Основы работы с хоровым коллективом

Работа с хором требует от хормейстера высокого профессионализма, который складывается в первую очередь из теоретических знаний и практических умений и навыков вокально - хорового исполнительства, специфическими особенностями которого являются:

а) человеческий фактор (хор – живой организм, состоящий из мыслящих и чувствующих людей);

б) синтетический характер (связь со словом);

в) специфика инструмента (человеческий голос);

г) наличие дирижера, являющийся творческим посредником между автором (авторами) и певцами, непосредственно воздействующими на слушателей

Хор (от греч. choros — собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т. д.)

1) В древнегреческом театре — коллективный участник спектакля: совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей.

2) Певческий коллектив. Хоровое исполнение вокальной музыки может быть с инструментальным сопровождением или a capella.

Хор является сложнейшим «музыкальным инструментом», с помощью которого дирижер раскрывает содержание хоровых произведений различных стилей и эпох, жанров и направлений, различной степени технической сложности и художественной содержательности. Являясь единым организмом, состоящим из числа ярко выраженных индивидуальностей (певцов), хор представляет собой достаточно «капризный» и «непослушный» музыкальный инструмент. Для мастерского владения данным «музыкальным инструментом» дирижеру необходимы такие качества, как профессионализм, воля и авторитет.

Хоровой класс и практическая работа с хором - тесно взаимосвязанные, но достаточно самостоятельные разделы одной учебной дисциплины. Пение в хоре — основа, на которой построено дальнейшее обучение студентов профессиональной деятельности в условиях практикума. Во время работы преподаватель методически готовит будущих учителей, воспитывает осознанный подход к выполнению художественных и технических задач. Он фиксирует внимание певцов хора на различных аспектах деятельности коллектива, формирует активное творческое отношение к будущей специальности. В результате обучения студенты получают прежде всего навыки пения в академическом хоре.

В сложившейся системе общего музыкального образования это ведущее направление, не исключающее в учебной работе приемов народного творчества и некоторых альтернативных методик. Основной признак академического пения - округлое и прикрытое звучание, выровненное по диапазону. Степень округленности и прикрытия зависит от исполнительской манеры коллектива, стиля и жанра произведения.

Отметим, что вокально-хоровая музыка в большей степени, чем инструментальная, связана с национальными историко-культурными и художественными традициями.

Характерные черты отечественного хорового пения — безупречно ровное, льющееся звучание, сочное по тембру, с естественным и свободным звукоизвлечением. Традиции русской хоровой школы а сарреllа обусловили особое внимание педагогов-хормейстеров к сугубо певческой природе этого искусства, качеству звука и вокальной технике. Техника звукообразования у солиста, певца ансамбля или хора одинакова.

Идентичны и основные требования, предъявляемые к их вокально - техническому и исполнительскому мастерству. Однако коллективная природа хорового музицирования усложняет процесс певческого воспитания. Внимание студентов следует акцентировать на главном отличии хорового пения от сольного ансамблевом характере вокальной деятельности хористов. Они должны понимать, что результат формирования голоса в хоре во многом зависит от подхода дирижера к выстраиванию ансамбля [3, с. 79].

В хормейстерской практике используют два механизма ансамблирования:

1 - нивелирование (рефлекторное или искусственное),

2 - сознательное подстраивание.

Нивелирование упрощает создание ансамбля. Оно не особенно вредит, если хоровая партия состоит из близких по силе и тембру голосов.

Будущих учителей музыки следует предостеречь от постоянного использования этого приема, особенно в хорах с голосами, различными по качеству, находящимися в стадии формирования (детские, подростковые, юношеские и молодежные коллективы) [27, с. 49].

Использование для достижения ансамбля приема искусственного нивелирования (пение неполноценным, без тембровым и неопертым звуком) тормозит вокальное развитие певцов. Голоса их отклоняются от природных свойств и формируются неправильно. При этом певцы занимают пассивную позицию в создании хоровой звучности, методически недопустимую в учебном хоре.

Второй механизм ансамблирования — сознательное подстраивание. Формирование ансамбля в этом случае основано на выявлении и развитии индивидуальных свойств голоса.

Хористы овладевают сложной техникой ансамблирования. Это позволяет им сознательно модифицировать свое звучание в соответствии с художественными задачами.

Очевидно, что преимущественное использование нивелирования в учебной работе при формировании ансамбля нежелательно прежде всего из- за крайней неоднородности голосовых данных студентов. Кроме того, создание хоровой звучности должно быть следствием активных, сознательных усилий участников студенческого коллектива [1, с. 41].

Однако полностью избежать нивелирования (особенно рефлекторного) в хоре невозможно, поскольку оно обусловлено некоторыми акустическими и физиологическими закономерностями коллективного пения. Студенты должны знать, что рефлекторное нивелирование неизбежно при строгих нормах выстраивания ансамбля и тесной расстановке певцов по партиям. Этот эффект часто используют для направленного воздействия на голос хориста, с целью исправления недостатков фонации. Смешанная расстановка хористов, увеличение расстояния между ними, а также допустимая вариантность выстраивания ансамбля уменьшают опасность нивелирования.

Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приемов пения и воспитания голоса. Например, хористы берут дыхание по руке дирижера, который регламентирует глубину вдоха, время задержки его перед атакой, дозировку и продолжительность фонационного выдоха.

Специфический хоровой прием — цепное дыхание, благодаря которому слитно исполняют длительные музыкальные фразы и целые произведения, следует предостеречь будущих педагогов от использования этого приема при начале занятий с хором. Привычка петь на цепном дыхании, возобновляя его в середине фразы или слова, ведет к беспорядочному дыханию у хористов. Нередко они не выпевают на одном дыхании даже короткие музыкальные фразы [54, с. 77].

В хоре у певцов осложнено формирование ровного по тембру, полноценного смешанного звучания на всем диапазоне голоса, анализ партитур для однородных хоров (особенно женских) позывает, что в крайних голосах композиторы предпочитают использовать звуки, характерные для натуральных регистров. Поэтому, у верхних голосов развивается преобладание горлового, а у нижних — грудного звучания. Развитие полноценного динамического диапазона голоса у хориста также затруднено, поскольку степень участия каждого в исполнении различных нюансов маскируется. Условия хорового пения осложняют воспитание звуковысотного диапазона голоса. Совокупность звуков однородного хора равна диапазону певца-солиста. Недостаток высоких или низких звуков в голосах одних певцов компенсируют другие [31, с. 44].

Особенно сложна проблема тембрового формирования голоса. Без специальных методов обучения в голосах хористов успешнее развиваются свойства, облегчающие ансамблирование ровность, мягкость, округлость), и хуже — осложняющие их выравнивание (сила, высокая степень звонкости и яркая индивидуальность тембра).

Методику вокального воспитания в учебном хоре необходимо:

- построить так, чтобы научить студентов петь в ансамбле, гибко регулируя тембр своего голоса. Опытный певец в хоре управляет темброобразованием с помощью различных видов атаки, изменяя дозировку дыхания и силу звука,

- моделируя различные эмоции а также формируя соответствующим образом работу резонаторной системы. Однако все это возможно лишь при эффективном вокальном самоконтроле у певцов, формирование которого в хоре специфично. Полноценный самоконтроль в пении осуществим при гибком взаимодействии всех его видов — слухового, мышечного, вибрационного (резонаторного) и некоторых других. Слух играет при этом ведущую роль.

Вместе с тем слуховое внимание хористов должно быть нацелено на общехоровое звучание для координации с ним своего пения. Собственный голос при этом “выпадает” из зоны слухового внимания. Кроме того, хоровые певцы поют при постоянном сильном акустическом фоне. Поэтому их следует ориентировать на активное использование дополнительных способов самоконтроля, особенно с помощью резонаторных вибрационных ощущений (известно, что резонаторные ощущения для любого певца — индикатор качества работы голосового аппарата). Они не подвержены маскировке в условиях хора [12, с. 67].

Принципиально важно формирование у будущих учителей пения вокального слуха. На его основе развивается творческое хормейстерское мышление студентов. Они учатся анализировать качество звучания всего коллектива и отдельных хористов, а также свое пение, понимать причины недостатков и находить способы их преодоления. Для развития у будущих хормейстеров вокального слуха необходимо формировать связи между слуховым восприятием коллективного звучания, внутренними представлениями о соответствующем звуке своего голоса, мышечными действиями и специфическими певческими ощущениями работы голосового аппарата.

При занятиях со студенческим коллективом руководитель обучает его участников приемам вокально-хоровой работы. Он фиксирует внимание учащихся на некоторой трансформации методов сольной педагогики в условиях хора. Хормейстеры предпочитают приемы целостной и косвенной регуляции голосообразования. Большими потенциальными возможностями при обучении в хоре обладает фонетический метод. Воздействуя специально подобранными фонемами на коллективное звучание, возможно, эффективно управлять голосообразованием каждого хориста. С помощью этого метода вырабатывают элементарные певческие навыки, находят необходимую позицию звука, устраняют фонационные дефекты. Используя вокализацию на различные гласные и слоги, хормейстеры получают в итоге необходимую окраску звучания. Найденную манеру нения переносят на исполнение произведений со словами [9, с. 48].

Весьма перспективны в хоре методы эмоционального воздействия на формирование певческого голоса. Активизация эмоциональных механизмов обеспечивает оптимальную технологию нения и автоматически настраивает голосовой аппарат. Это обстоятельство особенно ценно при коллективном обучении. Будущие учителя должны хорошо владеть методом показа. Вокально полноценный, красивый и выразительный показ обязательно включает эмоциональный подтекст и поэтому легко воспринимается учениками. Есть и специальные хоровые приемы воспитания голоса, например метод направленного воздействия хоровой звучности на индивидуальное вокальное развитие. Благодаря ему, опытные хормейстеры успешно устраняют недостатки фонации.

В учебном хоре обязателен принцип индивидуального подхода. Целесообразно сочетать индивидуальную и коллективную формы работы, например, использовать общие распевания и индивидуальную подготовку певцов к репетициям, практиковать работу малыми ансамблями, сольное исполнение фрагментов хоровых произведений.

Основа работы в хоре - высокохудожественный, целесообразно подобранный репертуар. Руководитель коллектива развивает комплекс профессиональных навыков, умело используя разнообразные по жанру, стилю, характеру и штрихам произведения. Специальное внимание следует уделить работе над сочинениями сарреllа, в которых содержание музыки передано исключительно разнообразием вокально-хоровых красок. В пении без сопровождения инструмента наиболее интенсивно формируются необходимые элементы хоровой звучности [7, с. 21].

Руководитель хора обязательно обучает студентов принципам Правильного подбора репертуара, дает критерии его оценки. Необходимая форма учебно-воспитательной работы — концертная деятельность студенческого коллектива. Публичные выступления (не менее двух раз в год) способствуют формированию творческой личности будущего педагога — музыканта, руководителя и дирижера школьного хора.

Для повышения эффективности обучения профессии следует, возможно, раньше допускать студентов к хормейстерской деятельности. Подготовку их к практикуму начинают на первых хоровых репетициях. Этому способствует методическая направленность репетиций. Студенты осознанно выполняют указания педагога, концентрируют внимание на художественных и технических приемах Исполнения, осваивают последовательность вокально-хоровой работы. Руководитель хора стимулирует активное и творческое участие начинающих хормейстеров во всех видах репетиционной деятельности. К началу собственной работы студенты усваивают необходимый минимум теоретических и методических знаний, (далее теоретические и практические занятия идут параллельно, раннее включение студентов в хормейстерскую деятельность придает большую профессиональную направленность их обучению на всех предметах вокально-хорового цикла.

Наши рекомендации