Индивидуальной логопедической
непосредственной образовательной деятельности
На тему: «Морское путешествие»
(автоматизация звука [Р])
Возрастная группа: подготовительная к школе
Маленьких А.С.
Учитель-логопед МКДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 35 «Малышок»
г. Шадринск
Цели:
· образовательные: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте;
· коррекционные: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос и дыхание, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление;
· воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям и любовь к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:аудиозапись «Шум моря», игрушки: рыбка, кораблик, большое зеркало, карточки по артикуляционной гимнастике, ватный шарик, артикуляционный профиль звука, карточки для характеристики звука, пособия: «Звуковые дорожки», «Звуковой куб», «Зашумленные картинки», «Волшебный мешочек», предметные картинки: чайка, обезьянка, горы, кит, рак, дельфины, ракушки, пират, предметные картинки со звуком «р», прищепки.
Литература:
1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Борисова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. [Текст] / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 64с.
Ход:
Организационный момент.
(Прослушивание аудиозаписи «Шум моря»)
- Послушай внимательно и отгадай, что это? - [Это шумит море.]
- Верно. Сегодня к нам в гости приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].
Артикуляционная гимнастика.
- К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам.
1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10).
2. «Покусаем язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. (Покусывать широкий кончик языка, середину, произнося: «та-та-та».)
3. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад.
4. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.
5. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10).
6. «Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. (Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.)
7. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами (по бугорочкам), быстро и отчетливо произнося: «д-д-д».
- Хорошо. Молодец!
Упражнение на дыхание: «Фокус».
- Для того чтобы воздушная струя была сильной, выполним упражнение «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа. (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.)
- Умница!
Упражнение «Заведи мотор».
- Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р».
- Отлично!
5. Анализ артикуляции.(по артикуляционному профилю звука)
- Чтобы наш корабль не сбился с пути.
- Давай вспомним, что мы делаем, когда произносим звук [р]:
- Рот открыт или закрыт? [Открыт.]
- Губы раскрыты или закрыты? [Раскрыты.]
- Зубы вместе или расставлены? [Расставлены].
- Что делает язычок? [Кончик языка касается бугорков за верхними зубами и дрожит].
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам или нет? [Прижаты.]
- Воздушная струя сильная или слабая? [Сильная.]
- Голосовые связки работают или отдыхают? [Работают.]
- Молодчинка!
6. Характеристика звука.(по карточкам-подсказкам)
- Дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку.
- Согласный или гласный? [Согласный.]
- Почему? [Есть преграда.]
- Что является преградой? [Язык и зубы.]
- Он твердый или мягкий? [Твердый.]
- Звонкий или глухой? [Звонкий.]
- Почему? [Есть голос.]
- Правильно. Молодец!
Произношение изолированного звука.
- Выходим в открытое море.