Упражнение: «Звуковые дорожки»

- Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо.

- А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко.

- Молодец!

Развитие фонематического слуха.

Игра: «Поймай звук!»

- Закрой глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [р]: р, л, ш, ж, р, р, л, щ, р.

- Отлично!

Игра: «Подними руку!»

- Подними правую руку, когда услышишь слог со звуком [р]: ра, ла, ор, мы, ру, ир.

Закрепление звука в слогах.

- Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками.

Упражнение: «Пальчики здороваются» (каждый палец поочередно дотрагивается до большого пальца)

Правая рука: ар-ор-ур-ыр, левая рука: ра-ро-ру-ры

- Молодец!

10. Физкультминутка: «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница! (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. - опустить вниз, затем хлопок)

Рыбка спинку изогнула, (прогиб в спине)

Крошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок)

Рыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

Развитие фонематического слуха.

Игра: «Слушай внимательно, выполняй старательно!»

- Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба.

- Молодец!

Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.

Игра: «Зоркий глаз»(карточки на прищепках)

- Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Отцепи только те картинки, в названии которых есть звук [р].

- Назови картинки, которые находятся над.., справа.., слева.., между…

- Разложи картинки по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова).

- Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем плывет кит. Он просит нас отгадать загадку:

Обо мне говорят, будто пячусь я назад.

Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.]

- Верно. Молодец!

Звуковой анализ слова.

- Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак».

- Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.)

- Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д.

Зрительная гимнастика.

- Пора сделать отдых для глаз.

Упражнение: «Веселые мотыльки» -часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5).

-Упражнение: «Витаминки» - сильно-сильно зажмурить глазки, а затем широко открыть.

Развитие фонематического слуха.

- Плывем дальше, посмотри с нами хотят поиграть дельфины.

Игра: «Звуковой куб»

-Вращай куб и называй картинки, изображенные на нем; определи, где находится звук [р] в словах, в начале, середине или в конце слова.

- Молодец!

Закрепление звука в словах.

- Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.) Пират приготовил для нас задания.

«Зашумленные картинки»

- Назови спрятанные предметы (рыба, морковь, телевизор).

«Волшебный мешочек»

- Угадай на ощупь предмет и назови его (ракушка, водоросли, рыба).

Закрепление звука в предложениях.

Игра: «Исправь ошибку»

- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)

- Назови слова в предложении со звуком [р]. (рыбаки, червяков)

- Сколько всего слов в предложении? (Три.)

Составь схему предложения.

- Хорошо.

Развитие мелкой моторики.

- Расскажем про команду на нашем корабле.

Пальчиковая гимнастика: «Команда корабля»

(одновременное поочередное круговое вращение пальцев рук)

Почему же наш большой крутит, вертит головой?

Он на судне капитан – изучает океан.

Палец указательныйумный и внимательный.

Занят делом постоянно. Он помощник капитана.

Средний пальчик наш – матрос, мачту он на борт принес.

Чтоб он весел был в пути, надо пальцем покрутить.

Безымянный палец – кок, он испек большой пирог.

Поперчил и посолил, и вокруг него ходил.

Наш мизинец – это юнга. Он сейчас прямой, как струнка.

Юнга трудится весь день – нам крутить его не лень.

Закрепление звука в тексте.

- Расскажем скороговорку:

· Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

- Умница!

Наши рекомендации