вся светская музыка в отличие от музыки церковной, впоследствии, со 2-й пол. XVIII в., в связи с зарождением и развитием симфонии и симфонической музыки, термин камерная музыка часто стали относить лишь к произведениям, рассчитанным на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. Это мадригал, романс, дуэт, трио, квартет, квинтет, вокальный и вокально-инструментальный цикл, соната и т. д.
Канон— многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием.
Кантата— в нач. XVII в.— произведение для пения с инструментальным сопровождением в отличие от чисто инструментального жанра — сонаты, позднее — произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из нескольких законченных частей и предназначенное для концертного исполнения. По форме подобна оратории, но отличается от нее меньшим размером, преобладанием лирики и относительной драматической ограниченностью сюжета.
Кантилена—1. Напевная мелодия (вокальная или инструментальная). 2. Напевность музыки и ее исполнения, способность певца к напевному исполнению мелодии, важный элемент вокального мастерства.
Каприччо— инструментальная пьеса свободной формы в блестящем виртуозном стиле.
Кастаньеты — испанский ударный инструмент с неопределенной высотой звука, распространен также в Италии и странах Латинской Америки. Состоит из двух или трех деревянных пластинок в форме раковины, с одной стороны соединенных шнурком. Так называемые оркестровые кастаньеты прикрепляются к специальной рукоятке с двух ее сторон. Балетные кастаньеты надеваются на руку, используются артистами во время исполнения испанских танцев.
Квартет—1. Ансамбль из четырех исполнителей — певцов или музыкантов. По составу может быть однородным (мужской, женский, струнный смычковый, деревянный духовой, медный духовой и т. д.) и смешанным (сопрано, альт, тенор, бас; две скрипки, альт, виолончель; фортепиано, скрипка, альт, виолончель, и т. д.). 2. Музыкальное произведение для четырех исполнителей с самостоятельной партией у каждого.
Квинтет—1. Ансамбль из пяти исполнителей — певцов или инструменталистов. По составу может быть однородным (струнный смычковый, деревянный духовой и т. д.) и смешанным. Наиболее распространены квинтеты — струнный смычковый (квартет с удвоенным альтом или виолончелью), фортепианный (смычковый квартет и фортепиано). 2. Музыкальное произведение для пяти исполнителей.
Клавесин— старинный клавишный щипковый инструмент с несколькими клавиатурами (мануалами) и регистрами. Звук сильный, но недостаточно певучий, извлекается при помощи щипков медиатором (гусиные перья, кожаные плектры) или металлическими шипами, прикрепленными к клавишным рычагам. В различных странах клавесин называли по-разному: в Англии — верджинел, в Италии — чембало, в Германии — кильфлюгер, во Франции — вицитериум. В XVIII в. был вытеснен фортепиано. В настоящее время входит в состав ансамблей старинной музыки.
Кларнет— деревянный духовой инструмент, подобно гобою ведущий происхождение от пастушеской свирели. Далекими предками считают некоторые деревянные духовые, существовавшие в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. Обладает многообразной тембровой палитрой: нижние звуки несколько мрачноваты, однако по мере перехода к высоким звучание становится более теплым, а в самом верхнем регистре — ясным, чистым, пронзительным. С сер. XVIII в. прочно закрепляется в оркестре как один из ведущих духовых инструментов.
Колокола— ударный инструмент симфонического оркестра. Набор металлических трубок — колоколов разного размера, свободно подвешенных на
перекладине и относительно точно настроенных. Звук извлекается колотушкой. В оркестре имитируют колокольный звон.
Колокольчики— оркестровый ударный инструмент. Представляет собой ряд металлических пластинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Звук извлекают при помощи специальных молоточков. По типу колокольчиков устроен детский музыкальный инструмент — металлофон.
Колыбельная— 1. Народная песня, служащая для убаюкивания ребенка. Отличается спокойным, монотонным характером, повторами попевок и ритмических фигур, замедленным движением, однообразием припевных слов. Относится к древнейшим жанрам фольклора, сохраняет традиционные напевы, бытующие в разных вариантах. 2. Вокальная или инструментальная лирическая миниатюра, а также эпизод в крупном сочинении (опере, , балете, симфонии), где композитор интерпретирует жанр народной колыбельной песни в индивидуальной манере. Известны колыбельные песни сказочного и драматического характера.
Колядка— старинная народная (реже авторская) обрядовая песня с пожеланиями богатства и здоровья. Пелась под Рождество, Крещение, Новый год; в древности была связана с весенними культами плодородия. Характерны элементы игрового действа (пляски и шествия ряженых, хороводные игры, диалоги). Напевы основаны обычно на неоднократно повторяющихся мелодических попевках. Жанр колядки нашел применение в профессиональной музыке (Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский и др.).
Консонанс(франц. consonance, от лат. consonantia — созвучие, согласное звучание) — звучание, воспринимаемое как благозвучное; слитное сочетание одновременно слышимых звуков.
Контрабас— самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. Появился в кон. XVI в. Предками были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции. Техника несколько ограничена громоздкостью инструмента и неудобным положением смычка (на весу). Получил широчайшее распространение в симфоническом оркестре, в камерных и эстрадных ансамблях.
Концерт(от лат. concertare — состязаться и от итал. concerto — гармония, согласие) — показательно, что оба эти значения в равной степени отражают сущность жанра: с одной стороны, в концерте «соревнуются» солист и оркестр, с другой — их взаимодействие и взаимопроникновение в конечном счете образуют гармоничное целое. 1. Виртуозное произведение для солирующего инструмента (реже для 2—3-х) с сопровождением оркестра. Инструментальный концерт зародился в Италии в кон. XVII в. 2. Публичное исполнение музыкальных произведений.
Краковяк— польский народный танец. Возник в Краковском воеводстве. Упоминается уже в XIV в. Имеет острый, четкий ритм, быстрый темп.
Ксилофон— ударный инструмент, издающий звуки определенной высоты. Представляет собой расположенные на мягкой подстилке специально подобранные деревянные бруски различной величины (а следовательно, и различной настройки), по которым ударяют двумя деревянными молоточками особой формы. Звук отличается пронзительностью и выделяется своим звонким щелканием даже на фоне полного оркестрового звучания. Используется в симфоническом оркестре лишь последние 50 лет.
Кульминация— момент наибольшего эмоционального напряжения в музыкальном произведении или какой-либо его части. Важный элемент музыкальной драматургии.
Лад— объединение звуков различной высоты, тяготеющих один к другому и в конечном счете к одному отдельному звуку (тонике) либо построенному на этом звуке интервалу или аккорду (обычно тоническому трезвучию). В тоническом трезвучии тоника лада является основным тоном, а терцовый и квинтовый тоны образуются из звуков, входящих в состав лада. Звуки лада называются ступенями лада и нумеруются римскими цифрами от тоники (I ступень) вверх. Лады отличаются строением звукорядов, т. е. качеством интервалов между ступенями, а также характером связей (тяготений) между ступенями. Каждый лад имеет определенное название: мажор, минор и др. По своей сущности лад — коренная эстетическая категория музыки, обозначающая еесокровенную специфическую «сердцевину» (в отличие от других элементов — ритма, динамики, высотной линии и прочих, встречающихся и вне музыки).
Лейтмотив— характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определенную драматическую ситуацию и звучат при появлении персонажа на сцене, при упоминании о нем или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения.
Литавры— ударный инструмент, настраиваемый на определенный тон. Представляет собой систему двух или нескольких медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. Инструмент азиатского происхождения, в Европе известен с XV в. Применяются литавры трех размеров: большая, средняя и малая. Настройка может быть изменена по указанию композитора во время исполнения произведения (в паузах); повышение или понижение строя достигается при помощи винтов, усиливающих или ослабляющих натяжение кожи. Звук литавры похож на звук большого барабана, но слабее и имеет определенную высоту. Играют двумя палочками с мягкими головками, которые позволяют получить более или менее продолжительные звуки или характерное тремоло (быстрым чередованием ударов обеих палочек), создавать яркие динамические нарастания и спады. Один музыкант может играть на трех или даже четырех литаврах.
Ложки— русский народный ударный инструмент. Набор включает 3—5 ложек разного размера (одна большая), изготовленных из специально высушенной древесины (клен, ясень и др.). Исполнитель, зажав ложки в правой руке выпуклыми сторонами друг к другу, чередует прямые и скользящие удары о ладонь левой руки и о колено. В современных ансамблях и оркестрах народных инструментов используются модернизированные ложки (введены в кон. XIX — нач. XX в.) с удлиненной рукояткой и бубенцами и иной техникой игры.
Мадригал(итал. madrigale, от ср.-век. лат. matricale — песня на родном языке) — светская песня эпохи Возрождения, исполнявшаяся на итальянском языке. Первоначально одноголосная, в XVI в. многоголосная (ансамблевая, хоровая) песня, обычно любовного содержания и изысканного характера.
Мазурка— польский народный танец с четким ритмическим рисунком, рез
кими акцентами на любых долях такта. Темп различный — от умеренного до стремительного, со многими промежуточными градациями. Ритмическзя живость и гибкость мазурки позволяют воплотить самые различные образы и состояния. В нач. XIX в. получила широкое распространение как бальный танец и как жанр художественных произведений.
Маракасы— парный ударный инструмент латиноамериканского происхождения, первоначально представлял собой пустой кокосовый орех, в который засыпали камешки и косточки маслин. Современные маракасы изготовляются из металла, дерева, пластмассы, внутрь засыпают дробь. Звук извлекают потряхиванием.
Марш— пьеса четкого ритма, предназначенная для сопровождения коллективного шествия. Призван объединять движение (шаг) идущих, а также создавать у них определенное настроение, отсюда разные типы маршей, отличающиеся темпом и характером музыки: парадный, походный, встречный, похоронный и т. д. Художественные образы и форма разновидностей марша часто используются в инструментальной музыке, предназначенной для концертного исполнения, а также в песнях.
Мелодия— напев, важнейшая основа музыкального произведения, выразительное средство музыки. Способна воплотить самые различные образы и состояния. Осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное проследование звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы (на основе лада и метра). Может существовать также в соединении с другими голосами или с сопровождением.
Менуэт(франц. menuet, от menu — маленький, мелкий) — старинный танец французского происхождения. Исполнялся маленькими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Имеет трехдольный размер. В кон. XVII— нач. XVIII в. становится популярным танцем во всех странах Европы. В России XVII в. его танцевали на ассамблеях Петра I. Позднее форму этого танца использовали в оперных и балетных произведениях, он входил во многие инструментальные циклы. На протяжении XVIII в. его характер значительно изменяется: постепенно ускоряется темп, в движениях