Русская музыка в первой трети 19 века
ТВОРЧЕСТВО А. Н. СКРЯБИНА
1. Кого из музыкантов 19 века называли "поэтом фортепиано"? Были ли в России композиторы, "воспевшие" фортепиано? О каком композиторе эти слова?
"_____________ - прирожденный миниатюрист, настоящий продолжатель шопеновских традиций в фортепианной музыке, начинавший с подражания своему кумиру именно в прелюдиях и ноктюрнах. Он сочинял прелюдии периодически, не оформляя в циклы. Прелюдии этого композитора напоминают тончайшие воздушные акварели, где важен каждый нюанс, каждый мелкий штрих. По ним можно проследить, как постепенно усложнялся стиль композитора.
____________ очень уважительно относился к жанру небольшой фортепианной пьесы. Он говорил: "Молодые композиторы часто склонны бросать снисходительные взгляды в сторону малых музыкальных форм. Небольшая пьеса может стать таким же шедевром, как и большое произведение. Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук, чем симфония или концерт." (Е.Шишигина "Музыкальные формы и жанры")
2. Охарактеризуй музыку Скрябина.
(подсказка: " В его музыке объединяются порывы к грандиозному, вселенскому и одновременно желание проникнуть в глубины человеческой души, в ее подсознательную первооснову.
Воплощение глубинных состояний человеческой психики происходит в сочинениях Скрябина как бы "наощупь", через изменчивые, трудноуловимые и не поддающиеся рациональному анализу ощущения. Его музыка насыщена изощренной ритмикой, внетональными "блужданиями", фактурой, окутанной дымкой гармонических фигураций. В ней переплелись неосознанные волевые порывы, чувственные томления и смутные прозрения".(Рапацкая)
3. Какие жанры фортепианной музыки особенно любимы Скрябиным?
4. Писал ли Скрябин симфонии?
5.Выбери правильный ответ:
а) Скрябин окончил Московскую консерваторию по классу композиции… 1) да, 2) нет.
б) Первое сочинение Скрябина… 1) Первая симфония, 2) Канон, 3) Прелюдии ор.11
в) Скрябин писал романсы… 1) да, 2) нет.
г) Покровителем Скрябина стал известный меценат… 1) Третьяков, 2) Мамонтов, 3) Беляев.
д) Творчество Скрябина тесно связано с городом… 1) Москва, 2) Санкт-Петербург.
е) Идею синтеза искусств Скрябин воплотил в…1) "Мистерии", 2) "Прометее", 3) "Поэме экстаза".
ж) В каком сочинении Скрябина воплотились важнейшие сферы его музыки - причудливо-лирическое томление и энергичный порыв к победному самоутверждению… 1) Две поэмы ор.32, 2) Прелюдии ор.11
з) В каком фортепианном произведении Скрябин трактует фортепиано как оркестр?.. 1) в Прелюдии Ре мажор, 2) в Прелюдии до-диез минор, 3) в Поэме Ре мажор, 4) в Поэме Фа-диез мажор.
6.О каком произведении эти слова, сыграй его фрагмент, определи характер. Какова его подлинная тональность?
7. Определи следующие фрагменты:
ПРИЛОЖЕНИЯ
РУССКАЯ МУЗЫКА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 19 ВЕКА
1. Ответь на вопросы:
а) какой жанр музыки был самым любимым в это время и почему?
б) Кого можно назвать предшественниками и современниками Глинки, что общего между ними?
в) Чьи идеи оказали влияние на мировоззрение Алябьева?
г) Кто из композиторов родился в семье крепостного дирижера? Чьим крепостным он был?
д) У кого из композиторов была самая трагическая судьба?
е) Кто является автором слов песни Алябьева «Соловей»?
ж) Какие песни создал Алябьев на стихи поэта Огарева?
з) Какой автобиографический романс Алябьев создал в ссылке?
и) Где родился Варламов и на каких музыкальных инструментах научился по слуху играть маленький Саша?
к) Как называлась должность, которую получил Варламов после переезда из Петербурга в Москву?
л) Кто был первым учителем музыки Гурилева? У кого Гурилев брал уроки фортепианной игры?
м) Кто такой А.Верстовский? Что он создавал?
н) Кто из композиторов, живя в Голландии, впервые выступил в концертах как певец и гитарист?
2. Расскажи о музыкальной жизни Санкт-Петербурга первой трети 19 столетия.
3. Русские композиторы часто использовали в бытовых романсах ритмы танцев. Каких? Приведи примеры.
4. Составь вопросы к кроссворду:
В | С | Ф | Б | ||||||||||||||
Р | О | М | А | Н | С | О | И | Т | О | Р | О | П | |||||
Р | Л | Л | Р | ||||||||||||||
К | О | Л | О | К | О | Л | Ь | Ч | И | К | Г | Т | |||||
А | А | В | Д | П | У | Ш | К | И | Н | ||||||||
Ш | М | Е | Д | Е | Г | Т | Я | Р | Е | В | Я | ||||||
И | О | Й | И | Н | |||||||||||||
Н | В | Л | С | ||||||||||||||
А | Л | Я | Б | Ь | Е | В | К | ||||||||||
В | И | ||||||||||||||||
Й |
5. Выбери правильный ответ:
а) "Русская песня" - ведущий жанр творчества… 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева
б) В сочинениях 40-х годов ясно слышится тема "маленького человека", бесправного и задавленного судьбой, страдания которого вызывают глубокое сочувствие, в творчестве… 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева.
в) Романтические сюжеты, навеянные личными настроениями разочарования и безысходной тоски ("Зимняя дорога", "Два ворона", "Узник", "Гроб"), характерны для творчества 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева.
г) У Д.Фильда учился… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев
д) В традиционный жанр "русской песни" часто привносит вальсовый ритм… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев.
е) Алябьев сочинил… 1) 1 оперу, 2) 7 опер, 3) 10 опер
ж) Первую в России работу по методике преподавания вокального искусства, которая называлась «Школа пения» создал… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев
з) Романс ____?_____ «На заре ты ее не буди» написан на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера
и) Песня _____?_____ «Разлука» написана на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера
к) Романс _?_____ «Иртыш» написан на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера
л) Песня ____?______ «Красный сарафан» написана на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера
м) Сопровождение романса ___?_____ «Белеет парус одинокий» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро
н) Сопровождение романса ___?_____ «На заре ты ее не буди» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро
о) Сопровождение песни ___?_____ «Колокольчик» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро
6. Определи следующие фрагменты:
7. Из каких произведений и каких авторов взяты эти слова:
"Что ищет он в стране далекой…"
"А я, лишенный здесь свободы…"
"Дитя мое, дитятко, дочка милая…"
"Ты куда, куда летишь, где всю ночку пропоешь…"
"И уныло по ровному полю заливается песнь ямщика…"
"И подушка ее горяча, и горяч упоительный сон…"
"Погоди, постой! Дай время мне заглушить боль…"
"Подайте ж милостыню ей…"
"Эй, жги, жги, говори, договаривай…"
"Между небом и землей…"
ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ М. И. ГЛИНКИ
1. Ответь на вопросы:
а) М.И.Глинку считают основоположником русской классической музыки, хотя русская музыка существовала задолго до Глинки. Подумай, почему?
б) Какие жанры охватил Глинка в своем творчестве?
в) Главная заслуга Глинки - создание русской классической оперы. Каким двум направлениям оперной классики он положил начало?
г) Глинка положил начало трем типам симфонизма: эпическому, лирико-драматическому и жанровому. К какому типу симфонизма относятся: увертюра к опере "Руслан и Людмила", испанские увертюры "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде", симфоническая фантазия "Камаринская", "Вальс-фантазия"?
2. Кто были учителя Глинки? Вставь пропущенные фамилии. "По приезде в Петербург я учился играть на фортепиано у знаменитого ___________ и, к сожалению, взял у него только три урока, ибо он уехал в Москву. Хотя я слышал его немного раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что он не ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату. …Преподавание же теории, а именно интервалов с их обращениями, шло не так успешно. Цейнер требовал, чтобы я учил его уроки в долбежку, но мне это надоело, почему я взял впоследствии в учителя _____________________, который сделался со временем моим приятелем" (Глинка "Записки")
3. Выбери правильный ответ:
а) жанр первой оперы Глинки… 1) эпическая опера-сказка, 2) историческая опера-драма, 3) лирическая опера, 4)отечественная героико-трагическая опера
б) в основу сюжета положе реальный исторический факт… 1) да, 2)нет
в) партия Б.Собинина написана для… 1) баса, 2) баритона, 3) тенора
г) партия Вани написана для… 1) тенора, 2) дисканта, 3) контральто
д) для характеристики И. Сусанина Глинка… 1) использует подлинные русские народные мелодии, 2) сочиняет свои в духе народных
е) первой русской оперой без разговорных диалогов стала… 1)"Аскольдова могила" Верстовского, 2)"Жизнь за царя" Глинки, 3)"Иван Сусанин" Кавоса
ж) в опере "Жизнь за царя" есть темы, которые можно назвать лейтмотивами?.. 1) да, 2)нет.
ж) гувернером Глинки в Благородном пансионе был… 1) Кюхельбекер, 2) Куницын, 3) Арсеньев.
з) С кем Глинка был лично знаком…1) Дельвиг, 2) Пушкин, 3) Гоголь, 4) Лермонтов, 5) Грибоедов.
и) Кто был либреттистом оперы "Жизнь за царя"… 1) Ширков, 2) Пушкин, 3) Розен.
4. Почему Глинку считают основоположником русской классической оперы? Перескажи содержание оперы "Жизнь за царя" (запиши в тетрадь по действиям). Вспомни историю создания оперы. Кто предложил Глинке этот сюжет? Кто еще воспел подвиг И.Сусанина?
5. Можно ли эту оперу назвать исторической? К какому жанру ее отнес сам Глинка?
6. Что такое интродукция, эпилог? Каково значение этих сцен в опере? Использовал ли Глинка в хоровых сценах подлинные народные мелодии?
7. Какое место в опер "Жизнь за царя" занимают хоровые сцены? Такое же как сказал Глинка об оперных хорах того времени? ("Придут неизвестно зачем, пропоют неизвестно что, а потом… уйдут с тем же, с чем пришли")
8. Какие разновидности арии есть в опере "Жизнь за царя"?
9. Какие черты характера дал Глинка своим героям?
Иван Сусанин - характер ________________,
Антонида - ____________________________,
Ваня - _________________________________,
Собинин - _____________________________.
10. Реши кроссворд:
По горизонтали: 1. Учитель Глинки в Благородном пансионе
2. Как звали Собинина?
3.Название романса Глинки
4. В какой стране умер Глинка?
5.Название Эпилога оперы "Жизнь за царя"
6. Автор сюжета оперы "Руслан и Людмила"
7. Имя дочери И.Сусанина
8. Город в Германии, куда ездил учиться Глинка
9.Инструмент, которым Глинка овладел самоучкой в детстве
10. Страна, музыка которой вдохновила Глинку на создание "Арагонской хоты"
По вертикали: 1. Поэт, на слова которого создан цикл "Прощание с Петербургом"
11.Учитель Глинки по фортепиано, известный педагог
12.Сестра Глинки, много сделавшая для пропаганды творчества своего брата
13.Немецкий теоретик, к которому Глинка ездил брать уроки
14. Город, в котором творил Глинка
15. Романс "Я помню чудное мгновенье" посвящен…
16. Первое путешествие для лечения Глинка совершил на …
17. Либреттист оперы "Жизнь за царя"
18.Глинка - композитор…
19.Страна - родина бельканто
12. Определи следующие фрагменты:
"ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЫ" (А.С.Даргомыжский)
1. Ответь на вопросы:
а) О ком сказал Б. Асафьев следующие слова: "Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли… Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония - горькая и шутливая - его сфера. Гротеск - тоже…
Он любит изображать малые чувства малых, скромных людей, любит салонные и цыганские романсы и песни - словом, музыку домашнего круга. Через это он глубоко заглядывает в жизнь мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и мечтательной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины; в мир людей с уязвленным самолюбием, с гордым характером, с решительной волей и людей жалких, уродливых, вызывающих презрение, смешанное с сожалением. Так вырастает острое, оригинальное и самобытное искусство ___________________- музыкального портретиста".
б) Кого Мусоргский назвал "великим учителем правды в музыке" и почему?
в) Как понимаешь творческое кредо композитора, высказанное в словах: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!"
г) В каком сатирическом журнале с картинками сотрудничал Даргомыжский?
д) В каких его песнях слышится гоголевский "смех сквозь слезы"?
е) Какое свое произведение Даргомыжский назвал "драматической песней"?
ж) В каком чине в 1843 году вышел в отставку Даргомыжский из казначейства?
з) Какая опера Даргомыжского самая новаторская?
и) Какие новые вокальные жанры создал Даргомыжский?
к) Какие лирические романсы являются вершиной его вокального творчества?
л) Кто создал либретто оперы «Русалка»?
2. Выбери правильный ответ:
а) В творчестве Даргомыжского, как и в творчестве писателей Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина… утвердилось направление… 1) классицизм, 2) романтизм, 3) критический реализм
б)"Великому учителю музыкальной правды". С таким посвящением преподнес Даргомыжскому рукописи своих сочинений русский композитор… 1) Бородин, 2) Мусоргский, 3) Римский-Корсаков.
в) На сюжеты Пушкина Даргомыжский написал оперы 1) "Эсмеральда", 2) "Русалка", 3) "Каменный гость", 4) "Торжество Вакха"
г) Премьера оперы "Русалка" состоялась в 1856 году через __?__ лет после премьеры первой русской классической оперы "Жизнь за царя" Глинки 1) 10 лет, 2) 20 лет, 3) 12 лет
д) Жанр оперы "Русалка" - 1) героическая народно-музыкальная драма, 2) сказочно-эпическая опера, 3) психологическая бытовая музыкальная драма.
е) Лучшей исполнительницей партии Наташи в 60-е годы 19 века была… 1) Д. Леонова, 2) А. Петрова-Воробьева, 3) Ю. Платонова.
ж) Элементы сатиры и социального обличения наиболее ярко проявились в песнях и романсах… 1) "Червяк", 2) "Мне грустно", 3) "Старый капрал", 4) "Титулярный советник", 5) "Шестнадцать лет", 6) "Мельник".
3. Откуда эти слова?
"Невольно к этим грустным берегам…"
"Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать…"
"Как вечор у нас красна девица утопилась…"
"По невесту ехали, в огород заехали…"
"Одно и то же надо вам твердить сто раз…"
"Ах ты, сердце ретивое…"
4. Определи следующие фрагменты:
5. Прочитай приведенные ниже цитаты и определи отличительные черты оперы "Русалка".
"…это опера нового типа - психологическая бытовая музыкальная драма…
…Даргомыжский уже с самого начала… показывает образы в их столкновении и завязывает узел драматического действия, которое затем развивается с необычайной стремительностью и напряженностью. Раскрывая сложную цепь взаимоотношений между действующими лицами, Даргомыжский добивается особенной полноты и многосторонности в обрисовке человеческих характеров… Они не только раскрываются в действии и во взаимоотношениях друг с другом - характеры ведущих персонажей (Наташи, Мельника) показаны в непрерывном развитии и изменении". (Э. Фрид)
"Даргомыжский в "Русалке" впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты действительности, но и внутренние противоречия человеческой личности…- способность человека быть разным в разных обстоятельствах… Любящая, самоотверженная и благородная Наташа, чья вера и чувства глубоко обмануты и осквернены, становится грозной, безжалостной и властной мстительницей. Корыстолюбивый, лукавый и плутоватый Мельник, казалось помышлявший только о наживе, после гибели дочери превращается из жанровой фигуры в трагическую. Обезумев от горя, он постигает зло и несправедливость мира; ценивший золото выше всего, он кидает деньги в воду… Жизнь заставляет человека измениться, вернее, раскрыться дотоле неведомым свойствам его натуры. Это "превращение" раскрывается в музыке на основе тематических (и не только тематических) связей как эволюция, развитие характера" (А. Гозенпуд)
"По своей мелодической прелести, по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива "Русалка" в ряду русских опер занимает, бесспорно, первое место после недосягаемо гениальных оперГлинки" (П.И.Чайковский)
6. Ответь на следующие вопросы:
а) когда была создана опера "Русалка" и почему в 1865 году к ней пришел успех?
б) Какова идея опера, почему она была актуальна?
в) Чем оригинален сюжет оперы?
г) Для каких голосов написаны партии Наташи, Князя, Мельника?
д) Какова роль народных сцен?
РАЗВИТИЕ РУССКОГО ИСКУССТВА В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА.
1.Чтонового появилось в русской культурной жизни 60-х - 70-х годов 19 века?
(прочитай фрагмент из "Энциклопедического словаря юного музыканта":
“60-е годы XIX века - это было время огромного общественного подъема в России. Отмена крепостного права, реформы 60-х годов вызвали рост освободительного движения в стране. Молодые художники испытывали влияние идей Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена - идей служения народу, борьбы за его права.
Музыкальная жизнь России заметно демократизировалась. Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор. Более широкой и массовой становится аудитория. В этих условиях, как никогда раньше, нужны были певцы, инструменталисты, педагоги. Ведь в России до 60-х годов не существовало ни одного специального музыкального учебного заведения. Много сил и энергии делу музыкального образования отдал А.Г.Рубинштейн (1829 - 1894) - великий пианист, композитор, дирижер. По его инициативе в 1859 году в Петербурге открылось Русское музыкальное общество (РМО) и музыкальные классы при нем, а в 1862 году - первая русская консерватория. Тогда же была организована М.А.Балакиревым и Г.Я.Ломакиным бесплатная музыкальная школа, ставившая своей целью распространение музыкального образования среди широких кругов населения - студентов, ремесленников, служащих и др. Ее концерты стали центром пропаганды русской и западно-европейской музыки. В 1866 году открылась консерватория в Москве. Ее основоположником и директором стал брат А.Г.Рубинштейна - Н.Г.Рубинштейн. Позднее сеть РМО возникает и в других городах России.
В работах А.Н.Серова, В.В.Стасова, Г.А.Лароша формируются основные принципы русской музыкальной критики".
2.Ответь на вопросы:
а) Как называлось общество художников, возникшее в Петербурге в 1870 году? Кто в него входил?
б) Что такое РМО, БМШ - какие задачи перед ними ставились?
в) В одной из статей В.Стасов писал: "…Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов" - чем примечательны эти слова? Какие другие названия есть у этого кружка? Кто входил в него? Что объединяло всех этих композиторов? Кто был руководителем и идейным вдохновителем этого творческого союза?
г) Опирались ли композиторы "Могучей кучки" на достижения Даргомыжского в области реалистической вокальной декламации? О ком "великий учитель музыкальной правды в музыке" сказал: "Ну, этот заткнул меня за пояс!"
д) Какое место в творчестве "кучкистов" занимает опера? Чем определяется особый интерес к этому жанру? Вспомни известные оперы этих композиторов.
е) Кто является одним из создателей русского национально-эпического симфонизма?
ж) Кто из композиторов "Могучей кучки" сделал народ главным действующим лицом в своих музыкальных драмах? Новаторство ли это?
3. Стрелками соедини знаменательную дату и событие
1799 Начало Отечественной войны
1804 Открытие Московской консерватории
1825 Премьера оперы Глинки"Жизнь за царя"
1866 Рождение Пушкина и Верстовского
1836 Отмена крепостного права
1859 Открытие Петербургской консерватории
1812 Рождение М.И.Глинки
1862 Восстание декабристов
1861 Организация РМО
4.Реши музыкальную задачу: прочитай афоризм основателя Петербургской консерватории (кого? ______________________)
5. Составь вопросы к кроссворду:
К | У | Ч | К | А | Ц | ||||||||
М | О | С | К | В | А | Е | Л | ||||||
А | Н | Т | О | Н | З | О | |||||||
С | П | М | А | М | |||||||||
П | Е | Т | Е | Р | Б | У | Р | Г | А | ||||
Р | Р | С | Ь | К | |||||||||
В | Ч | А | Й | К | О | В | С | К | И | Й | |||
Б | А | Л | А | К | И | Р | Е | В | Н | ||||
С | Т | А | С | О | В | Г | |||||||
О | К | О | Р | С | А | К | О | В | |||||
Б | О | Р | О | Д | И | Н | К | ||||||
И | Р | У | Б | И | Н | Ш | Т | Е | Й | Н | |||
Я | Й |
6. Выбери правильный ответ:
1. Композитор, родившийся в год премьеры первой оперы Глинки…
а) М. Мусоргский, б) А.Бородин, в) М.Балакирев
2. Сколько лет прожили М.Глинка и П.Чайковский? а) 37, б)53, в) 63
3. Сколько лет было Глинке, когда родился Римский-Корсаков? а) 30, б) 36, в) 40
4. Жив ли был Пушкин, когда родился А.Бородин? а) да, б) нет
5. Кто умер позднее: Глинка или Гурилев? а) Глинка, б)Гурилев
6. Композитор "Могучей кучки", проживший самую долгую жизнь - 83 года…
а) Балакирев, б) Мусоргский, в) Бородин, г)Римский-Корсаков, д) Кюи
7.Композитор "Могучей кучки", проживший самую короткую жизнь - 42 года…
а) Балакирев, б) Мусоргский, в) Бородин, г) Римский-Корсаков, д) Кюи
8.Композиторы "Могучей кучки", родившиеся в 1833 и 1844 годах…
а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи
9. Композитор "Могучей кучки", умерший в год смерти императора Александра II
а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи.
10) Композиторы "Могучей кучки", жившие в ХХ веке…
а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи.