Народное танцевальное творчество Архангельского Севера

Составной частью художественной жизни северян являлось инародное танцевальное творчество. Оно восходит к традициям народных игрищ и сходбищ восточных славянских племен на этапе раннего язычества (IV-VI вв. н. э.), на которых совершались обряды, сопровождавшиеся хороводами и плясками. На Севере обрядовые танцы, хороводы, танцевальные картинки на свадьбах переходили из поколения в поколение. На них оказывали влияние народные танцы, привносимые новгородцами, ростовчанами, москвичами, переселявшимися в Северный край.

Танцевальный рисунок и содержание народного танца выражает многообразный мир народной жизни, неразрывно связан с песнями, инструментальным исполнительством, костюмами. Основной жанр танца Русского Севера - хоровод. Как и по всей Руси, здесь бытовали орнаментальные (участники танца исполняют разнообразные фигуры - орнаменты) и игровые (действующие лица раскрывают своими движениями сюжет песни). На Севере хороводы не водили, а "ходили" ("ходить в ходецу").

В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки. По словам профессора Московского университета И. Снегирева, в VIII веке в Шенкурске жители собирались за городом на лугу, "где девицы, держась за платки в руках, образовывали круг и тихо двигались на одном месте с песнями". В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню "Хожу я по травке" и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы - "петровщины" (в праздник Петрова дня) - под песню "Не за реченькой девушки гуляли" девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. Хоровод "косой столб" бытовал в Пинежском уезде. Под песню "Цвет наш прекрасный, аленький цветочек" девушки ходили парами вдоль улицы и в определенные моменты выполняли танцевальные движения, "обходили столб" - впереди идущую пару справа и слева.

На Севере "ходили" и веселые ("скорые") хороводы - "корзиночка", "змейка", "капустка" и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах - под песни "Уже я улком шла, переулком шла", "Я по жердочке шла". Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь "змейкой" - "кривулями". Красота рисунка зависела о выдумки ведущей. "Ходили" хороводы девушки и парни, женщины и мужчины. Например, в хороводе под песню "Розочка алая" ведущими были парень-жених и девушка-невеста, которые выбирали в хороводный круг будущую родню - тещу, свекровь, свекра, свояка…

В хороводе "Негодяй" участвовали женщины и мужчины, которые разыгрывали сюжет песни о тяжелой жизни жены и ее борьбе за свободу, заканчивавшейся установлением мира в семье. Северяне "ходили" хороводы в красочных нарядах. В каждом уезде имелись их характерные особенности. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан.

Другим жанром русского народного танца, широко бытовавшим на Севере, являлась пляска. Она имела несколько разновидностей - одиночная (женская и мужская), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска. Пляска органически связывалась с музыкальным или песенным сопровождением. Все исполняемые движения подчинялись ритму и темпу.

Фольклорные танцы являлись составной частью духовной жизни северян, имели самобытный характер. В них раскрывался внутренний мир жителей сурового Северного края, мастерство и талант в использовании выразительных средств танцевальных образов[5].

Заключение

Народное музыкально-танцевальное творчество занимает важную роль в истории страны. В каждой губернии развивалось своё направление песенного, музыкального и танцевального творчества.

В наши дни исторические музыкальные, танцевальные корни не утратили своей силы. Данное искусство совершенствовалось из поколения в поколение, а учёными скрупулёзно собирались по селам и губерниям наследие, и всё лучшее, созданное народом воплощается в современные неповторимые образы музыкальных, танцевальных композиций.

Сохранившиеся и преданные из поколения в поколение драгоценные мелодии, напевы и хороводные танцевальные па покоряют красотой мотивов, безупречной техникой исполнения и является источником вдохновения для современных творческих коллективов.

Наши рекомендации