Основы работы с хоровым коллективом.
Работа с хором требует от хормейстера высокого профессионализма,
который складывается в первую очередь из теоретических знаний и практических умений и навыков вокально-хорового исполнительства,специфическими особенностями которого являются;
а) ‘’человеческий фактор[хор-живой организм,состояший из мыслящих и
чувствующих людей];
б.синтетический характер[связь со словом];
в. специфика интструмента[человеческий голос];
г.Наличие дирижера,являющийся творческим посредником между автором[авторами] и певцами,непосредственно воздействующие на слушателей’’.
Хор-понятие;хор,хоровод,толпа,собрание и т.д.
Хормейстер-руководитель хора;оперного,хоровой группы ансамбля песни и танца,помошник художественного руководителя хорового коллектива.
Смешанный хор-певческий коллектив,состояший из разнородных голосов;сопрано,альтов,теноров,басов.В неполном смешанном хоре отсутствуют какие-либо партии.Смешанный хор наиболее богат выразительными возможностями;в то же время достижение ансамбля и строя в этом хоре труднее,чем в однородных хорах.
Однородный хор-хор состоящий только из мужских,или только из женских,или только из детских голосов [в отличие от смешанного хора объединяющего мужские и женские или мужские и детские голоса].
Мужской хор-хор,состоящий из мужских голосов;теноров[иногда и тенор-альтино],баритонов;басов[в т.ч. октавистов].Благодаря диапозону до
3-х октав и более,мужской хор обладает значительными исполнительскими возможностями.
Выдающиеся мужские хоры;Акодемический мужской хор Эстонии;хор Краснознаменного им.А.В.Александрова ансамбля песни и пляски Российской Армии,Киевская мужская хоровая капелла,хор Моравских учителей,Пражский Мужской хор и др.
Хоровая партия-группа однородных голосов в хоре,исполняюшая в унисон свою мелодию;часть хорового соченения.Наименьшее число певцов в партии-три человека.
Партия сопрано.Общий диапазон партии;до 1 ой октавы –си 2 ой,до 3 ей октавы.
Рабочий диапазон;ми бемоль 1 ой октавы-ля 2 ой октавы. Переходные звуки;ми,фа,фа диез 1 ой октавы.Верхний регистр у сопрано яркий,сочный; для него характерна наибольшая сила выразительности и динамичности.
В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью,нижний регистр-более приглушенный,немного рыхлый.
Сопрановой партии в хоре чаще других приходиться выполнять основной мелодический голос,она оказывает решающее влияние на общую звучность коллектива.
Партия альтов.
Альтовая партия отличается ровным,насышенным звучанием на протяжении всего рабочего диапазона;фа,соль малой-до,ре второй октавы.Переходные звуки;до,ре диез первой октавы.Настоящие низкие женские голоса встречаются крайне редко,поэтому в альтовую партию зачисляются певцы которые могут без напряжения исполнять низкие звуки диапозона.
Партия теноров.
Общий диапазон;до малой-до второй октавы.Крайние звуки используются в хоровой литературе редко.Верхний регистр из теноровой партии звучит ярко,выразительно,с большой силы,особенностью,расширяющей наличие у теноров фальцета,позволяющего исполнять легким звуком крайние верхние звуки диапозона и звуки среднего регистра,окрашивая их особым тембром.Переходные звуки;ми,фа диез,соль первой октавы.
Партия басов.
Составляет основу хороой звучности,ее фундамент;особенно ответственна роль партии в произведениях без сопровождения.Диапазон басовой партии; ми,фа,,большой-ми,фа первой октавы.
Наиболее выразительно партия басов звучит в верхнем и среднем регистрах.Партию басов чаще,чем других делят на 2 группы;баритоны и басы.Особенную редкость для хора представляет наличие третьей группы низких мужских голосов-октавистов.
Хоровые партии детского хора обычно состоят из сопрано и альтов.Хоровые партии младшего детского хора[7-10 лет].
Диапазон партии;си малой,до,ре первой октавы-до,ми второй октавы.Основые свойства детского голоса этого возраста-звонкость,ровность,полетность-формируются при условии правильного его воспритания.Оптимальным режимиом для этих голосов является средняя сила звучания,умеренный вдох,исключение перенапряжения голосовых связок.
Хоровые партии среднего детского хора [11-12 лет].Есть предрасположенность на грудное звучание.Несколько расширяется диапазон [до 1 ой октавы-ми,фа 2 ой октавы].Наблюдается некоторая насышенность звучания у девочек прослеживается развитие женского тембра.У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.Сопрано до,ре 1 ой октавы-фа,соль 2 ой октавы .Альты ля малой октавы-ми бемоль 2 октавы.В этом возрасте возможности более широки.В репертуар можно включить произведения гармонического склада и несложно полифонические произведение.
Хоровые партии старшего детского хора[13-14лет].Рабочий диапозон сопрановой партии;до,ре 1 ой октавы-ми,соль 2 ой октавы.Голос у девочек отличается легкостью имеет уже некоторую окрашенность женского тембра,подвижен,выразителен на переходных звуках[ля,си 1 ой октавы].Ошущается позиционная и интонационная неустойчивость в партию сопрано зачисляются и мальчики,которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.
В партию альтов направляются учащиеся,у которых более насыщенно звучит низкий регистр.Их диапазон;ля малой-до,ре 2 ой октавы.
Если в альтах поет много мальчиков,то для партии становится характерным грудное звучание,большая звуковая компактность.
Тесситура-высотное положение звуков мелодии по отношению к диапозону голоса или инструмента.В зависимости от преимущества употребления тех иных звуков,тессетура может быть высокая,средняя[наиболее удобная для пения благопрятная для интонирования ]использование тесситурных условий одну из средств выразительности.
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка-правильное положение корпуса,шеи и головы,способствующее оброзованию звука хорошего качества.Дыхание[певческое]-важнейший элемент певческого процесса;до некоторой степени подчинено воле дирижера.В современной вокальной методике принято смешанное или нижнереберно-диафрагмальное дыхание,когда при углубленном вдохе раздвигаются нижние ребра опускается диафрагма[вследстие чего выпячивается стенка живота],плечи и верхняя часть груди неподвижна.При выдохе происходит активное торможение дмафрагмы,ребра и стенка живота постепенно возращаются в исходное положение.