Лет с дополнительным годом обучения (9 класс) Срок обучения – 9 лет
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор СПб ДШИ им. Д.С. Бортнянского Срок обучения – 9лет
С.Ю. Семенова
Дополнительная предпрофессиональная
«____»____________ » 20 года общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Хоровое пение»
1. График образовательного процесса | 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях | ||||||||||||||||||||||||||
Классы | сентябрь | 29.09 – 05.10 | октябрь | 27.10 - – 02.11 | ноябрь | декабрь | 29.12 – 04.01 | январь | 26.01. 01.02 | Февраль | 23.02 – 01.03 | март | 30.03 – 05.04 | апрель | 27.04. – 03.05 | май | июнь | 29.06 – 05.07 | июль | 27.07 – 02.08 | Август | Аудиторные занятия | Промежуточная аттестация | Резерв учебного времени | Итоговая аттестация | Каникулы | Всего |
1 - 7 | -8-- 14 | 15 - 21 | 22 - 28 я | 6 - 12 | 13 - 19 | 20 – 26 | 3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 24 - 30 | 1 - 7 | 8 - 14 | 15 - 21 | 22 – 28 | 5 - 11 | 12 - 18 | 19 – 25 | 2 - 8 | 9 - 15 | 16 – 22 | 2 - 8 | 9 - 15 | 16 - 22 | 23 – 29 | 6 - 12 | 13 - 19 | 20 – 26 | 4 - 10 | 11 - 17 | 18 - 24 | 25 - 31 | 8 - 14 | 15 -21 | 22 – 28 | 6 - 12 | 13 - 19 | 20 – 26 | 3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 24 - 31 | Итоговая аттестация | Каникулы | Всего | ||||||||||||||
= | = | = | = | = | Р | э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
== | = | = | = | Р | э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= | = | = | = | Р | э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
== | = | = | = | Р | э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | I | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= | = | = | = | Р | Э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= | = | = | = | Р | Э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= | = | = | = | Р | Э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= | = | = | = | Р | Э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= | = | = | = | Р | III | III | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО |
МП
УТВЕРЖДАЮ
Аудиторные Резерв учебного Промежуточная Итоговая Каникулы
занятия времени аттестация аттестация
□ Р Э III =
- Условия реализации программы «Хоровое пение»
1.1. Для реализации программы «Хоровое пение» создана система требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хоровое пение» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.
1.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности школа создала комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
-выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
-организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (концертов для родителей, концертов для дошкольников, творческих вечеров);
-организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
-организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
-использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
-эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
-построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
-эффективного управления образовательного учреждения.
1.3. При реализации программы «Хоровое пение со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
1.4. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
1.5. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
1.6.Обеспечение изучения учебного предмета «Хор» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на хор 1 класса, младший (2-4 классы) и старший хор (5 – 8(9) классы)
Ансамблевые и хоровые учебные коллективы участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
1.7. Программа «Хоровое пение» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
1.8. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
1.9. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным годом обучения Резерв учебного времени устанавливается школой из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
2. Оценка качества реализации образовательной программы
2.1. В качестве средств текущего контроля успеваемости СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского использует контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
2.2. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании СПб СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского.
Условия проведения промежуточной аттестации разработаны школой на основании ФГТ. Разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам программы «Хоровое пение» и её учебному плану. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому учебному предмету. Оценки обучающимся выставляются и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определены СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского. Разработаны критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Фортепиано;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами не менее трех календарных дней.
2.3. При прохождении итоговой аттестации в СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, основного репертуара хорового коллектива;
- достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
2.4. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хоровое пение». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
2.5. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование составляет 100 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
2.6. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники школы осуществляют творческую и методическую работу.
СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хоровое пение», использования передовых педагогических технологий.
2.7 При реализации программы «Хоровое пение» планируется работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
по учебному предмету «Хор» от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;
по учебному предмету «Основы дирижирования» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
по учебному предмету «Вокальный ансамбль» от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;
3.1. Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
3.2. Для реализации программы «Хоровое пение» школа имеет необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения:
-Концертный зал с роялями или пианино, пультами и звукотехническим оборудованием (фонотека, видеотека, фильмотека, видеоаппаратура),
- библиотека,
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
- учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем);
- учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Фортепиано», «Основы дирижирования», «Постановка голоса», «Чтение хоровых партитур», «Ансамбль» и «Вокальный ансамбль» оснащены пианино, роялями.
- учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Фортепиано», «ЧХП», имеют площадь не менее 6 кв.м., для занятий по учебному предмету «Постановка голоса», «Ансамбль», «основы дирижирования» - не менее 9 кв.м., «Вокальный ансамбль» - не менее 12 кв.м., «Хор» - малый (хоровой класс) и большой концертный зал.
- учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
- учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
- созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
- выступления учебных коллективов (хоровых и ансамблевых) в сценических костюмах.