По теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)
Гусейнова Л.Н.
воспитатель Муниципального автономного ДОУ
«Детский сад «Алёнушка»
п. Сосновка, Белоярский район
Цель:Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.
Задачи:
· Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
· Обогащение представления детей об образе диких животных (лисицы).
· Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
· Активизация и обогащение словарного запаса.
Методические приемы:
ñ Словесные — Чтение произведения, беседа, пересказ;
ñ Наглядные — рассматривание сюжетных картинок, графических схем;
ñ Практические — дидактическая игра "Угадай, кто позвал?", подвижная игра "Лиса и мыши", сюрпризный момент;
Предварительная работа:
· Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
· Знакомство с графическими схемами.
· Продуктивные виды деятельности по теме: "Лиса".
Оборудование:
Предметные картинки диких и домашних животных (волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь); серия сюжетных картин, схемы для графического плана, костюм лисички, угощение детям.
Ход занятия
Организационный момент. Развитие зрительного внимания памяти, мышления.
В: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, закройте глазки и послушайте.
(звучат звуки леса)
Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Д: В лес!
В: Правильно, мы попали в лес. А каким может быть лес?
Д: Густой, темный, сосновый, загадочный.
В: Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а волшебный, в этом сундучке находятся картинки. Давайте посмотрим, какие картинки он нам приготовил.
(воспитатель достает картинки с изображением животных)
На доске предметные картинки диких домашних животных: волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь
Педагог:Посмотрите на доску и назовите, каких диких животных вы видите.
-Как вы считаете, а какие из них лишние и почему? (свинья- это домашнее животное.)
Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.
-Ой, ребята, к нам кто-то спешит!
Сюрпризный момент- в гости приходит ребенок из старшей группы, переодетый в лисицу.
- Кто это? (Лисица)
Лисица:Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая я красивая, какой у меня хвостик пушистый, у меня ушки на макушке! Я лиса- краса. В сказках меня называют лисой Патрикеевной. А еще я бываю лисичка-охотница. Как вы думаете, за кем я охочусь? (за птичками, за мышками)
-Правильно. Зимой я мышкую- ловлю мышей.
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
- Послушайте рассказ "Лиса", который написал Евгений Чарушин.
По ходу чтения педагог выставляет картинки.
Лисичка зимой мышкует- мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице.
Словарная работа.
- Ребята, вы догадались, что означает "мышкует"?
Если дети затрудняются педагог объясняет, что "мышкует" означает ловить мышей.
-А что значит "кинется"? (Быстро побежит)
В случае затруднения педагог объясняет детям семантику слов.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением.
-Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой ловит мышей.)
-Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)
-Зачем она встает? (Чтобы подальше было видно.)
-Что она слушает и смотрит? (Она смотрит и слушает, где пискнет, где шевельнется мышь.)
-Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и кинется.)
-Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей зубами.)
6. Подвижная игра "Лиса и мыши". Развитие общих речевых навыков, общей моторики, ловкости.
Лисичка (переодетый ребенок) встает и слушает. Дети- мышки садятся на корточки и потихоньку "пищат". По сигналу бубна дети бегут к стульчикам, а лисичка их пытается поймать.
7. Дидактическая игра "Угадай, кто позвал". Различие по тембру максимально сокращенных звукокомплексов.
Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу "пи-пи" определяет, кто его позвал. Зовет водящего тот ребенок, на которого указывает педагог.