Развитие оперы в творчестве композиторов

"МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

Вспомни жизненные пути композиторов "Могучей кучки" (смотри 2 часть пособия "По странам Европы. Великие имена")

Какое место занимает в творчестве этих композиторов опера? Чем определяется особый интерес к этому жанру?

1.Что помнишь об А.П. Бородине? Какие произведения он создал?

Кто и когда предложил Бородину написать оперу "Князь Игорь"?

Как создавалась опера? Кто ее завершил? Где и когда состоялась премьера?

Какое произведение древнерусской литературы лежит в основе либретто оперы Бородина?

Какова главная идея оперы?

Как охарактеризованы в опере основные действующие лица?

Для каких голосов написаны партии Игоря, Ярославны, Галицкого, Кончака?

Каким персонажам принадлежат следующие слова:

"…я б не стал тужить, я бы знал как жить…"

"… немало времени прошло с тех пор…"

"…О нет, нет, друг, нет, князь, ты здесь не пленник…"

"… погибло все: и честь моя, и слава…"

Ответив на вопросы, определи жанр оперы "Князь Игорь":

- есть ли в опере конфликт и как он раскрывается (через столкновение или сопоставление

контрастных картин и портретов)?

- что для Бородина в опере важнее: повествование или развитие действия?

- Какова роль народных сцен? Они - фон или движущая сила в развитии действия?

Что общего имеет "Князь Игорь" с оперой "Руслан и Людмила" Глинки?

Каково отношение Бородина к врагам-половцам? Сравни с оперой "Жизнь за царя".

Какими музыкальными средствами и в каких действиях обрисованы враги?

Партии каких действующих лиц написаны для баса? Кто они такие?

Вспомни глинкинское "Славься" и проведи параллель с "Князем Игорем".

Что выражает музыка в сцене солнечного затмения? Какие здесь выразительные средства?

Определи следующие фрагменты:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

2. Ответь на вопросы:

1.Кто является автором "Песни Мефистофеля в погребке Аауэрбаха", какое ее другое название, на чей текст она написана?

2.Перечисли оперы М. Мусоргского. Какая из них написана на сюжет А.С. Пушкина? Чем этот сюжет привлек композитора? Расскажи содержание оперы. Вспомни историю создания.

3. Какова основная идея оперы?

4. Что такое пролог? Из чего состоит пролог оперы "Борис Годунов"? В чем заключается новаторство хора из пролога? Какую цель здесь преследовал композитор?

5. В какой сцене оперы звучит красочная картина колокольного звона? Какие гармонии лежат в ее основе и какие инструменты исполняют?

6. Есть ли в опере величальная песня? Кого величают?

7. Как называется большая ария, в которой персонаж как бы размышляет вслух? Как обычно строится такая ария? Есть ли подобные арии в партии Бориса? Каково строение подобных арий?

8. В какой сцене Мусоргский использует метод показа трагического содержания через комическую форму? Является ли это новаторством?

9. В каком вокальном номере оперы Мусоргский использует форму вариаций на неизменную тему? Какие оттенки она приобретает с каждым проведением?

10. Основной характеристикой какого персонажа является песня? У каких оперных героев характеристикой также была песня?

11.Какое главное действующее лицо оперы "Борис Годунов"?

12. Какова роль хоровых сцен? Кто такой Юродивый? Какова его роль в опере?

13. Как закончил оперу Мусоргский? Какие редакции оперы еще существовали?

14. В опере "Борис Годунов" 3 действие называется "польским". В какой опере тоже есть польский акт?

15. Реши кроссворд:

                           
                         
                             
                     
                           
                         
                             
                               
                             
                               
                             
                               
                               
                             


По горизонтали:1. Название песни Мусоргского

2. Место, где родился Мусоргский

3. Композитор, чьи традиции продолжил Мусоргский

4. Художник, автор знаменитого портрета Мусоргского

5. Название вокального цикла Мусоргского

6. "Персонаж" оперы "Борис Годунов"

7. Название сатирической песни Мусоргского

8. Певица, благодаря которой были поставлены сцены из оперы “Борис Годунов”

9. Персонаж оперы "Борис Годунов"

По вертикали: 10. Имя Мусоргского

11.Для своих опер Мусоргский выбирал сюжеты ______?_____

12. Воинское звание Мусоргского

13. Опера Мусоргского

14. Учитель Мусоргского

15. Главный герой оперы Мусоргского

16. Персонаж оперы "Борис Годунов"

17. Друг Мусоргского, художник

18. "Добрый гений" Мусоргского

19. Второй автор оперы "Борис Годунов"

20. Поэт, на слова которого написаны романы "Колыбельная Еремушке”,

"Калистрат"

Определи следующие фрагменты:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

3. 1. Можно ли назвать Римского-Корсакова композитором-сказочником? Подтверди.

2.Вспомни историю создания оперы "Снегурочка". Какое произведение, какого автора легло в основу либретто?

3. Каков жанр оперы?

4. Реши кроссворд:

По горизонтали: 1. Учитель Римского-Корсакова

2.Лесопромышленник и меценат, в доме которого устраивались знаменитые “пятницы”

3. Опера Римского-Корсакова

4. Название мемуаров Римского-Корсакова

5. Любимый жанр творчества Римского-Корсакова

6. Член кружка "Могучая кучка"

7. Божество в опере "Снегурочка"

8. Профессия Римского-Корсакова

9. Оркестровый инструмент, сопровождающий Леля

По вертикали: 1. Заведение, где много лет работал Римский-Корсаков

10. Предмет, который преподавал Римский-Корсаков

11. Опера "Снегурочка" начинается со ___?_______

12. Корабль, на котором Римский-Корсаков совершил кругосветное плавание

13.Поэт, на сюжеты которого написаны некоторые оперы Корсакова

14. Город, в котором родился композитор

15. Лейттембр Снегурочки

16. Персонаж оперы "Снегурочка"

17. Персонаж "Шехеразады"

                     
               
                     
                   
                   
                   
                     
                     
                       
                       
                       
                     
                   

5. Расскажи о прологе оперы. Играет ли он какую-либо роль в развитии действия? Сравни с прологами опер Бородина и Мусоргского.

Партия какого персонажа оперы исполняется женским голосам (и каким)? В каких операх было подобное?

Что такое каватина? Чьей главной характеристикой в опере является каватина?

Какой персонаж оперы поет только песни? Почему?

Что такое ариозо? У кого в опере "Снегурочка" есть ариозо?

Является ли гибель Снегурочки с точки зрения берендеев трагедией? Объясни.

Откуда взяты эти слова? Кто их поет?

"…то-то цветики возрадуются, выйдут девицы за ягодами…"

"… возьми вот этот жемчуг, а мне любовь отдай…"

"…Но что со мной? Блаженство или смерть?.."

"…Свет и сила, бог Ярило…"

"…Круги водить, за Лелем повторять напев веселых песен…"

«…Любо, любо мне…»

6. Определи следующие фрагменты: развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

4. Выбери правильный ответ:

а) имя жены князя Игоря… 1. Ярослава, 2. Ефросинья, 3. Елена

б) из посвящения "Могучей кучке" на клавире какой оперы взяты эти слова: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере"? 1. "Князь Игорь", 2. "Борис Годунов", 3. "Снегурочка", 4. "Садко", 5. "Хованщина".

в) опера "Снегурочка" - это … 1. Русская сказка, 2. Осенняя сказочка, 3. Весенняя сказка.

5. Каким персонажам принадлежат эти слова, из каких опер?

"Месяц едет, котенок плачет…"

"Нам, княгиня, не впервые…

"Великий царь! Спроси меня сто раз…"

"Какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…"

"Солнцу красному слава…"

"Лель мой, Лель мой, лели-лели Лель…"

"…Грозный царь пировал да веселился…"

"…Ты одна голубка-лада…"

"…Слыхала я и жаворонка пенье…"

"…Но счастья нет в моей измученной душе…"

"…Лишь бы мне дождаться чести…"

"…Ой ты сила, силушка, ой ты, сила бедовая…"

"... Ни сна, ни отдыха измученной душе…"

"…Полна чудес могучая природа…"

6.Определи следующие фрагменты из опер композиторов "Могучей кучки":

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ МОГУЧЕЙ КУЧКИ

1. Ответь на вопросы:

а) кто является создателем русского национального эпического симфонизма?

б) Какова роль программно-изобразительного и жанрового элемента в симфоническом творчестве кучкистов?

в) Кто из композиторов "Могучей кучки" был непревзойденным мастером оркестрового колорита?

г) Кто назвал Вторую симфонию Бородина "Богатырской"? Правильно ли это? Какое еще название имеет эта симфония и кто ее так назвал?

д) Каково строение цикла "Шехеразада" Римского-Корсакова?

е) Какие темы повторяются на протяжении всего произведения?

2. О каких фрагментах (укажи конкретно) симфонической музыки кучкистов идет речь?

"…И вот - срыв! Литавры начинают выстукивать подхваченную тут же другими инструментами ритмическую фигуру, которая пронизывает собой почти всю __?___. На этом фоне мелькают отрывистые фразы, образовавшиеся то из главной темы, то из мелодического взаимопроникновения главной и побочной тем… Это ритм конной скачки…"

"… здесь ощущается поистине бетховенская сила неудержимого потока, вихря… Сначала устанавливается пульс движения (повторяющиеся звуки у валторн - одна из самых стремительных в мировой музыкальной литературе остинатных пульсаций медных духовых)… которым отвечает короткий низвергающийся шквал деревянных духовых… Возникает образ стремительного движения масс, охваченной безостановочным порывом. Она "заряжена" огромной энергией, находящей выход в квартовых взмахах побочной темы: будто сабли рассекают со свистом воздух…" (А. Сохор)

"… Проносятся стремительные легкие пассажи солирующей скрипки - создается впечатление, что это пробегает ветерок по воде, волнуя ее легкой рябью. Все большим волнением наполняется музыка, слышно, как бурлят волны. И вот уже разыгрывается настоящая буря."

"… Как чарует ее грациозно-кокетливая, обаятельная, с тонким ритмическим узором пляска под звонкий аккомпанемент любимых на Востоке ударных инструментов. Может быть, это одна из тех дев, о которых поэты сложили столько возвышенных стихов. "( Р. Лейтес)

3. Определи следующие фрагменты и укажи верные тональности:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

4. В каких тональностях звучат следующие темы:

Главная партия 1 части сюиты "Шехеразада" Ре мажор

Тема главной партии 1 части Симфонии №2 Бородина ми минор

Первая тема 2 части "Шехеразады" Ми мажор

Лейттема Шехеразады Фа мажор

Побочная партия 1 части Симфонии №2 Бородина Соль мажор

Вторая тема 3 части "Шехеразады" си минор

Скерцо Симфонии №2 Бородина Си-бемоль мажор

Первая тема 3 части "Шехеразады"

ПЕСНЯ И РОМАНС В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

1. Из каких вокальных произведений взяты эти слова?

"… полюби меня, неразумного, приголубь меня, горемычного…"

"…Слух прошел, что в лес дремучий…"

"… чтобы бедной сиротиночке беспечально век прожить…"

"… А у нас-то в дому теснота, духота…"

"…моей души коснулась ты…"

"…В час незабвенный, в час печальный я долго плакал…"

"…на нее бы все глядел, сидя у окошка…"

"…течет Арагва предо мною…"

"… здесь под водой и прохлада, и покой…"

"…Люблю твой слабый свет в небесной вышине…"

"…На расправу шла силушка, города брала волюшка…"

"…С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь…"

2. Стрелками соедини название романса и его автора

"Светик Савишна"

"По-над Доном сад цветет" А.П.Бородин

"Спящая княжна"

"Редеет облаков летучая гряда"

"Колыбельная Еремушке"

"На холмах Грузии" М.П.Мусоргский

" Морская царевна"

"Песня темного леса"

"Не ветер, вея с высоты"

"Для берегов отчизны дальной" Н.А.Римский-Корсаков

"Сиротка"

"У людей-то в дому"

3. О каких вокальных произведениях идет речь?

"Наконец, в 1881 году, как говорят, под впечатлением смерти Мусоргского, возникает единственная в своем роде во всей русской вокальной лирике, античная по своей сдержанной, но глубокой печали элегия __________ "__________________"

Ее основная мелодия, начинаясь с повествовательно-декламационного тона, несколько раз поднимается и никнет, дойдя до вершины. Она звучит мерно и величаво, сквозь затаенные рыдания: так прощаются с близкими, стиснув зубы и напрягая каждый мускул на лице" (Б.Асафьев)

"Здесь в словах песни о счастливой жизни, которую должна принести покорность и угодливость, все время вплетается стонущий мотив, разрушая эти призрачные обещания. Мотив… почти точно соответствует интонациям народных причитаний в прологе "Бориса Годунова".

" Трагедия народа, посылающего на поля сражений своих сыновей, - такова основная тема этой песни". (В.Васина-Гроссман)

4. Определи следующие фрагменты:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

5. Составь вопросы к кроссворду:

        Б            
Р О Н Д О     М      
        Р     У     Ф
      Г О Л О С     О
        Д     О     Р
  С Е М И Н А Р И С Т
  И     Н     Г     Е
  Р Н Е К Р А С О В П
  О     П У Ш К И Н И
  Т           И     А
О К Т А В А   Й     Н
  А                 О

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

1. О каких произведениях идет речь?

а) В основе этой восточной фантазии лежит название кабардинской народной пляски.

б) Эта пьеса напоминает портрет в живописи. Волшебство музыки дает возможность сначала отдельно представить два образа, а затем соединить их в одновременности - в виде контрастного дуэта.

в) Легкие, "чирикающие" интонации пролетают в стремительном движении, в воздушно-легком, высоком регистре. Это типичное скерцо - выражение в музыке веселой игры, юмора, шутки.

2. Вставь названия пьес из цикла "Картинки с выставки".

В 1922 году французский композитор Морис Равель осуществил симфоническую инструментовку этого цикла. Центральная тема всего цикла - тема ____________. Она пронизывает все произведение и придает ему внутреннее единство, передавая эмоциональное впечатление от увиденного и воссозданного в воображении. Она может звучать светло и нежно, предваряя встречу со ____ ______; бурно и задиристо, описывая игры и ________ _______ _ _________________; тоскливо и протяжно, выражая глубокую жалобу крестьянина на тяготы своей доли (________); печально и скорбно, когда мы останавливаемся у ___________________, осматривая при свете фонаря древние _____________, служившие местом последнего успокоения; торжественно и мощно, когда мы переносимся в седую древность и разделяем радость наших предков, встречающих возвращающихся с победой и славой с поля сражения _____________. Для фантазии композитора нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Мир сказки отражен в _____________________.

3.Определи следующие фрагменты:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

ВЕРШИНА МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА ( П. И. ЧАЙКОВСКИЙ )

Вспомни и выполни все задания в Пособии "По странам Европы. Великие имена", относящиеся к творчеству П. Чайковского.

1. Выбери правильный ответ:

а) Любимыми жанрами Чайковского были… 1- опера, 2- симфония, 3- балет, 4- романс, 5- фортепианная музыка.

б) Чайковский - автор… 1- 6 опер, 2- 10 опер, 3- 12 опер.

в) произведения, вдохновившие Чайковского на создание опер, принадлежат… 1- Н. Островскому, 2- Н.Гоголю, 3- А.Пушкину, 4- Л.Толстому.

г) в качестве либреттиста опер выступал… 1- сам композитор, 2- его брат Модест, 3- К. Шиловский, 4- Никольский.

д) опера "Пиковая дама" была написана за… 1- один год, 2- 4 месяца и 10 дней, 3- 44 дня, 4- 22 дня эскизно.

е) последней оперой Чайковского стала… 1- "Иоланта", 2- "Пиковая дама", 3- "Евгений Онегин"

ж) идея создания оперы "Евгений Онегин" композитору был подсказана… 1- Пушкиным, 2- певицей Лавровской, 3- критиком Ларошем.

2.Для каких голосов написаны партии следующих персонажей оперы:

Татьяна -_______, Ольга -_________, Ленский - _______, Онегин - _______, Гремин - __________.

3. Ответь на следующие вопросы:

а) каковы особенности содержания оперы "Евгений Онегин"? Почему Чайковский не стремился воплотить все содержание романа Пушкина?

б) Кто является главным героем оперы? Почему друзья советовали назвать оперу "Татьяна Ларина"?

в) Как Чайковский строит оперу? Почему он скромно назвал ее "лирическими сценами"?

г) Как развивается образ Татьяны на протяжении оперы? Есть ли лейтмотивы в ее партии?

д) Сравни арию и ариозо Онегина. Образ его дан в развитии или не изменяется?

е) В какой форме написаны ариозо и ария Ленского? Где ярче дан контраст и почему?

ж) Какова оперная Ольга?

з) Какова роль ансамблей в опере? Для чего они нужны?

и) Какой дуэт играет декоративную роль, создавая лишь атмосферу, в которой происходит действие?

к) Какой дуэт передает состояние глубокого размышления, оцепенения? В какой форме он написан и почему?

л) Сравни две сцены бала (4 картина и 6 картина). Какие танцы звучат на этих балах?

м) Как строится сцена дуэли? В какой она картине? Какая тема звучит после слов "Убит…"? Какими чувствами она наполнена?

н) С чего начинается опера? Кому оно посвящено? Какой прием изложения и развития темы использует Чайковский здесь? Каково значение этой темы в опере? Какие инструменты ее исполняют?

4.Определи следующие фрагменты оперы:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

5. Вспомни, что такое симфония? Каково ее строение? Какая часть цикла определяет характер целого? В какой форме она обычно пишется и почему? Какая часть является лирическим центром? А какая часть - жанровая (как понимаешь это)? Каково значение финала в цикле? Какие симфонические произведения Чайковского помнишь?

6. Автором скольких симфоний стал Чайковский? Какие самые известные?

7. Какова идея Четвертой симфонии Чайковского? Можно ли ее сформулировать словами писателя Короленко: "Человек создан для счастья, как птица для полета"?

Кому посвящена Четвертая симфония?

Какова роль темы вступления в драматургии симфонии?

Что такое "судьба" в Четвертой симфонии Чайковского? Какой смысл вложил Чайковский в это понятие: а) судьба - это жизнь человека, как она сложилась, как она протекала в действительности;

б) судьба - это враждебные человеку обстоятельства, неблагоприятная внешняя среда, которая окружает его, события, которые мешают ему, препятствуют его светлым порывам к идеалу.

Какова роль финала в цикле? Почему в нем появляется знакомая русская народная песня? Какая? Какой прием развития темы использовал здесь Чайковский?

8. Согласишься ли со следующим высказыванием: "…Первая многоактная инструментальная драма Чайковского оканчивается оптимистически. Трагические противоречия действительности побеждены волей к жизни, твердой верой в народ, оплот силы и бодрости"(Туманина)? Можно ли эти слова отнести к Шестой симфонии композитора?

К какому типу симфонизма можно отнести Шестую симфонию?

( подсказки: "Эта симфония есть высшее, несравненнейшее создание Чайковского. Душевные страдания, замирающее отчаяние, безотрадное грызущее чувство потери всего, чем жил до последней минуты человек, выражены здесь с силою и пронзительностью потрясающей. Кажется, еще никогда в музыке не было нарисовано что-нибудь подобное и никогда еще не были выражены с такой несравненной талантливостью и красотою такие глубокие сцены душевной жизни" (В.Стасов)

"…Мы словно в интродукции видим "героя" Чайковского в конце его пути, пережившим большую жизненную трагедию. В траурные, словно движимые суровой закономерностью фразы фагота (в контрапункте с контрабасами) вкрапливаются встрепенувшиеся "зовы" валторн и альтов… как отголосок порывов и надежд. Это очень значительная интонация симфонии - ее развитие завершится в финале ".

"Тайная" программа симфонии, все драматургическое развитие ее образов требовали решения финала в духе реквиема. Трагедия смерти, страстное сопротивление человека силам, разрушающим жизнь - вот тема финала. Потому так сильна эта трагедия мучительного расставания с жизнью, что внутренний мотив ее - жизнь как самое прекрасное и ценное, во имя чего борется человек". (Н.Николаева)

Чем необычно строение цикла Шестой симфонии? Где находится его кульминация?

Назови тональный план симфонии № 6.

9. Определи следующие фрагменты:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

10. Выбери правильный ответ:

а) Чайковский - автор более… 1) 200 романсов, 2) 100 романсов. 3) 60 романсов.

б) Чайковский не писал романсы на стихи…1) А.К.Толстого, 2) Мея, 3) Майкова, 4) Фета, 5) Лермонтова, 6) Пушкина, 7) Кукольника, 8) Полонского, 9) Ратгауза,10) Есенина, 11) Тютчева, 12) Гейне, 13) Блока, 14) Апухтина.

в) В вокальной лирике Чайковский продолжает традиции… 1) Глинки, 2) Даргомыжского.

г) Партия фортепиано в романсах Чайковского… 1) поддерживает голос, 2) развивает и досказывает мысли, прозвучавшие в голосе.

д) Гимном любви стал романс Чайковского… 1)" Хотел бы в единое слово…", 2)"То было раннею весной…", 3) "Благословляю вас, леса…", 4) "День ли царит".

е) В цикле на слова Д.Ратгауза преобладают настроения… 1) глубокого драматизма, 2) одиночества и тоски, 3) радостного ожидания.

ж) Примером симфонизации романса может служить романс… 1) "Средь шумного бала", 2)" Я ли в поле да не травушка была", 3) "Нет, только тот, кто знал…"

11. О каких романсах идет речь? Назови авторов стихов.

"Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. С детских лет он избран был товарищем игр цесаревича и, скрытно тяготясь этим, исправно нес бремя этой избранности. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил не нее внимание. Маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали ее голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Завораживал ее голос - густое контральто. Они говорили недолго: суета пестрого бала-маскарада разлучала их…

Может быть, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения…Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Только это "репортаж", излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром." (Л.Мархасев)

"Музыка полна трагического пафоса…в ней звучит не сожаление о невысказанных любовных словах и одиночестве, а трагедия личности, не смогшей раскрыть и высказать себя вполне - типичная трагедия поколения 80-х годов.

Скорбные интонации голоса, все время возвращающиеся к исходному звуку, очень характерны для Чайковского…"

"…Никогда еще Чайковский не создавал такой ликующей, радостной музыки, как в романсе "___?_____"…Романс этот принадлежит к числу "романсов-арий" с большим инструментальным вступлением и заключением, с широким симфоническим развитием…Каждый элемент музыкальной речи здесь предельно выразителен: и мелодия, рвущаяся вперед и все выше с каждым коротким взлетом, и структура строфы, в которой дается последовательное дробление фразы …" (Васина-Гроссман)

12. Определи следующие фрагменты:

развитие оперы в творчестве композиторов - student2.ru

Наши рекомендации