Хорошо темперированные строи
Развитие систем темперации на протяжении XVI—XVII веков, связанных с понятием «хорошей темперации», было направлено на расширение круга используемых на практике тональностей. Хорошо темперированные системы являются циркулирующими, то есть позволяют играть во всех тональностях замыкающегося кварто-квинтового круга. Наибольшее влияние и распространение получили идеи немецкого органиста, композитора и теоретика Андреаса Веркмейстера (1645-1706), который в конце XVII века работал над вопросами темперации17. Примечателен заголовок его труда:
«О музыкальной темперации, или о ясной и математической манере хорошо темперировать - по примеру монохорда - клавиатуру <...> и регистры органов, позитивов, регалей, спинетов, в которой в наше время можно сделать гармоничным и приятным употребление всех тонов с диезами и бемолями».
В самом названии, собственно, и расшифровывается смысл понятия «хорошей темперации»18. Главной задачей было найти такое соотношение биений интервалов и аккордов, которые были бы благоприятны для слуха. Но при этом все тональности имеют свое «лицо» и звучат по-разному, отличаясь своеобразной интонационной характерностью. Так, тональности G-dur и F-dur, например, почти лишены напряженности, свойственной для более отдаленных от центра тональностей.
Веркмейстер описывает шесть систем, начиная с пифагорейской, из которых наибольшую известность получили его третья и четвертая системы темперации благодаря их четкой структуре и простоте практического применения.
Рассмотрим третью систему Веркмейстера. В ней нет ни одной чистой терции, зато большое число чистых квинт. Наилучшая терция с—е состоит из трех темперированных квинт, уменьшенных на одну четвертую часть пифагорейской коммы, и одной чистой квинты а-е. Следовательно, эта терция шире чистой на одну четвертую часть коммы. Итак, четыре квинты меньше чистых на комму, восемь квинт -чистые. Это дает четыре разновидности мажорных терций — от почти чистой с—е (плюс комма) и до пифагорейской.
Принято считать, что именно системы Веркмейстера способствовали появлению многих сочинений, в частности клавирных сюит И. Пахельбеля — в 17 тональностях; цикла из 20 прелюдий и фуг для органа «Ariadna Musica» И. К. Ф. Фишера - в 19 тональностях. Букстехуде, который был хорошо знаком с Веркмейстером, начиная с 1683 года, стал предпочитать «хорошую темперацию» разновидностям мезотоники, имеющей повсеместное распространение в то время в ганзейских областях на севере Германии. Это подтверждают его композиции после 1683 года, экспрессивные гармонии и модуляции которых уже не исполнимы ни на каких модификациях среднетоновой темперации. Известно, что еще до путешествия И. С. Баха в Любек Букстехуде заключил с Веркмейстером контракт о перенастройке органов в Мариенкирхе.
Темперации Кирнбергера
В 70-х годах XVIII века особую популярность благодаря своей простоте получила также система ученика И. С. Баха - Иоганна Филиппа Кирнбергера (1721-1783), точнее, ее вторая и, особенно, третья модификации («Die Kunst des reinen Satzes», 1774).
Темперация Kirnberger II, описанная в 1771 году, характеризуется следующими особенностями:
•5» имеет два чистых мажорных трезвучия (C-dur и G-dur), трезвучие F-dur состоит из чистой квинты и темперированной терции, a D-dur — из чистой терции и темперированной квинты;
*о* чистые малые септимы от с и g;
*> три чистые мажорные терции, четыре пифагорейские, остальные либо меньше пифагорейских на схизму, либо больше чистых на половину синто-нической коммы;
•О* девять чистых квинт, две уменьшенных на половину коммы, одна отличается на схизму.
Система темперации Kirnberger III появилась в 1779 году как ответ на письмо Форкеля. В ней синтоническая комма распределяется теперь между четырьмя квинтами, заключенными в терцию с-е. Остальные квинты - чистые, точнее 7 чистых, а 1 квинта -fis-cis - меньше чистой на схизму. Терции очень характерные и определяют особенности каждой тональности (семь вариантов мажорной терции, начиная от чистой и до пифагорейской). Настройка довольно проста и осуществляется в несколько этапов от с.
В XVIII веке были известны также итальянские системы настройки, позволяющие использовать все тональности. Это система Тартини-Валотти (около 1755), в которой пифагорейская комма распределяется между шестью квинтами, а также темперация А. Барки (описана в 1802), разделяющая синтоническую комму также на шесть частей, уменьшая на эту величину шесть квинт. В результате получается, что в первом случае имеются три пифагорейские терции, придающие некоторую жесткость этой системе, тогда, как у Барки таких терций нет. Эти системы хорошо подходят для исполнения сочинений периода заката барокко и ранней классики.