Венгерская фортепианная школа

Бела Бартока

К концу 19 столетия все меньше композиторов обращались к созданию легкой фортепианной литературы для детей. В 19 веке создание подобной литературы справедливо связывается с такими именами как Р.Шуман и П.И.Чайковский. Именно они своими «Альбомами» навели мостик между инструктивными пьесами и современными произведениями для «взрослых». В начале 20 века такую же роль было суждено сыграть композитору Бела Бартоку.

Венгерский композитор Б.Барток разработал цельную систему воспитания музыканта нового типа, направленную на формирование у детей современного, всесторонне развитого музыкального мышления. Его наследие отличается широким синтезом типических стилевых тенденций, свойственных первым десятилетиям 20 века. Барток был не только композитором, но и всю жизнь занимался педагогической деятельностью. Кроме того, Барток серьёзно занимался изучением венгерского фольклора, и одним из значительных творческих результатов этого увлечения стало создание сборника для детей под названием «Детям». В нем представлены восемьдесят пять легких пьес на темы венгерских и словацких песен. Практически все обработки народной музыки, представленные в этом сборнике, отличаются не совсем обычным ладовым составом.

Исключительно большую роль играют в сочинениях Б.Бартока полифонические приемы.

При рассмотрении ритмической стороны пьес, не следует забывать о том, что для Б.Бартока ритм являлся важнейшим компонентом музыки, её первоосновой. Он говорил:

« Мелодия без ритма невозможна, в то время как можно представить себе ритм без мелодии».

В пьесах сборника «Детям» можно обнаружить большое ритмическое разнообразие. Ещё одной характерной чертой для всех пьес сборника является отсутствие в построениях квадратности. В этих пьесах на смену четырехтактовым построениям приходят другие структуры. Некоторые пьесы имеют трехтактовую, другие - пятитактовую структуру.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сборник имеет новаторский характер. Он построен в соответствии с методическими принципами Б.Бартока.

Методические принципы Б.Бартока

1.Б.Барток советовал педагогам: «Остерегайтесь вдалбливать в сознание ученика музыкальные стандарты! Развивайте его слух, чувство музыкального времени, музыкальное мышление, но делайте это бережно, опасаясь притупить свежесть восприятия монотонной «квадратностью». Рутина вдвойне опасна на самых первых порах обучения!»

2.Использование полифонического принципа построения пьес. В основу начального обучения положено изучение полифонических произведений, как правило, двухголосных, в которых фактура всегда остаётся прозрачной, в ней нет ни аккордов, ни педали. Полифоническое начало и линеарность явно доминируют над другими видами изложения.

3. Ладовая свежесть – обращение к мажору – минору и различным другим ладам.

4. Смещения в пьесах опорных звуков, когда в разных тактах сильными долями являются первая, вторая, третья и т. д.

5. Тонкие ритмические придумки

6. Прием ладогармонической перекраски мелодии

7. С первых же шагов у ученика развивается артикуляция, как основа выразительности, которая преобладает над динамикой.

8. Основой технических навыков является пальцевой удар.

«Микрокосмос» Бела Бартока

«Микрокосмос» -более совершенное по сравнению с предыдущими сборниками издание,котороеможно назвать беспрецедентным в истории детской и юношеской фортепианной музыки. Это концентрация всего музыкально- композиторского искусства; мир, предельно сжатый в малое, о чем говорит само название произведения. «Микрокосмос» - это лаборатория всего бартоковского стиля. Сборник представляет собой целую систему воспитания музыканта нового типа, направленную на формирование у детей современного, всесторонне развитого музыкального мышления. Музыка этого сборника отмечена печатью высокого художественного интеллекта.

Сборник состоит из 6 тетрадей, из которых первые три предназначены для изучения (без всякого другого материала) в течение первых 2-х лет работы. Цель первых тетрадей – дать детям и подросткам учебный материал, начиная с простейшего, который был бы упорядочен в прогрессивной последовательности и охватывал всевозможные фортепиано - технические проблемы. Издание не содержит в себе технических и теоретических описаний, ибо такого рода объяснения должны, по мысли автора, исходить от педагога.

Для облегчения дела к каждой тетради приложены упражнения, которые служат подготовкой к определенному кругу технических задач.

«Не рекомендуется, - пишет автор, - разучивать упражнения непосредственно перед пьесой, это нужно делать несколько раньше».

Барток не предполагает, что номера будут изучаться один за другим, более того, он от этого предостерегает, поскольку в ряде номеров решается одна и та же задача.

В самом центре «Микрокосмоса» одна за другой следуют две пьесы, одна из которых посвящена Баху, а другая Р.Шуману. Почему вознесен на пьедестал И.С.Бах? Многие пьесы Бартока носят следующие названия: «имитация и контрапункт», «зеркальное отражение», «канон в октаву». А почему вторая пьеса посвящена Шуману? Дух Роберта Шумана возникает всякий раз, где фантазия композитора создает характерные образы на основе разнообразной фортепианной фактуры. Параллели можно провести и в плане ритма.

Задачи и сверхзадачи сборника «Микрокосмос»

1. Полифония и линеарность должны стать основой первоначального обучения.

2. Основа начального обучения – позиционная игра, с использованием всевозможных пальцевых и кистевых приемов.

3. Начальный этап обучения основан на музыке, современной по своему интонационному и ритмическому языку.

В советской музыкальной педагогике пьесы Б.Бартока было принято изучать параллельно с музыкой других стилей и направлений, и сегодня взгляд на этот вопрос не изменился.

***

Рекомендуемая литература:

1. Л.Баренбойм. Путь к музицированию. Исследование.Изд. 2-е-доп. М., 1979.

2. Н.Копчевский. Б.Барток «Детям». М., 1988

Вопросы к семинару

1. Какие новые тенденции появились в фортепианной педагогике послереволюционной России?

2. Какими принципами руководствовались советские авторы - составители музыкальных пособий для детей? В чем заключаются преимущества и недостатки этих пособий?

3.Расскажите об особенностях немецкой фортепианной школы А.Хальма.

4.Значение появления «Микрокосмоса» Б.Бартока для детской фортепианной педагогики 20 столетия.

5.Основные педагогические принципы Б.Бартока, в чем их особенность?

Глава 5

Наши рекомендации