Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импрови­зировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двига­тельными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцеваль­ными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то ин­сценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоциональ­но отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог вы­полнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лен­той, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и тан­цевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов наилучшим образом способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкаль­но-игровые образы в однотипных движениях отдельных персона­жей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

На втором этапе задания усложняют — развитие музыкально-игровых об­разов в действиях отдельных персонажей («Ворон», русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. А. Полонского; «Сапожник», чешская народ­ная песня, обр. Ан. Александрова и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александро­ва; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т. д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, бе­лорусский, литовский и др.)

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музы­кальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппен­ко; «Жили у бабуси», русская народная песня; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в рит­мике3. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произ­ведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необ­ходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению дви­жений, соответствующих характеру, образам песни, инструмен­тальной пьесы.

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для обучения.Полноценное творчество ребенка в рит­мике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоя­тельных действий детей. Программная музыка (песня, инстру­ментальная пьеса, имеющие название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образ­ное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и соз­дать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или це­лостную композицию танца. Начинать желательно с инсцениро­вок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий — народные («Где ты был, Иванушка?», обр. М. Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народ­ная мелодия и т. д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Гопак», украинская народная мелодия; «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народ­ная мелодия и т. д.

Вместе с тем ребятам предлагают и классическую, и совре­менную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать воз­растные и индивидуальные особенности детей, а также их склон­ности и интересы. Но полного успеха можно добиться только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, ко­торые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способ­ностей средствами музыкально-ритмических движений.

Наши рекомендации