Закрепление звука в чистоговорках.
- Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и держим курс домой.
· Ра-ра-ра – из окна видна труба.
· Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
· Ры-ры-ры – обошли мы все миры.
· Ро-ро-ро – мы плывем домой давно.
Итог.
- С каким звуком мы сегодня работали? (анализ артикуляции, характеристика, заключительное проговаривание)
- Что делали? (Путешествовали по морю.)
- Что было интересным? (ответы детей)
- Что было трудно, легко? (ответы детей)
Оценка работы с положительной направленностью.
- Ты очень хорошо сегодня занималась(ся), молодец!
Тема: Фонема [С] и «семантическое поле» слова «СНЕГ».
Речевое развитие.
Подготовительная к школе группа.
Форма организации. Подгрупповая (3 человека).
Мокшина О.И.
учитель – логопед МБОУ
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева»
/дошкольные группы/
Цель. Формировать правильное произношения звука С у детей через расширение лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательная. Расширение «семантического поля», развитие валентности слов.
Коррекционные.
· Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, через формирование «семантического поля» слова «СНЕГ».
· Развитие фонематического слуха.
· Развитие функции словоизменения.
Воспитательная.
Знакомство с явлениями природы. Воспитание любви к природе.
Оборудование. Проектор, презентация,
План логопедического занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы.
III. Основная часть.
1. Анализ артикуляции звука [С].
2. Автоматизация звука [С] в слогах.
3. Автоматизация звука [С], через формирование «семантического поля» слова СНЕГ.
а). Выделение главного слова.
б). Игра «Определи место звука в словах».
в). Подбор однокоренных слов.
г). Развитие функции словоизменения (игры
«Сосчитай до 5», «Закончи предложение словом СНЕГ», «Скажи, что делает?», «Скажи какой?».
IV. Подведение итогов занятия.
Ход НОД.
I. Организационный момент.
Логопед:
Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем его.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Догадались от кого письмо?
Дети:
От снеговика.
Логопед:
Какой звук чаще других встречался в этом стихотворении?
Дети: звук [С].
II. Объявление темы.
Логопед:
Снеговик, приглашает вас на прогулку. Мы отправляемся гулять и при этом продолжим учиться правильно проговаривать звук [С].
Давайте вспомним, как образуется звук [С].
III. Основная часть
1. Анализ артикуляции звука по плану.
Язык опускаем вниз, зубки «заборчиком», воздух выходит холодный, воздуху мешают выйти свободно язычок и зубки. Звук
глухой, согласный, твердый. Давайте подуем как зимний холодный ветерок. Звук [С] любимый звук снеговика.
2. Автоматизация звука [С] в слогах.
Логопед:
Ребята, смотрите, снег пошёл. Давайте поймаем снежинки, но ловить будем тогда, когда услышим звук [С] (хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [С]).
Всюду снег, в снегу дома, принесла его зима.
К нам спешила поскорей, привезла нам снегирей.
Смотрите, сколько снега. Давайте, слепим снежки. А теперь бросим подальше снежок:
СНА…
СНО…
СНУ…
СНЫ…
3. Автоматизация звука [С], через формирование «семантического поля» слова СНЕГ.
а). Выделение главного слова.
Логопед:
Отгадайте загадку
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю спустилось.
Дети:
Снег.
Логопед:
Объясните, что такое снег?
Снег – твёрдые осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок — снежных (ледяных) кристаллов, очень разнообразных по форме.
А снег всё идет, посмотрите какие сугробы. На что похожи эти сугробы?
Дети:
На самокат, на сапоги, на кактус, на самолет.
б). ← назад вперед →
Определение места звука [С] в словах.
Логопед:
А под каким из этих сугробов прячутся предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, середине или конце слова? Спрячь картинку под нужный сугроб.
Слова: санки, скамейка, весы, миска, автобус и т. д.
Дети:
Раскладывают картинки.
в). Подбор однокоренных слов.
Логопед:
Посмотрите, какая грустная снежинка прилетела. Как вы думаете, почему?
Дети:
Она грустная потому, что у неё лучиков мало.
Логопед:
Ребята, нужно вспомнить снежные слова, тогда снежинка станет снова лучистой и узорной. Поможет нам в этом стихотворение. Ваша задача добавлять подходящие слова, все эти слова связаны со словом снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …(снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые…(снежинки).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка… (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил снег.
Логопед:
Давайте, глядя на лучики снежинки, ещё раз назовём все снежные слова.
Все эти слова – слова – родственники.
Дети:
Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, Снегурка, снегири.
г). Развитие функции словоизменения.
Логопед:
Давайте теперь сосчитаем всех снеговиков.
Дети:
1 снеговик, 2 снеговика, 3 снеговика, 4 снеговика, 5 снеговиков.
Логопед:
Закончите строчки, словом СНЕГ.
С неба падает…
Мы слепили снежки из ….
Мы оставили следы на …
Мы любовались…
Слова, обозначающие действия предметов.
Логопед:
Ребята, снеговику нравится всё, что связано со снегом.
Давайте с помощью пиктограмм придумаем много слов про то, что делает снег?
Дети: Идет, падает, ложится, тает, кружится.
Логопед:
Давайте с помощью пиктограмм придумаем много слов про то, какой снег?
Дети:
Холодный, мягкий, пушистый, талый, белый, грязный.
Логопед:
Хорошо мы погуляли, пора возвращаться.
IV. Итог занятия.
Какой звук помогал нам сегодня?
Дети: Звук [С].
Логопед:
Что вам понравилось во время прогулки? Какие снежные слова вы запомнили? Анализ и самоанализ работы детей на занятии.