БИЛЕТ №14 .1. Публичное выступление и его роль в воспитании музыканта- исполнителя.Методы овладения оптимальным концертным состоянием.
Подготовка к концертному выступлению.
Очень не желательно на этом этапе возвращение на предыдущий уровень (исполнительская редакция, аппликатура). Если у студента высокая мобильность - быстро учит и быстро забывает, если низкая – долго учит и долго помнит. Концертмейстер. В школе у учеников 1 раз происходит стопор – забывает текст, испуг. Надо проиграть произведение от начало до конца не углубляясь в работу над деталями( так как может нарушиться динамический стереотип и потом он будет в этом же месте останавливаться). После работы над ошибками надо сыграть весь кусок целиком, чтобы не сформировать рефлекс на остановку. Процесс соединения различных частей и кусков в реальном времени и без остановок – проверка сборки произведения.
Умение подготовить студента к форсированным обстоятельствам. Необходим специальный тренинг. потеря текста - сохранить ритмичность исполнения, лучше не потеем нотам, но в ритме, чем по нотам в неправильном ритме. Главный навык – умение играть по слуху. Помогает выходить из разных ситуаций, лучше людям с высокой мобильностью. А) умение начинать со всех начал музыкальной фразы, разделов, пассажей (запасной аэродром). Чем больше таких «аэродромов» тем легче будет выкрутиться. Б) Пианист должен начать играть какой-либо кусок, а студент должен будет поймать. Внешнее воздействие. Изменение освещения – дать свет снизу. Корректировка стула. 2) порвалась струна – должна быть запасная, если в оркестре, то поменяться с концертмейстером.3) внезапные шумовые эффекты ( взрыв лампы, собаки и т.п.) на уроке резко хлопнуть, включить сотовый телефон. 4) проигрывание в концертном костюме. Можно дома. Главное удобство и отрегулировать каблук – подставку.
Подобрать высоту стула и поставить рояль чтобы было удобно. Уметь играть в разных позициях с роялем. Обыгрывание программы – пригласить посторонних. Выбить слабые места. Настрой на музыку, а не на ситуацию. Чем чаще сценическая жизнь тем лучше – увереннее будет чувствовать себя ученик. «Ты должен сыграть хорошо» так нельзя говорить ученику перед выступлением, лучше настроиться на музыку. Психологическая установка не должна ориентироваться на долженствование, надо на переживание художественного образа.
Надо убедить студента, что он «молодец» чтобы вселить в него уверенность и спокойствие, общаться без эмоции. Система психологического «якоря». Смысл: формирование рефлекса на хорошее настроение, на ощущение счастья. В момент эйфории надо сделать какой-то жест( потрогать за серьгу, щелкнуть пальцем) – создать такого рода якорь и в момент напряжения сделать тоже движение . Научиться дышать. Желательно владеть системой аутренинга
2.Виды учебных музыкальных инструментов, критерии выбора инструмента при его приобретении. Устройство инструмента, настройка и уход за ним.Что такое музыкальный инструмент? В первую очередь это инструмент за которым нужен постоянный уход, иначе исполнитель не сможет донести до слушателя весь образ музыкального произведения. Представьте полностью расстроенную скрипку, то же самое и может случиться с баяном или аккордеоном, если за инструментом не следить. Наш инструмент очень не любит высокую влажность, резкие перепады температуры воздуха, следовательно инструмент нельзя хранить на улице, около батареи, на балконе и т.д. Идеальное хранение инструмента – это когда инструмент находится всегда в специальном для хранения футляре или чехле, и в комнатной температуре. Наш инструмент как и любой другой имеет свойство расстраиваться, в идеале, производить настройку желательно каждый полгода, так же необходимо инструмент всегда протирать сухой тряпкой от пыли, как снаружи, так и чистить инструмент изнутри. Не следует разбирать инструмент самому, для этого существуют специализированные мастерские, где можно настроить инструмент. Аккордеон или баян состоит из трех основных составляющих ( левый и правый полу-корпус и мех ). Звук происходит за счет колебания язычков на голосовых планках за счет нагнетания воздуха мехом. Внутри инструмента находятся голосовые планки, на которые крепятся голоса. Современные инструменты имеют 4 разных тембра: фагот, пикколо, кларнет, концертино. Фагот и кларнет очень отличаются от двух других, за счет того, что два этих тембра стоят за металлической перегородкой, и звук до слушателя идет не напрямую, а преломляется об эту перегородку, такие инструменты называются инструменты с ломаной декой, за счет этого создается очень приглушенный звук, очень мягкий тембр. Что касается пикколо и концертино, то эти тембры создают очень яркий и пронзительный звук, потому что волна звука выходит из инструмента напрямую, и ничто ей не мешает. За счет различных сочетаний этих четырех основных тембров, баян и аккордеон имеют очень много регистров ( имитация других инструментов ).
При выборе инструмента необходимо учитывать возраст исполнителя и цель, с которой будет использоваться инструмент. В современном мире инструменты существуют как для самых маленьких любителей музыки, так и для взрослого поколения. Аккордеоны начинаются от 24 клавиш в правой клавиатуре, до 47 (половинка, 3\4, 7\8, полный, 45 и 47 клавиш – расширенный диапазон). Необходимо учитывать, что большие инструменты имеют вес от 15 кг, что очень сказывается на транспортировке инструмента.
билет №15. Интонация, фразировка, агогика как средство выразительности при исполнении музыкального произведения. Основные средства музыкальной выразительности. Агогика (греч. Agoge: увод, унесение) – одно из средств выразительности музыкального отклонения реальной длительности звуков и пауз от указанных в нотах соотношений, применяемые в целях выразительности музыкального исполнения. В нотной записи, как привило, не фиксируются. Эти отклонения не изменяют значения нот, образующих ритмический рисунок (в этом смысле они могут считаться «незначительными»), хотя по величине они бывают и очень большими.Фразировка – членение музыкальной ткани на фразы. Фразировка – (членение музыкальной ткани на фразы.)— средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений,фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка — одно из важнейших умений музыканта. Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов — легато, стаккато и др. Интонация –музыкального высказывания, «качество осмысленного промзношения» в музыке. 2.Основные принципы преодоления технических сложностей при игре в разных позициях, регистрах Цели: развитие технической оснащённости учащихся.Задачи:развитие игрового аппарата;- методы и условия формирования технических навыков- приёмы работы над различными видами техникиТехника, в широком смысле этого слова, это материальная сторона исполнительского искусства, важное средство передачи художественного содержания произведения. В узком смысле, техника – это предельная точность и быстрота пальцевых движений. Двигательно-игровые навыки (взаимодействие всех частей рук, координация движений), умение свободно использовать звуковые и технические возможности баяна приобретаются и отрабатываются на материале упражнений, гамм, арпеджио, этюдов. Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит от природных данных ученика. Но и дети со средними данными при условии правильно организованной работы и целеустремленности могут достичь высоких результатов. Постановка баяниста состоит из трёх компонентов: посадки, постановки инструмента, положения рук. При работе над посадкой следует учесть и характер исполняемого произведения, и психологические особенности, а также анатомо-физиологические данные музыканта, особенно ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса). Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом — необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:- позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;- создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;- способствует координации движений обеих рук;- плавности ведения меха и смены направления его движения;- помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.Важный пункт в техническом развитии инструменталиста – систематическое изучение этюдов, которые играют большую роль в развитии техники. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Включение того или иного этюда в учебную программу должно быть обусловлено двумя задачами:- освоением и развитием определённого вида техники;- подготовкой ребёнка к преодолению конкретных технических трудностей в художественном произведении.Рекомендации по выбору этюда: освоение этюда с разнообразным видом техники, освоение этюда на тот вид техники, который не получается, освоение этюда применительно произведению, которое играет ученик, освоение концертного этюда для конкурса или концерта. Систематическое изучение инструктивного материала — залог успешного воплощения худ образа произведений.
Билет №16. Динамика, темп как средство выразительности при исполнении музыкального произведенияДинамика - сфера явлений, которая относиться к изменению громкости В процессе звукообразования на баяне важнейшая роль принадлежит меху. Он является главным средством для достижения художественной выразительности.Каждый баянист обязан знать все тонкости своего инструмента и уметь пользоваться динамикой в любом нюансе, начиная с пианиссимо и до фортиссимо. Если мы, нажав клавишу, поведем мех с минимальным усилием, то сможем достичь такого режима меховедения, при котором мех очень медленно расходится или сходится, а звук отсутствует. Слегка усилив натяжение меха, мы ощутим, услышим зарождение звука на баяне. Это ощущение грани, после которой появляется реальный звук, необычайно ценно для баяниста. Под воздействием чрезмерного натяжения меха звук приобретает излишне резкое, визгливое звучание. В аккордовой фактуре надо следить за тем, чтобы при минимальной звучности отвечали все голоса.Вот термины, связанных с динамикой: al niente – аль нинте — буквально «до ничего», до тишины calando – каландо — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость ^marcato – маркато —, подчёркивая каждую ноту , morendo – морендо — замирая (затихая и замедляя темп) perdendo или perdendosi – пердендо — теряя силу, сникая , sotto voce – сотто воче — вполголоса Еще один важный динамический нюанс – это акцент. В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик. В нотах он обозначается: , sforzando или sforzato (sf или sfz ) — сфорцандо или сфорцато — внезапный резкий акцент , forte piano (fp) — громко, затем сразу тихо ,sforzando piano (sfp) — указывает на сфорцандо с последующим пиано Темп – (время) – скорость движения, скорость чередования метрических долей. Темп произведения зависит от хар-ра , настроения, содержания. Основные музыкальные темпы — это: ларго (largo) — очень медленно и широк * адажио (adagio) — медленно, спокойно;* анданте (andante) — в темпе спокойного шага, умеренный * аллегро (allegro) — быстро;* престо (presto) — очень быстро. 2. Освоение педагогического репертуара. Основные сборники, хрестоматии, школы. Принципы составления учебного репертуара учащегося в процессе обучения игре на инструменте.Сборники, хрестоматии, школы: Аккордеон 1-3 (3-5, 3-7)классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов.-М.: Кифара, Семенов В. Современная школа, игры на баяне Ушенин В.В. Хрестоматия юного баяниста (аккордеониста)Хрестоматии для баяна. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев Акимов Ю. Т. Школа игры на баянеПрогрессивная школа игры на баяне Ю.Акимов, П.ГвоздевГ. Наумов, П. Лондонов Школа игры на аккордеоне Лушников В.Хрестоматия аккордеониста А. Онегин Школа игры на аккордеоне, баянеДетская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех муз средств) не должна быть громоздкой, сложной. Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами выразительности. Последнее требование к произведениям, включенным в программу, быть доступными для детского восприятия и исполнения. Репертуар в ДМШ бывает: педагогический, концертный, досуговый, ансамблевый, хрестоматийный. Грамотно подобранный педагогический репертуар способствует формированию художественно-интеллектуального уровня подготовки ученика, влияет на развитие его исполнительской техники в процессе обучения игре на инструменте. Пед репертуар состоит из переложений русской и зарубежной классики, схема повторяется из класса в класс , но произведения становятся все сложнее по объему, штрихам, муз языку. Концертный репертуар отличается яростью, доходчивостью материала. Он легче уровня ученика, его сценическое самочувствие должно быть спокойным. Не рекомендуется использовать произведения крупной формы. Произведения должны быть с интересной мелодией, ясной гармонией. Досуговый репертуар — пьесы издававшиеся раньше в сборниках для балалаечника — любителя, популярные, известные мелодии песни. Инструктивный материал — этюды для развития техники, концертные этюды, гаммы, упражнения. Программа: в младших классах — песенки, считалки, обработки рнп, темы ясные, доходчивые, программные произведения. Программа должна быть выбрана по принципу: форте-пиано, быстро-медленно, чередование струн, приемов. Количество пьес в младших классах должно быть намного больше, чем в старших. Репертуар должен усложнятся по мере освоения приемов игры, штриховой палитры. Программа старших классов — тоже самое + крупная форма. Начинать следует с сюиты(ученику проще воспринять программу), потом вариации.