Методы организации вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе
Выполнила: студентка 5 курса заочного отделения педагогики и методики начального образования психолого-педагогического факультета Похлебина Анна Андреевна Научный руководитель: кандидат педагогических наук доцент кафедра теории, истории музыки и музыкальных инструментов Лихолет Нина Николаевна |
Допущена к защите
«____»___________2017г.
Заведующая кафедрой
Педагогики и методики дошкольного и начального образования
доцент Дюжакова М.В.
_________________
подпись
Воронеж 2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...……...3
Глава 1 Теоретические аспекты организации вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе……………………………...6
1.1 Организация вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе ……………………….……………………………………………………..6
1.2 Психолого-физиологические особенности детей младшего возраста……………………………………………….………….…………..…...14
Глава 2 Практическое использование выявленных методов вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе……………….….21
2.1 Характеристика методов организации вокально – хоровой работы на уроках музыки в начальной школе…………………………..…….…………...21
2.2 Методические рекомендации по исполнению выявленных методов вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе ….………..27
Заключение…………………………………………………………………..….54
Список использованных источников и литературы…………..………….57
Приложения…………………………………………………………………….60
Введение
Актуальность исследования. Первый деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В.А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения» [24].
Теоретический основой процесса музыкальной и познавательной деятельности в нашем исследовании явились, метод дополнительности (Г. Гранатов, Б. Бим-Бад, Г. Щукина и другие). М. Каган утверждает, что «…культурные миссии искусства не сводятся к познанию мира, потому что у него в этом мире особый предмет и потому особое назначение - оттого они с наукой и не являются конкурентами. Но действуют по принципу дополнительности, т.е. создают такие условия «эксперимента» в ходе освоения реальности, при которых вырабатываются принципиально различные, исключающие друг друга типы информации: наука - информацию об объективных законах бытия или формах его конкретного существования, искусство - информацию о ценностных смыслах вовлекаемой в культуру реальности. Это свидетельствует о том, что научное освоение мира и иное освоение мира… не могут быть сведены одно к другому или выведены одно из другого. Они находятся между собой в отношении дополнительности» [1, с. 90].
Основные методы вокального развития едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе для детей. Существует различие лишь в специфике развития детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в детском возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное развитие детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале. В ходе изучения методов вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе мы узнали, что в последнее время возрос интерес к хоровой музыке, это обосновано тем, что хор стал играть важную роль в современной музыке. В обучении музыке в настоящее время условно можно выделить несколько видов деятельности: слушание музыки, хоровое пение, импровизация, сочинение, игра на музыкальных инструментах и др. Из них методически широко раскрыты слушание музыки и пение. Знакомство с нотными знаками в их графическом изображении в общеобразовательной школе, как правило, ограничено несколькими занятиями. Практически забыто пение a`cappella, за исключением отдельных случаев, имеющих отношение к хоровому сольфеджио.
Хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. Теоретические положения о формировании хорового пения получили развитие в работах (Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Ражникова, Н.А. Терентьевой), в том числе в работах, посвященных хоровому пению и вокальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Д.Л. Локшин, Е.В. Николаева, Г.А. Праслова) [27].
Объект исследования –вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальных классах.
Предмет исследования –Методы организации вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе.
Цель исследования – выявить методы организации вокально-хоровой работы и применить их на практике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть вокально-хоровую работу на уроках музыки в начальной школе;
2. Охарактеризовать психолого-физиологические особенности детей младшего возраста;
3. Рассмотреть методы организации вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе;
4. Разработать методические рекомендации по организации вокально-хоровой работы на уроках музыки.
Методы исследования –анализ, сравнение, синтез (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности).
Теоретическая значимость –Теоретически доказано, что выявленные нами методы организации вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе можно считать средством развития голоса учащихся.
Практическая значимость –собранный материал и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы преподавателями при организации вокально-хоровой работы на уроках музыки.
Работа состоит –состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.