Стремитесь к оценке «достаточно хорошо»

В программном обеспечении Microsoft есть баги. Разработчики прекрасно знают о них. И это нормально. В Microsoft начинают каждый проект, наверняка зная, что новый продукт выйдет с ошибками. Ведь если бы они хотели сделать его идеальным, то он никогда бы не был завершён. Совсем никогда. Поэтому они сфокусировались на критерии «достаточно хорошо».

Просто перестаньте ожидать от себя постоянного состояния идеальности. Вместо этого стремитесь к ощущению комфорта на адекватном уровне. Реальность такова, что даже самые яркие и талантливые из нас проводят большую часть времени, выполняя обычные задачи, где не нужно делать что-то сверхъестественное.

Профессор из Суортмор-колледжа Барри Шварц (Barry Schwartz) говорит, что «достаточно хорошо» — это и есть секрет счастья.

Вместо того чтобы пытаться сохранить иллюзию, что вы идеальны, признайте, что это не так. Не пытайтесь статьсамоуверенным, учитесь сочувствовать себе. Прощайте себя, если что-то испортили. Исследования подтверждают, что самосострадание имеет те же преимущества, что и самоуверенность, но без недостатков.

Снимите маску

По сути, избавиться от синдрома самозванца просто: снимите маску. Не будьте самозванцем.

Если бы мы знали все секреты друг друга, каким бы это было утешением.

Джон Чертон Коллинз (John Churton Collins), английский критик

Давление, боль, дискомфорт — всё из-за скрытности. Как мы уже установили, 70% успешных людей в какой-то момент жизни чувствовали это. Значительное число людей переживает это прямо сейчас. Поэтому не бойтесь оказаться в большинстве.

И не бойтесь разговаривать с другими. Нет, вы не должны отправить всем своим друзьям и коллегам email «Я ОБМАНЩИК». Самобичевание тоже не требуется. Вам просто нужно с кем-то поделиться тем, что вы чувствуете. Вы страдаете в тишине, потому что молчите.

Разговаривать с другими — эффективная стратегия. Мы не можем знать, что творится в голове у другого человека, хотя вполне возможно, что он так же озадачен. Поэтому прилагайте усилия, чтобы научиться общаться с окружающими. Когда вы увидите, что люди, которыми вы восхищаетесь (или которых боитесь), тоже время от времени беспокоятся о своих достижениях, вы сможете по-новому взглянуть на собственныетревоги.

Поговорите с кем-то, кто, как вы предполагаете, сталкивался с синдромом самозванца и знает, как с ним справиться. Когда вы поделитесь своими чувствами, произойдут две важные вещи:

1. Вы обнаружите, что вы больше не самозванец. Вы не притворяетесь. Вы сняли маску.

2. Вы убедитесь, что другой человек переживал то же самое. Вы не один. И это не нужно скрывать.

А теперь давайте вернёмся назад и примем решение сделать самый первый и самый важный шаг, чтобы избавиться от синдрома самозванца.

Итоги

Как избавиться от синдрома самозванца:

1. Сосредоточьтесь на процессе обучения. Вы можете стать лучше, если постараетесь. Сфокусируйтесь на этом.

2. Ориентируйтесь на принцип «достаточно хорошо». Не пытайтесь быть идеальным. Даже если ошиблись, не зацикливайтесь на этом.

3. Снимите маску. Поделитесь своими мыслями с человеком, которому знакомо это чувство. Вы не одиноки.

Вам может показаться, что вы идёте голым по улице и открываете для чужих глаз слишком большую часть своего сердца, и своего ума, и всего того, что скрыто внутри вас, выставляете себя напоказ. Если вы чувствуете это, значит, вы делаете всё правильно.

Нил Гейман (Neil Gaiman), известный английский писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов

Так каким должен быть первый шаг?

Запланируйте собственное разоблачение. Прямо сейчас. Напишите человеку, с которым можете об этом поговорить, и договоритесь о встрече. Каждый из нас носит маски. Это часть жизни. Но с этого момента, если вы захотите надеть одну из них, сделайте это не потому, что вы самозванец, а потому, что супергерой.

Должны ли мы заглянуть
смерти в глаза, чтобы противостоять Сопротивле-
нию? Должно ли Сопротивление уродовать и ка-
лечить наши жизни, чтобы мы признали, что оно
существует? Сколь многие из нас стали пьяницами,
заболели раком и неврозами, умерли из-за наркоти-
ков, сплетен и непрерывной болтовни по мобильно-
му, просто потому, что не делали того, к чему зовут
нас наши сердца, наш внутренний гений? Сопротив-
ление разрушает нас. Если бы завтра утром, благо-
даря какому-нибудь волшебству, каждый погружен-
ный во тьму человек пробудился наделенным силой,
и сделал первый шаг к своей мечте, то все психиатры
и психотерапевты оказались бы не у дел. Тюрьмы
стояли бы пустыми. Алкогольная и табачная инду-
стрии рухнули бы, вместе с индустрией фастфуда,
Непрожитая жизнь 21
пластической хирургией и телевизионными шоу,
не говоря уже о фармацевтических компаниях,
больницах и медицине как таковой. Насилие в се-
мье исчезло бы, равно как и наркомания, ожирение,
головные боли, агрессивное поведение на дорогах
и перхоть.
Загляните в свою душу. Вы услышите тоненький
тихий голосок, рассказывающий вам — в миллион-
ный раз — о призвании, которое ваше и только ваше.
Вы знаете это. Вам уже не нужны слова. И если толь-
ко я не сошел с ума, сейчас вы не ближе к принятию
решения, чем вы были вчера или будете завтра. Вы
думаете, Сопротивление — выдумка? Оно убьет вас

Стивен Пресфилд борьба за креатив

Наша обязанность как художников и профессио- налов — устроить нашу собственную внутреннюю революцию, локальное восстание в наших головах. Только так мы освободимся от тирании потребитель- ской культуры. Мы пошлем подальше рекламу, филь- мы, видеоигры, журналы и канал MTV, которыми мы загипнотизированы с самой колыбели. Мы от- ключимся от розетки, признав, что способны спра- виться с нашим страхом, не пополняя счета компа- нии «Дерьмо Инкорпорейтед» — а лишь делая нашу работу Стивен пресфилд

Видимо, как показал Сократ много лет назад, парадокс состоит в том, что действи- тельно свободный человек свободен лишь в пределах самоконтроля. А те, кто не управляет собой, обречены ис- кать хозяев, которые управляли бы ими.

Если вы критикуете других людей, возможно, ви- ной тому все то же Сопротивление. Когда мы видим, как другие начинают жить подлинной жиз- нью, мы приходим в ярость из-за того, что у нас это не получается. Люди, реализовавшиеся в своей собственной жизни, почти никогда не критикуют других. Если они и говорят что-либо, то лишь слова одобрения. Следите за собой. Большая часть проявлений Сопро- тивления вредит только нам. А критика и жестокость вредят и другим (Для главы о критике) Стивен пресфилд

СОПРОТИВЛЕНИЕ И НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

еуверенность в себе может быть вашим союзни- ком, потому что она служит индикатором силь- ного стремления к чему-либо. Она отражает любовь, любовь к тому, что мы желаем сделать, и стремление сделать это. Если вы вдруг спрашиваете себя (и сво- их друзей): «Действительно ли я писатель? Действи- тельно ли я художник?» — есть вероятность, что так оно и есть. Новатор-самозванец отчаянно самоуверен. А на- стоящий новатор напуган до смерти. Стивен пресфилд

СОПРОТИВЛЕНИЕ И ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ Г рандиозная самооценка — симптом Сопротивле- ния. Она — признак любителя. Профессионал уже знает, что успех, как и счастье, приходит в качестве побочного продукта работы. Профес- сионал концентрируется на работе, и ему все равно, получает он награды или нет. Стивен пресфилд

Для артистов и детей обычное дело — не чув- ствовать времени или одиночества, когда они пре- следуют свою мечту. Часы летят. И скульптор, и за- лезший на дерево малыш вздрагивают, когда мама зовет: «Пора ужинать!» Стивен пресфилд

Одно дело — изучать войну, и другое дело — жить жизнью воина. Теламон Аркадийский, военный наемник V века до н. э Стивен пресфилд

ПРОФЕССИОНАЛ ЛЮБИТ ПОРЯДОК К огда я жил в своем фургоне «Шевроле», мне при- ходилось вытаскивать пишущую машинку из-под груд шиномонтажного инструмента, грязного белья и истлевших книг в мягкой обложке. Мой грузовик был гнездом, ульем, бомжатником на колесах, где место для сна мне приходилось расчищать каждую ночь, просто чтобы сделать нору, в которой я мог вздремнуть. Профессионал не может так жить. Он на задании. Он не потерпит беспорядка. Он изгоняет хаос из своего мира, чтобы изгнать его из своего сознания. Он хочет, чтобы ковер был вычищен, а порог — подметен, для того, чтобы Муза могла войти, не испачкав платья. Стивен Пресфилд

Признак любителя — чрезмерное увлечение таинственностью природы творчества. Профессионал же предпочитает помалкивать об этом. Он делает свою работу. Стивен пресфилд

Сопротивление знает это и использует против нас. Оно задействует страх неприятия, чтобы не позволить нам если не делать нашу работу, то хотя бы представлять ее на публичную оценку. У меня был близкий друг, который несколько лет работал над превосходным романом. Он уже положил этот роман в почтовый конверт, но никак не мог заставить себя отправить его. Страх неприятия лишал его мужества. Профессионал не принимает негативную оценку близко к сердцу, потому что это усиливает Сопротивление. Редакторы — не враги; критики — не враги. Враг — это Сопротивление Стивен пресфилд

Профессионал самоутверждается. Он расчетлив. Столкнувшись с безразличием или лестью, он оценивает свое произведение трезво и объективно. А если произведению чего-то недостает, он дорабатывает его. Если с произведением все благополучно, он сделает его еще лучше. Он будет упорно трудиться. Он вернется завтра. Профессионал прислушивается к критике, стремится учиться и расти. Но он не забывает, что сопротивление использует критику против него чрезвычайно изощренно Стивен Пресфилд

Профессионал самоутверждается. Он расчетлив. Столкнувшись с безразличием или лестью, он оцени- вает свое произведение трезво и объективно. А если произведению чего-то недостает, он дорабатывает его. Если с произведением все благополучно, он сде- лает его еще лучше. Он будет упорно трудиться. Он вернется завтра. Профессионал прислушивается к критике, стре- мится учиться и расти. Но он не забывает, что Сопро- тивление использует критику против него чрезвы- чайно изощренно. Сопротивление вербует критику Часть вторая. Борьба с Cопротивлением 111 в «пятую колонну» страха, которая уже работает в голове художника, стремясь разрушить его волю и лишить его самоотверженности. Профессионал не поддается на эту уловку. Его решение остается таким же, как и прежде: несмотря ни на что, он ни- когда не позволит Сопротивлению поразить его. Стивен пресфилд

Профессионал стойко переносит несчастья. Он позволяет птичьему дерьму упасть ему на плечо, Часть вторая. Борьба с Cопротивлением 113 помня о том, что пиджак можно будет выстирать. Он сам, его креативный центр не могут быть погребены даже под тонной помета. У него пуленепробиваемый внутренний стержень. Ничто не может затронуть его без его согласия. Стивен пресфилд

ПРОФЕССИОНАЛ КОНТРОЛИРУЕТ СЕБЯ Л юбитель позволяет негативному мнению других выбивать почву из-под его ног. Он принимает внешнюю критику близко к сердцу, позволяет ей подтачивать его веру в себя и в свое дело. Сопро- тивлению это нравится Стивен пресфилд

Если мы думаем о себе как о корпорации, это дистанцирует нас от нас самих. Мы менее субъек- тивны. Мы не принимаем удары близко к сердцу. Мы более хладнокровны; мы оцениваем наш труд более объективно. Иногда, как и подобает «простому чело- веку», я слишком робок для того, чтобы что-нибудь продавать. Но как «Простой человек, Инкорпорей- тед» я могу использовать себя в корыстных целях. Те- перь я уже не я, а компания «Я сам, Инкорпорейтед». Я — профессионал Стивен пресфилд

По мысли Блейка, Пятая симфония существо- вала раньше, чем Бетховен уселся за рояль. Она существовала как возможность — без физического воплощения. Она еще не была музыкой. Вы не могли ее сы- грать. Вы не могли ее услышать. Нужен был кто-то — человек, художник (или, точнее, гений, душа), чтобы воплотить ее в жизнь. И Муза прошептала в ухо Бетховену то, что должна была прошептать. Может быть, она нашептывала эти несколько нот в миллионы других ушей. Но никто больше не услышал ее. Только Бетховен. Стивен пресфилд

ойна за креатив Итак, мы призываем Музу затем, чтобы сделать свое творенье не просто великим, но и живым. Славно. Мы прочитали нашу молитву. Мы готовы к рабо- те. И что дальше? Часть третья. За пределами Сопротивления 145 МАГИЧЕСКАЯ СИЛА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Пока кто-то не возьмет на себя обязательство, все действия будут неэффективны, поскольку то и дело будут возникать сомнения, а также мысли о возвра- щении назад. Относительно всех инициатив есть одна простая истина, которая, если ее проигнориро- вать, сведет на нет бессчетное число идей и планов: в тот момент, когда вы возьмете на себя обязатель- ство, само провидение двинется вам навстречу. Все, что произойдет, произойдет для того, чтобы помочь вам, но этого никогда бы не произошло, если бы вы не приняли решение. От решения зависит весь поток дальнейших событий: всевозможные непредвиден- ные происшествия, встречи и материальная помощь, о которых вы и мечтать не смели. И все это пойдет вам на пользу. Сию же минуту хватайтесь за то, что вы можете или мечтаете сделать, и начинайте! Смелость таит в себе гений, силу и волшебство. У. Х. Мюррей. Путешествие шотландцев в Гималаи Стивен пресфилд

Вот почему художники такие скром- ные. Они знают, что они не делают ра- боту, а просто пишут под диктовку. Вот почему «нетворческие люди» ненавидят «творческих». Потому что они завидуют. Они чув- ствуют, что художники и писатели получили доступ к некоей энергетической системе, с которой они сами не могут установить связи. Стивен пресфилд

Пляски Солнца (хорошее название для произведения)

Эго ненавидит, когда писатель са- дится за пишущую машинку. Эго ненавидит, когда художник вста- ет к мольберту. Ненавидит, потому что знает: эти души пробуж- даются. Они пробуждаются благодаря зову, который исходит из более глубокого и мощного, чем физиче- ский, источника. Эго ненавидит пророков и провидцев — Сократа и Иисуса, Лютера и Галилея, Линкольна, Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, — потому что они ведут человечество к духовным вершинам. Эго ненавидит художников, потому что они первопроходцы и опора будущего, потому что каж- дый из них осмеливается, говоря словами Джеймса Часть третья. За пределами Сопротивления 163 Джойса, «ковать в кузнице души спящее сознание моего народа» Стивен пресфилд

Наша работа в этой жизни — не фор- мировать из себя некий идеал, которым, по нашим представлениям, мы должны стать, но выяснить, кто мы на самом деле. Если вы рождены рисовать, ваша задача — стать художником. Если вы рождены растить и воспитывать детей, ваша работа — быть родителями. Если вы рождены бороться с несправедливостью, ваша работа — понять это и приступить к делу. Стивен пресфилд

ЧУВСТВО СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ Е сли пойти вверх по склону от моего дома, то мож- но встретить трехногого койота. Он там жи- вет. Ему принадлежат все мусорные контейнеры в окрестностях. Это его территория. Время от вре- мени какой-нибудь нарушитель с четырьмя лапами пытается захватить ее. Но ему это не удается. На сво- ей территории даже покалеченное животное непо- бедимо. У нас, людей, тоже есть «свои» территории. Тер- ритория Стиви Уандера — пианино. Территория Арнольда Шварценеггера — тренажерный зал. Ког- да Билл Гейтс заезжает на автостоянку компании Microsoft, он оказывается на своей территории. Ког- да я сажусь писать — я оказываюсь на своей. Что же такое — территория человека? Его место? 1. Если мы на своем месте — мы уверены в себе, мы прочно стоим на ногах. Бегуны знают, что та- кое чувство свой территории. Равно как скало- лазы, гребцы и йоги. Художники и предпри- ниматели тоже знают, как важно занимать свое место. Профессиональная пловчиха после прохождения труднейшей дистанции чувству- ет себя куда как лучше, чем усталая раздра- женная женщина, которая нырнула в бассейн на 30 минут после рабочего дня в офисе.(отличная глава) Стивен пресфилд

5. В качестве награды ваше место — сфера приложения усилий — дает ровно столько, сколько вы в нее вложили. Территории чест- ны. Каждая частица энергии, вложенная вами в выбранную область деятельности, обяза- тельно поступает на ваш счет. Это инвести- ции, которые никогда не девальвируются. Здесь все честно. То, что вы вложили, вы по- лучаете обратно, доллар в доллар. Стивен пресфилд

Если бы Арнольд Шварценеггер ока- зался последним человеком на Земле, он все равно пошел бы в тренажерный зал. Стиви Уандер играл бы на фортепиано. Их поддерживает работа сама по себе, а не впе- чатление, которое они производят на окружаю- щих Стивен пресфилд

Выбери меня! Выбери меня!

Беспрестанная промывка мозгов в условиях ослабевающей индустриальной экономики создала недоразумение, которое многим обходится очень дорого. Творческие личности или люди, имеющие свое мнение, считают, что они должны ждать, пока их выберут.

Например, писатели ждут, пока к ним обратится агент, а затем издатель. Потом волнуются о том, чтобы их выбрали книжные магазины, и они смогли добраться до читателей, которые, наконец, прочитают написанные ими книги. А если уж вас выбрали для участия в шоу Опры Уинфри, то все получится само собой.

Предприниматели часто ждут, пока их выберет венчурный капиталист или инвестор. Им нужно, чтобы их выбрали, чтобы они получили подтверждение нужности своего дела и начали реальную работу по организации бизнеса.

Сотрудники ждут, пока им предложат повышение или пост председателя или же докладчика на собрании.

Лозунг «Выбери меня, выбери меня!» служит признанием мощи системы и передает ответственность и инициативу кому-то другому. Даже не так: фраза «Выбери меня, выбери меня!» перекладывает вину с вас на кого-то еще.

Если вас не выбрали – виноваты они, а не вы.

Если вас выбрали – ну что ж, это они сказали, что вы на что-то годитесь, правда? Значит, вы уже не отвечаете за свои ошибки.

Восстаньте против тирании чужого выбора. Выбирайте сами. Сет годин «пробуй получится

Устроитель и организатор

Моя знакомая Джессика хочет быть организатором конференций. Если вы ее наймете, она продумает мельчайшую деталь вашего мероприятия. Дайте ей список участников, определите место проведения и программу конференции – и все пройдет без сучка без задоринки.

Недостаток этого плана в том, что он оставляет выбор за устроителем мероприятия. Если Джессику выбирают часто, ей повезло. Если ей удастся договориться о справедливой оплате, ей повезло. Но она должна идти на поклон к устроителю и упрашивать его.

А вот в руках устроителя все козыри. Он инициирует конференцию. И хотя у него и у организатора очень сходные профессиональные навыки, именно устроитель нанимает организатора. Он делает выбор, а не ждет, пока его выберут.

Тогда… почему же не стать устроителем, инициатором, главным ответственным лицом?

За годы работы Джерри Вайнтрауб заработал более $100 млн на рекламе своих фильмов, не поддаваясь искушению расслабиться и просто реагировать на предложения об их продвижении. Он инициировал свои проекты, а не передавал их в чужие руки.

Наши рекомендации