По теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)

Гусейнова Л.Н.

воспитатель Муниципального автономного ДОУ

«Детский сад «Алёнушка»

п. Сосновка, Белоярский район

Цель:Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.

Задачи:

· Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

· Обогащение представления детей об образе диких животных (лисицы).

· Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

· Активизация и обогащение словарного запаса.

Методические приемы:

ñ Словесные — Чтение произведения, беседа, пересказ;

ñ Наглядные — рассматривание сюжетных картинок, графических схем;

ñ Практические — дидактическая игра "Угадай, кто позвал?", подвижная игра "Лиса и мыши", сюрпризный момент;

Предварительная работа:

· Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

· Знакомство с графическими схемами.

· Продуктивные виды деятельности по теме: "Лиса".

Оборудование:

Предметные картинки диких и домашних животных (волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь); серия сюжетных картин, схемы для графического плана, костюм лисички, угощение детям.

Ход занятия

Организационный момент. Развитие зрительного внимания памяти, мышления.

В: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, закройте глазки и послушайте.

(звучат звуки леса)

Как вы думаете, куда мы с вами попали?

Д: В лес!

В: Правильно, мы попали в лес. А каким может быть лес?

Д: Густой, темный, сосновый, загадочный.

В: Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а волшебный, в этом сундучке находятся картинки. Давайте посмотрим, какие картинки он нам приготовил.

(воспитатель достает картинки с изображением животных)

На доске предметные картинки диких домашних животных: волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь

Педагог:Посмотрите на доску и назовите, каких диких животных вы видите.

-Как вы считаете, а какие из них лишние и почему? (свинья- это домашнее животное.)

Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.

-Ой, ребята, к нам кто-то спешит!

Сюрпризный момент- в гости приходит ребенок из старшей группы, переодетый в лисицу.

- Кто это? (Лисица)

Лисица:Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая я красивая, какой у меня хвостик пушистый, у меня ушки на макушке! Я лиса- краса. В сказках меня называют лисой Патрикеевной. А еще я бываю лисичка-охотница. Как вы думаете, за кем я охочусь? (за птичками, за мышками)

-Правильно. Зимой я мышкую- ловлю мышей.

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

- Послушайте рассказ "Лиса", который написал Евгений Чарушин.

По ходу чтения педагог выставляет картинки.

Лисичка зимой мышкует- мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице.

Словарная работа.

- Ребята, вы догадались, что означает "мышкует"?

Если дети затрудняются педагог объясняет, что "мышкует" означает ловить мышей.

-А что значит "кинется"? (Быстро побежит)

В случае затруднения педагог объясняет детям семантику слов.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Дети отвечают полным предложением.

-Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой ловит мышей.)

-Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)

-Зачем она встает? (Чтобы подальше было видно.)

-Что она слушает и смотрит? (Она смотрит и слушает, где пискнет, где шевельнется мышь.)

-Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и кинется.)

-Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей зубами.)

6. Подвижная игра "Лиса и мыши". Развитие общих речевых навыков, общей моторики, ловкости.

Лисичка (переодетый ребенок) встает и слушает. Дети- мышки садятся на корточки и потихоньку "пищат". По сигналу бубна дети бегут к стульчикам, а лисичка их пытается поймать.

7. Дидактическая игра "Угадай, кто позвал". Различие по тембру максимально сокращенных звукокомплексов.

Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу "пи-пи" определяет, кто его позвал. Зовет водящего тот ребенок, на которого указывает педагог.

Наши рекомендации