Средства выразительности в дирижировании.

Динамика-совокупность явлений,связанных с силой,громкостью звучания.

Фраза,осмысленная динамически,преобретает цельность,ясность.

Динамика бывает постоянной и переменной которую К.Б.Птица называет одним из,тончайших элеметов,составляющих живую музыку.

Постоянная[неподвижная]динамика[f,р,m f,mр]в дирижерском жесте может быть выражена увеличением силы в руках,физической насышенностью мышц и увеличением обьема движения.Последнее применимо только к спокойным темпам так как обьем жеста находится в большой зависимости от агогики.

В быстром темпе при любой динамике обьем жеста сокращается,он склонен увеличиватся при замедлении.

В медленном темпе и при малой динамике жест небольшой,легкий,кистевой,а при f-так же кистевые,но сильные удары,подчеркнутые точки.

Переменная[подвижная]динамика[сresceпdo,dimiпueпdo]

Самое трудное в исполнении переменной динамики-постепенность и ровность увеличения или уменьшения звучности.

При показе cresceпdo необходимо определить вершину динамической фразы и равномерно распредилить нарастание звучности в ней.

Начинать показ минимальным обьемом жеста,ровным выдвижением руки[преимущественно левой]вперед и вверх.По мере нарастания динамики в движение включается предплечье,плечо,жест становится все более насышенным.

В некоторых случаях creseпdo может выразиться яснее в совместном действии рук,чем одной.

В показе dimiпueпdo сложнее выдержать постепенность,ровность,ослабления,напряженности,характера,обьема жеста.Руки из высокого положения осторожно опускаются вниз,приближаясь к корпусу[при этом первым ‘’уходит’’локоть].

Немецкий композитор,дирижер Ганс фон Бюлов предлагал обозначения,стоящие вначале creseпdo или dimiпueпdo,понимать наоборот,то есть forte-как тихо,а рiano-как громко.

К контрастной динамике отосится sudito,subito,рiano,sforzando,означающие внезапную смену звучности.

Для выполнения sudito forte необходимо быстрое приготовление этого момента резким,коротким запахом.Само subito forte-кистевым ударом с участием всей руки.

Показ дирижером subito piano выражается в мгновенном резком сокращении обьема жеста.Движение напоминает резкое отталкивание от плоскости,где показалось forte.

Sforzando является обозначением акцента,отличаясь большой силой яркостью,значительностью.

Показ sforzando осуществляется подчеркнуто резким движением доли и сильным ударом в точке с направлением сверху вниз и вперед.После показа sforzando руки,мгновенно освободившись от лишнего напряжения,как бы упруго откочив,сокрощается в обьеме движения,приближая кисти и локти к корпусу.Движение руки при этом должно быть больши по обьему и более энергичным,чем все другие движения в такте и внезапным.

Для этого подготовка к нему производится жестом дирижера в кратчайшее для хора время.

Акцент-выделение,подчеркивание звука или аккорда из обшей музыкальной ткани.В хоровой практике этот термин может рассматриваться как акцент ритмический,динамический,мелодический,гармонический,тембровый.

Особое значение имеет акцент смысловой,подчеркивающий наиболее значительные слова,слоги и даже буквы.Поэтому нельзя определять акцент как ударение,хотя перевод его буквально такой.В показе он обязательно должен быть приготовлен специальным движением,чаще коротким,острым,толчкообразным,после этого показывается сам акцент хорошей точкой,воспроизведенной кистевым броском.

Синкопы относятся к метроритмическим средствам выразительности.Синкопа нарушает метричность движения и представляет собой известную трудность для исполнения.Акцент перемещается с сильной доли на слабую вследствие укорачивания первой.Слабая доля при этом удлиняется и утяжеляется.Синкопированный жест отличается особой активностью,энергией,’’пружинистостью’’.Показывается не сама синкопа,а начало предшествующей ей доли,характерным толчком кисти и локтя.Этот толчок и является своеобразным трамплином для попадания в синкопу.Активно должна быть отмечена и последующая доля,первую половину которой занимает синкопа.

Темп является одним из главных средств музыкальной выразительности.

Штрихи[характер звуковведения].

Legato-[связно,плавно].

Главным в работе над Legato является плавность,непрерывность жеста.Для достижения непрерывности в движении важна гибкость и освобожденность всей руки и,особенно,кисти которая должна быть достаточно упругой и не терять связи с остальными честями руки.В жесте эта связь осуществляется долевым движением между точками,исполнение которых должно иметь характер легкого прикосновения к воображаемой плоскости.Точка не должна нарушать мягкую ровность движения.От нее долевое движение продолжается безостановочно,лишь во второй половине доли плавно меняет направление для штриха новой точки.Ведущей частью руки в легато является кисть стакатто выполняется резким ударом кисти,которая на приготовлении к стакатто откидывается назад и останавливается вертикальном положении.Далее кисть показывает точку на начале доли и, резко оттолкнувшись от нее,вновь возрашается вертикальное положение и останавливается, готовясь к новому удару.Таким образом,из всего времени доли большая часть будет расходоваться на остановку руки.

Marcato соединяет в себе особенности двух противоположных характеров звуковедения-legato и staccato.

Этот вид движения музыки требует острых четких ударов кистью.Но удар,при всей его остроте должен сохранить эластичность и мягкую упругость при отдаче кисти после воспроизведения точки.Иными словами,в движении руки следует обязательно сохранять непрерывность Non Legato характеризуется ясной разграниченностью долей друг от друга.Главным признаком non legato является увеличение значимости точки и сокращение долевых движений.

Таким образом,в показе lеgato необходимо добиваться предельной связанности звуков,в marcato-яркую акцентрированность,в staccato-их предельную краткость и долгую паузу между ними,в non legato-предельную точность в выдерживании звуков.

Раздел 2.Работа с хором.

Наши рекомендации