Индивидуальной логопедической

непосредственной образовательной деятельности

На тему: «Морское путешествие»

(автоматизация звука [Р])

Возрастная группа: подготовительная к школе

Маленьких А.С.

Учитель-логопед МКДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 35 «Малышок»

г. Шадринск

Цели:

· образовательные: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте;

· коррекционные: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос и дыхание, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление;

· воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям и любовь к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:аудиозапись «Шум моря», игрушки: рыбка, кораблик, большое зеркало, карточки по артикуляционной гимнастике, ватный шарик, артикуляционный профиль звука, карточки для характеристики звука, пособия: «Звуковые дорожки», «Звуковой куб», «Зашумленные картинки», «Волшебный мешочек», предметные картинки: чайка, обезьянка, горы, кит, рак, дельфины, ракушки, пират, предметные картинки со звуком «р», прищепки.

Литература:

1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Борисова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. [Текст] / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 64с.

Ход:

Организационный момент.

(Прослушивание аудиозаписи «Шум моря»)

- Послушай внимательно и отгадай, что это? - [Это шумит море.]

- Верно. Сегодня к нам в гости приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].

Артикуляционная гимнастика.

- К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам.

1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10).

2. «Покусаем язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. (Покусывать широкий кончик языка, середину, произнося: «та-та-та».)

3. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад.

4. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

5. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10).

6. «Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. (Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.)

7. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами (по бугорочкам), быстро и отчетливо произнося: «д-д-д».

- Хорошо. Молодец!

Упражнение на дыхание: «Фокус».

- Для того чтобы воздушная струя была сильной, выполним упражнение «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа. (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.)

- Умница!

Упражнение «Заведи мотор».

- Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р».

- Отлично!

5. Анализ артикуляции.(по артикуляционному профилю звука)

- Чтобы наш корабль не сбился с пути.

- Давай вспомним, что мы делаем, когда произносим звук [р]:

- Рот открыт или закрыт? [Открыт.]

- Губы раскрыты или закрыты? [Раскрыты.]

- Зубы вместе или расставлены? [Расставлены].

- Что делает язычок? [Кончик языка касается бугорков за верхними зубами и дрожит].

- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам или нет? [Прижаты.]

- Воздушная струя сильная или слабая? [Сильная.]

- Голосовые связки работают или отдыхают? [Работают.]

- Молодчинка!

6. Характеристика звука.(по карточкам-подсказкам)

- Дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку.

- Согласный или гласный? [Согласный.]

- Почему? [Есть преграда.]

- Что является преградой? [Язык и зубы.]

- Он твердый или мягкий? [Твердый.]

- Звонкий или глухой? [Звонкий.]

- Почему? [Есть голос.]

- Правильно. Молодец!

Произношение изолированного звука.

- Выходим в открытое море.

Наши рекомендации