Тема 2. музыкальный звук. звукоряд.
Звук – это физическое явление, которое возникает при колебании источника звука. Существует три категории звуков:
- звуки, обладающие определенной высотой (музыкальные);
- звуки, высота которых не сфокусирована (звоны);
- звуки, лишенные точной высоты (шумы).
Музыкальный звук состоит из сочетания простых элементарных тонов, которые образуются при колебании всего источника звука и колебания, отдельных его частей. Колебание частей источника звука даетобертоны, которые поглпщаются основным звуком.
Свойства звука определяют его качества.
Свойства | Качества |
частота | высота |
продолжительность | длительность |
амплитуда | громкость |
состав | тембр |
Музыкальная система – это совокупность всех используемых в музыке звуков определенной высоты.
Звукоряд – это звуки музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке.
Ступень – это звук музыкальной системы. Существует 7 основных ступеней звукоряда. Они имеют слоговые и буквенные обозначения:
слоговые: до, ре, ми, фа, соль, ля, си;
буквенные: C,c D,d E,e F,f G, g A,a H,h.
Темперация – это деление октавы на 12 равных частей, полутонов.
Полутон– это наименьшее расстояние между двумя звуками.
Тон – это расстояние, равное двум полутонам.
Альтерация – это повышение или понижение основной ступени.
Знаки альтерации – это знаки, которые указывают на повышение или понижение данной ступени.
Повышенные или пониженные ступени называются производными. Существует слоговая и буквенная система обозначения производных ступеней. Название производной ступени состоит из названия основной ступени и добавленного к нему знака альтерации. Знак альтерации пишется слева от ноты, но на той же высоте.
Знаки альтерации:
Название | Обозначение графическое | Обозначение слоговое | Обозначение буквенное | Например |
Диез – повышает основную ступень на полтона | # | Диез | is | Соль-диез = gis |
Бемоль – понижает основную ступень на полтона | Бемоль | еs | Фа-бемоль = fes | |
Дубль-диез, повышает основную ступень на тон | х | Дубль-диез | isis | До-дубль-диез = cisis |
Дубль-бемоль – понижает основную ступень на тон | Дубль-бемоль | eses | Ре-дубль-бемоль = deses | |
Бекар – отменяет знак альтерации | бекар | - | Ля бекар = а |
В буквенной системе обозначений существует ряд исключений:
си-бемоль = b; ми-бемоль = es; ля-бемоль = as. Производная ступень «си-дубль-бемоль» образуется по основному правилу: heses.
Знаки альтерации бывают:
а) ключевые– ставятся рядом с ключом, действительны для всех октав, для всего произведения или его фрагмента;
б) случайные – ставятся перед нотой, действуют только в данной октаве и в данном такте.
Энгармонизм – это равенство звуков по высоте при различном написании, разрешении и значении.
ТЕМА 3. Ключ. Октавная система.
Ключ – это знак на нотоносце, который устанавливает высоту и название исходного звука на одной из его линий. Существует три вида ключей: «Соль», «Фа», «До».
Ключ «Соль» на второй линии нотоносца называется скрипичный и обозначает, что «соль» первой октавы пишется на второй линии.
Ключ «Фа» на четвертой линии нотоносца называется басовый и обозначает, что «фа» малой октавы пишется на четвертой линии.
Ключи «До» обозначают местоположение ноты «до» первой октавы.
Скрипичный и басовый ключи образуют систему, которая объединяет две нотные строчки и охватывает весь звукоряд, используемый в музыке.
Скобка, объединяющая нотные станы называется акколада. Фигурная акколада используется для записи партий фортепиано, арфы, органа; прямая – для записи партий ансамбля, оркестра, хора.
Октава – это расстояние от данной ступени до следующей одноименной. Весь звукоряд делится на октавы. Началом октавы принято считать звук «до».
Названия октав следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава.
Октава, расположенная посреди звукоряда, называется первой. Обозначения ее ступеней пишутся с маленькой буквы с цифрой «1» справа сверху. Например: «до» первой октавы – с1;
«фа-диез» первой октавы – fis1 .
Октавы, расположенные выше первой, нумеруются по порядку, Обозначения их ступеней пишутся с маленькой буквы и справа сверху имеют номер октавы. Например: «ми» второй октавы – e2 ,
«соль-бемоль» четвертой октавы – ges4 .
Вниз от первой октавы располагаются:
- малая октава. Обозначения ее ступеней пишутся с маленькой буквы без цифры. Например: «ля-бемоль» малой октавы – as.
- большая октава. Обозначения ее ступеней пишутся с большой буквы без
цифры. Например: «ре-диез» большой октавы – Dis.
- контроктава. Обозначения ее ступеней пишутся с большой буквы с цифрой «1» справа внизу. Например: «до-диез» контроктавы – Cis1 .
- субконтроктава. Обозначения ее ступеней пишутся с большой буквы с цифрой «2» справа внизу. Например: «си-бемоль» субконтроктавы – B2 .
Запись нот в скрипичном ключе: на нотоносце.
Запись нот в басовом ключе: на нотоносце.
Для обозначения очень высоких и очень низких звуков требуется большое количество добавочных линий, что неудобно при чтении нотного текста. В этом случае можно применять знак переноса на октаву. Знак переноса над нотоносцем обозначает исполнение музыкального фрагмента на октаву выше написанного. Знак переноса под нотоносцем обозначает исполнение музыкального фрагмента на октаву ниже написанного.
Диапазон– это общий объем всего звукоряда инструмента или голоса.
Регистр – это часть диапазона. Диапазон делится на три регистра: низкий, средний и высокий.
ТЕМА 4. Метр. Ритм. Темп.
Метр – закономерное чередование сильных и слабых долей.
Акцент – это выделение звука посредством большей громкости (или большей продолжительности) по сравнению с окружающими звуками. Акцентируемая доля называется сильной, неакцентируемая – слабой. Метр организует музыкальные звуки посредством их различной акцентированности. Музыкальный метр подобен размеренности стихотворения.
Такт – это отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной.
Тактовая черта – вертикальная черта поперек нотоносца, которая отделяет такты друг от друга. Тактовая черта ставится перед сильной долей.
Затакт – звук или группа звуков, составляющих неполный такт, с которого начинается произведение или егь часть. В последнем такте произведения может недоставать длительности, равной затакту.
Размер – это цифровое изображение метра дробью. Числитель обозначает количество долей в такте, знаменатель – длительность основной доли. Записывается после ключа и ключевых знаков альтерации.
Простой размер – это размер, который имеет две (двухдольный) или три (трехдольный) доли при одном акценте. Простой двухдольный размер – 2\4; простой трехдольный размер – 3\4.
Группировка– это объединение длительностей в такте в соответствии с размером.
ПРАВИЛА группировки длительностей в простых размерах:
1. используется запись единой длительностью на целый такт;
2. более мелкие длительности группируются по метрическим долям. Количество групп соответствует количеству долей в такте;
3. паузы группируются по тем же правилам, но без лиг;
4. для упрощения нотной записи используется нота с точкой.
Сложный размер – это, размер, который образуется от слияния простых двух \ или более одинаковых простых размеров и поэтому имеет два \или более акцента. Первая доля сложного размера называется сильной, первая доля следующего простого размера из состава данного сложного называется относительно сильной. Сложный четырехдольный размер – 4\4 ( 2\4 + 2\4 ).
При группировке в размере 4\4 восьмые длительности объединяются в группы по четыре ноты, отделяют простые размеры друг от друга.
Сложный смешанный размер образуется от слияния простых двух- и трехдольных размеров в различных сочетаниях. Для удобства нередко используется пояснительная запись - 5\4 (2\4 + 3\4). Группировка в сложных смешанных размерах производится в соответствии с простыми размерами, объединенными в данный сложный.
ПРАВИЛА группировки длительностей в вокальной музыке:
1. если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами;
2. если один слог текста приходится на несколько звуков, то соответствующие им ноты группируются по общим правилам. Ноты, приходящиеся на один слог, объединяются лигой.
Переменные размеры –это размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части.Они бывают правильно переменными (т.е. через одинаковые промежутки времени) и неправильно переменными (т.е. через различные промежутки времени).
Ритм – это организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности. Виды ритмов: равномерный, пунктирный, триольный, синкопированный и др. Ритм (в сочетании с другими средствами) определяет выразительность музыки, характер исполнения произведения, является одной из жанровых характеристик.
Синкопа – ритмическая последовательность, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, т.е. перенесение акцента на слабую долю. Синкопы бывают внутритактовые и междутактовые. Внутри такта длительности группируются с нарушением правил; между тактами – с помощью лиг.
Полиметрия – одновременное сочетание разных метров.
Темп – это скорость движения в музыке.
Медленные темпы: Largo – широко,протяжно;
Lento – медленно;
Adagio – медленно;
Grave – тяжело.
Быстрые темпы: Allegro – скоро;
Vivo – живо;
Presto – очень быстро.
Средние темпы: Andante – не спеша;
Moderato – умеренно;
Sostenuto – сдержанно.
Постепенное изменение темпа: poco a poco – постепенно, мало-помалу.
для ускорения accelerando – ускоряя;
animando – одушевляя;
для замедления ritenuto – сдерживая;
ritardando – запаздывая.
Восстановление темпа: a tempo – в темпе;
Tempo primo – первоначальный темп.