Вопрос: Ремонт корпусных деталей с трещинами и пробоинами с использованием композиции на основе эпоксидных смол.
Для устранения трещин в корпусных деталях применяют технологию с применением композиций на основе эпоксидных смол, для получения прочности используют сварку, а для герметичности наносят состав эпоксидной смолы.
Состав эпоксидной смолы:
1.Эпоксидная смола ЭД-16-100 в.ч.
2.Пластификаторы (дибутилфтолат)-15в.ч.
3.Наполнитель (порошок того же металла или сплава, что и ремонтная деталь)-160 в.ч.
4.Отвердитель (полиэтиленполиамин)-10 в.ч.
Технологический процесс восстановления деталей эпоксидными композициями состоит из следующих операций: подготовка поверхности, подготовка заплат, приготовление композиции, нанесение композиции, отверждение композиции.
Подготовка поверхности заключается в очистке ее от загрязнений, масла, окислов, а также в придании в некоторых случаях поверхностям шероховатости.
На нагруженных корпусных деталях типа блока цилиндров, картера коробки передач, необходимо предварительно заварить трещины, приварить на пробоины заплаты для обеспечения прочности, затем зачистить сварной шов и прилегающие поверхности на ширине 25-30 мм.
При подготовке трещин длиной менее 50 мм и пробоин на деталях, менее нагруженных, можно ограничиться лишь зачисткой поверхности вокруг дефектов на ширину 25-30 мм и разделкой неглубокой канавки вдоль трещины. Поверхность вокруг дефекта должна быть зачищена до металлического блеска. Для повышения прочности сцепления эпоксидной композиции с металлом на зачищенной поверхности создают шероховатость (например, путем нанесения зубилом насечек, или нанесения рисок крупной абразивной шкуркой).
После зачистки поверхность вокруг трещин и пробоин необходимо обезжирить растворителем и выдержать в течение 5-8 мин до испарения. Белая ткань (ветошь) после протирки обезжиренной поверхности должна оставаться чистой.
Композицию наносят металлическим или деревянным шпателем. Первый слой композиции следует тщательно втереть в поверхность детали. При заделке небольших трещин сначала заполняют канавку, затем образуют вокруг нее валик шириной 20-25 мм и высотой 2-3 мм. При герметизации сварного шва размеры валика должны быть такими же.
Для повышения прочности сцепления эпоксидной композиции с металлом при заделке небольших трещин, не подвергшихся заварке, эпоксидную композицию полезно армировать стеклотканевой лентой, толщиной 0,1-0,3 мм. При заделке небольшой пробоины стекло-тканевая заплата накладывается в несколько слоев. Первый слой заплаты должен перекрывать кромки пробоины на 10-15 мм, последующие слои заплаты должны перекрывать каждый предыдущий на 5-10 мм.
Эпоксидная композиция отверждается при комнатной температуре. Если для отверждения композиции применен отвердитель полиэтиленполиамин, то время достижения наибольшей прочности соединения составляет 24-28 ч, а в случае применения отвердителя АФ-2 — 8-10 ч.
Процесс отверждения можно ускорить подогревом детали. Наиболее эффективным является смешанное отверждение композиции, при котором сначала деталь выдерживают при комнатной температуре в течение нескольких часов (до «схватывания» композиции), затем в камере при температуре 40-60°С. При этом процесс отверждения ускоряется в 2 раза.
Восстановленные при помощи эпоксидных композиций детали в большинстве случаев не требуют механической обработки.
Вопрос: Технология ремонта дисков муфт сцепления и тормозных колодок приклеиванием фрикционных накладок.
Преимущества:
-увеличивается поверхность трения
-наибольшее полное использование накладки
Применяют клей ВС-10Т; БФТ-52
Технология склеивания:
1.Зачистка диска/колодки до металлического блеска
2.Обезжирить диск и накладку ацетоном или бензином
3.Просушить при температуре 18-20 С в течении 20 минут.
4.Нанести на поверхности клей (толщина клеевого шва 0,1-0,2 мм)
5.Выдержать детали с клеем на воздухе не менее 5 минут
6.После этого укладывают накладки на диск, поместив диск в приспособление, затягивают гайку так, чтобы в месте соединения накладок с диском удельное давление составляло 0,2...0,4 М Па.
7.Приспособление с диском помещают в электрическую печь. Доведя температуру нагрева до140 С, в течении 40 минут
8.Охладить диски с накладками сначала вместе с печью до 70-100 С, а затем на воздухе.