Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, ринолалии, дизартрии, нарушений голоса

Упражнения и игры для коррекции диелалии

Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и формирование звука, автоматизация и дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи).

В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.

Игры для развития слухового внимания

«Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)

Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки.

Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1—2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3—6 убегают на свои места.

Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

«Счем будем играть?». (Автор Е. Соковнина1.) Задачи: слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уверенно.

В зале вдоль стен на стульях лежат атрибуты по количеству детей. У одной стены — рули, у другой — цветные платочки, у третьей — цветные флажки в широкой низкой вазе, у четвертой — дети, они слушают музыку. Если исполняется плясовая музыка, подходят к стульям, берут платочки и пляшут в свободном построении, с окончанием музыки кладут платочки на место. Если исполняется марш, берут флажки и, подняв их, маршируют друг за другом. Если исполняется мелодия «Автомобиль», берут рули и двигаются топочущим шагом друг за другом.

Игры на развитие речевого слуха

«Слушай и выполняй». (Музыка Т. Ломовой.) Девочкам дают куклы, мальчикам — музыкальные инструменты: бубны, погремушки, балалайки и пр. Звучит мелодия «Прогулка». Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места

В этом случае используются пьесы: Л. Шульгина «Марш». М. Раухвергер «Автомобиль» и любая плясовая мелодия. Музыкальные произведения исполняются произвольно, и определенной последовательности.

(у боковой стены комнаты). Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вместе с педагогом поют колыбельную и покачивают кукол:

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

Ты закрой, закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

Звучит мелодия «Музыканты», и дети идут бодрым шагом, ударяя в бубны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, мальчики садятся на свои места. Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию. Музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на середину зала, танцуют. Такты 1—4: девочки приседают, ударяют кукол ножками об пол: «Топ-топ, топ-топ». Такты 5—8: поднимают кукол и легко кружатся с ними. По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще раз. Звучит другая мелодия, например полька.

Игры на развитие фонематического слуха

«Прогоним курицу». (Чешская народная песня в обработке Аи. Александрова, текст В. Викторова.)

Дети сидят на корточках, поют песню, на каждую четверть слегка приседают и руками показывают, как курица клюет. Один ребенок стоит в стороне, слушая пение детей и ожидая сигнала педагога. На сигнал «кш!» все разбегаются, а стоящий в стороне ловит их. Текст:

Ко-ко, курочка.

ко-ко, черная. ?

Я на эту грядку

Не пущу хохлатку.

Мы прогоним курицу

Со двора на улицу. КШ!

«Шмели и жуки».

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками.» «летят» на полянку. Пи сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны.

Игры на развитие артикуляционной моторики

Дудочка-дуда.

Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дудкой в руках. Дети неторопливо поют:

Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы вперед. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка больше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.

Лошадки. (Музыка М. Раухвергера.).

Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» —двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания

Цветы.

Дети стоят в кругу, руки опущены. Такты 1 —2: плавно поднимают правую руку, кисть слегка отстает (появляется первый весенний цветок, начинает расти ). Дети глазами следят за ростом цветка: вдох, рука опускается — выдох. Такты 3—4: плавно поднимают левую руку (начинает расти второй цветок): вдох, рука опускается — выход. Такт 5-й: плавно отводят в сторону правую руку (раскрывается бутон первого цветка): вдох, рука опускается — выдох. Такт 6: плавно отводят в сторону левую руку (раскрывается второй цветок): вдох, рука опускается — выдох. Такты 7—8: поднимают плавно руки, тянутся вверх (цветы потянулись к солнцу): вдох, руки опускают вдоль туловища — выдох. Такты 9—16: начинают слегка раскачивать руки вправо-влево, затем сильнее, вместе с корпусом (сначала дует ветерок, потом налетает сильный ветер). Одновременно, вытянув губы вперед, имитируют дуновение ветра. Такты 17—18: руки плавно опускаются (цветы наклонились к земле).

Упражнения с цветами. («Вальс». Музыка А. Жилина.)

Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. Такты 1 —8: слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 9— 16 (повторение): дети поворачиваются направо или налево и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают, делают выдох.

Игра на развитие речевого дыхания

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.

Сидит Коля на лугу,

Он играет во дуду,

Хорошо дуда играет.

Выговаривает.

Выходите-ка па луг.

На зеленый луг гулять.

На зеленый луг гулять

Да под дудку плясать.

Куры, гуси да индюшки (1/21/3 1/41/5)

Закусили лебедой, (1/2 1/3 1/4 1/5)

Наклевалися петрушки, (1/21/3 1/41/5)

Побежали за водой. (1/2 1/3 1/4 1/5 )

То же левой рукой, затем двумя руками вместе.

Игры на развитие голоса

«Ay, ay».

Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!»

Угадай, где я стою.

Ты найди меня, найди!

Здесь я, где-то на пути.

Где я, где — реши скорей!

Иль левее, иль правей.

Повнимательнее будь.

Все облазить не забудь.

«Курочки и петушок».

1. «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-руками, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «курочек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показывают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек.

При повторении игры выбирается другой «петушок».

2. «Курочки»:

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюёт,

К себе курочек зовет.

«Петух» проходит круг, останавливается и говорит:

Вы пеструшечки,

Вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех.

Разделю орех на всех:

По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

Дальше игра продолжается, как в первом варианте. Игру можно провести с музыкальным сопровождением.

«Гуси, вы гуси».

Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог(или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» — «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Дети: Пае вы бывали, кого вы видали?

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

На этапе формирования звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игрушку» и т.д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттенки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основныхдвижений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков. пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены.

Подвижные игры для детей с нарушениями звукопроизношения

«Швейная машина».

Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — движения иголки. Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».

«Прячем мишку».

Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую музыку дети его ищут. Кто найдет, тот водящий.

«Ходьба по мостику».

Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5— 10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, за ритмом ходьбы.

«Маленькие ножки бежали по дорожке».

Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги. Обращает внимание на то, что ноги у них маленькие, и несколько раз повторяет: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Педагог под музыку говорит шуточные припевки в быстром и замедленном темпе, вызывая удетей то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения ног.

В процессе автоматизации звуков на логоритмических занятиях осуществляется развитие артикуляции, дикции, интонационной выразительности и т.д. (всей просодии), в сочетании с различными движениями.

Игры и упражнения на развитие артикуляции

«Эхо».

Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

«Поезд с арбузами».

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».

«Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

«Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.

«Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

Игры на развитие фонематического слуха

«Кто внимательный?»

Дети идут по кругу под музыку, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши выделяют нужный звук. При выделении нужного слога дети хлопают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других слов дети приседают.

Игры на развитие дикции и закрепления звуков

«Трубочист».

Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в локтях, сжимают кисти в кулак и е силой опускают руки вниз.

«Болото».

Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки», — стоят в кругу. Посередине «болото». «Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бережку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите». Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото». По окончании пения «журавли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не успели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.

На этапе дифференциации звуков полезна игра-драматизация с музыкальным сопровождением и без него. Текст игры насыщается различаемыми звуками. Представление персонажей обогащает просодию речи.

В процессе логоритмической работы у детей с дислалией нормализуются общая моторика, речевое и произвольное поведение в деятельности (игровой, учебной, в общении).

Логопед включает речевой материал с оппозиционными звуками.

Музыкально-ритмические занятия с людьми, страдающими ринолалией

Цель и задачи логоритмики — развивать мимику лица, а также общую моторику — тонус движений, координацию, переключаемость; подвижность нёбной занавески; речевую моторику; преодолевать назализацию.

Для развития мимики лица используются известные ситуации: «Мы едим лимон», «Сладкое варенье», «Горький перец», «Долгожданный подарок», «Кукла заболела», «Мама пришла», «Хочу мороженого» и' т.д. Используются подвижные игры с соответствующим текстом.

«Мы веселые ребята».

Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15—20 шагов друг от друга (здесь находится водящий). За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!»: Со смехом дети перебегают за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья, отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания (поддувают пушинки, листики и т. д). После 3—4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.

Игры на развитие общей моторики

«Не сбивай, и поймай».

Дети должны преодолеть несколько препятствий (скакалки). Одна скакалка протянута на высоте 60 см от пола, другая — в 1 м от нее, на высоте 40 см от пола, через I м — следующая скакалка на высоте 5 см. Под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой «мишки», т.е. на полусогнутых ногах, расставив и округлив руки; второе проползают «мышкой», т.е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают «лягушкой», т.е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный логопедом, и отойти с ним в сторону. Когда все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда: «Играйте!» начинают играть в мяч или обруч.

Для активизации нёбной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением. Текст песен должен быть насыщен гласными звуками. Во время пения необходимо следить за дыханием, дикцией, за широко открытым ртом. Пение нормализует звукообразование, дыхание, выразительность, слитность звучания. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях.

Дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются , дают гудок: «у-у-у!» Или логопед показывает различные картинки, дети восклицаниями реагируют на них, например, видят круглый красный помидор и припевают: «о-о-ох» Ходят по лесу и перекликаются: «Ау-Ау-Ау!» Изображают плачущую девочку: «Уа-Уа-Уа!» Звукоподражаниями изображают волка: «У!», ослика: «Иа!», собачку: «Ав!», кошку: «Мяу!» и т.д. Полезно сочетать пропевание с движениями. Например, дети (взрослые) стоят, ноги на ширине плеч, хлопают в ладоши перед собой, над головой с поворотом туловища — направо, налево. Повторяют 4—6 раз, с хлопком произносят: «Хлоп-хлоп » — « Комарика хлоп-хлоп, а то сядет на лоб. Слева хлопнем комара, справа хлопнем комара».

«Сгибание и разгибание туловища».

Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)

Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся так, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие,. Занятие начинается с музыки марша. Дети шагают: голова поднята, плечи развернуты, смотрят вперед, энергично взмахивают руками. Логопед следит за осанкой детей.

По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи.

«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).

Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» —дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.

«Поезд».

Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов — руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.

«Гуси».

Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

«Самолеты».

Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).

Артикуляторные упражнения для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся так же, как с людьми, имеющими функциональные дислалии. По совету логопеда музыкальный руководитель включает в свое занятие подготовительные артикуляционные упражнения и постановочные, необходимые для формирования определенного артикуляторного уклада.

Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией

Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений {зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи комплекса следующие:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной деятельности).

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Для детей с дизартрией любого генеза в данном комплексе большое значение имеет лечебная физкультура. Ее применяют в следующих целях:

а) повышение общего тонуса организма;

б) предупреждение укорочения мышц и сохранение нормальной подвижности в суставах;

в) восстановление объема, силы и качества движений;

г) борьба с повышенным тонусом, с контрактурами, уменьшение ригидности мышц и синкинезий;

д) восстановление правильной содружественной деятельности ослабленных и здоровых мышц;

е) развитие жизненно необходимых навыков;

ж) преодоление деформаций конечностей и позвоночника.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности больного и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и таким образом устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные. В лечебной гимнастике обязательно сочетают упражнения для паретичных конечностей с общеукрепляющими упражнениями. Это необходимо для лучшей координации движений и выравнивания мышечного тонуса. Кроме того, физические упражнения оказывают реперкуссивное (отраженное) влияние: регулярно включая здоровые конечности и корпус в процесс упражнения, можно быстрее перевоспитать весь нервно-мышечный аппарат. Каждое занятие лечебной гимнастикой следует начинать с упражнений для здоровых мышечных групп. Специальные упражнения для паретичных конечностей применяются во время процедуры много раз, их чередуют с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Активные упражнения преобладают в лечебной гимнастике, но они обязательно дополняются пассивными движениями. При выполнении активных и пассивных упражнений необходимо добиваться возможно большей амплитуды движений. Как пассивные, так и активные упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Темп и объем движений должны находиться в обратной зависимости от степени мышечной ригидности. Для ее снижения рекомендуется применять облегченные исходные положения, ограничивать темп и амплитуду движений, использовать пассивные движения, потряхивание и поглаживание мышц, упражнения на расслабление и др. При проведении лечебной гимнастики целесообразно использовать элементы психотерапии.

Рекомендуется применять следующие компоненты лечебной гимнастики:

а) упражнения и приемы, включая массаж, направленные на расслабление отдельных мышечных групп;

б) приемы, направленные на развитие движений в суставах; в) активное напряжение отдельных мышц;

г) развитие координаторных взаимоотношений мышц антагонистов и целостных двигательных актов.

Лечебная физкультура проводится в течение всего периода роста и развития ребенка (до 14—15 лет) как для общего укрепления, так и для восстановления функций конечностей. Лечебную гимнастику и массаж (курсами) применяют систематически и настойчиво в течение многих лет, в зависимости от тяжести заболевания и успеха лечения.

Занятия лечебной гимнастикой следует проводить интересно, живо, в игровой форме. В лечебной физкультуре под играми понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами. К таким играм относятся игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур, выпиливание лобзиком и др. Посредством игр вносится разнообразие в режим пациентов и увеличивается интерес больных к двигательным занятиям, и в частности к лечебной физкультуре. Игры выводят больного из состояния психической подавленности, отвлекают его внимание от патологического процесса и порождаемых им отрицательных эмоций, содействуют мобилизации сил больного к выздоровлению.

Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм под мелодичную, ритмичную, не\ громкую музыку в медленном и среднем темпе.

«Прокати мяч с горки» (для детей 2—5 лет).

Дети скатывают мячи по наклонной доске. Один ребенок катит мяч сверху, а другой ловит его внизу. Затем они меняются местами.

«Зайка серый умывается» (для детей 3—7 лет). Один из играющих назначается «зайкой», остальные дети становятся вокруг него и вместе с педагогом проговаривают:

Он помоет также лапки.

Оботрет их чистой тряпкой,

Одевается.

Скок, скок —

В гости мчится со всех ног.

Зайка ходит в гости к людям

Мы с ним вместе мыться будем.

Зайка вымыл рот и уши.

Он хороший, он послушный.

«Зайка» выполняет все движения, дети за ним повторяют. Тот, к кому «зайка» пришел в гости, становится «зайкой». Игра оканчивается, когда сменится 5—6 «зайчиков».

Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в лечебной гимнастике выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений. Мимическая гимнастика строится на:

1) необходимости сочетания общих физических упражнений со специальными мимическими;

2) использовании естественных мимических движений. Гимнастика используется как основа физических упражнений, для тренировки мимической мускулатуры;

3) целесообразном одновременном выполнении упражнений одно именными мышцами лица;

4) необходимости менять активность выполнения, в зависимости от пареза мимических мышц: пассивные движения, активные движения, активные движения с помощью и сопротивлением;

5) целесообразном применении отдельных приемов артикуляторной гимнастики;

6) проведении индивидуально лечебной гимнастики по развитию мимических мышц лица 3—4 раза вдень. Старшие дети и взрослые занимаются самостоятельно по несколько раз вдень. Длительность процедуры лечебной гимнастики для детей — 12— 15 минут.

Пассивная гимнастика используется для усиления афферентных импульсаций, развития ослабленных движений, а также для растяжения укороченных мышц. Например: приподнимание и опускание надбровных дуг; опускание века; оттягивание мягкой части щеки; открывание рта; вытягивание языка; оттягивание щеки парализованной стороны с введением пальца в рот и др.

Активная гимнастика, в отличие от пассивной, способствует повышению проводимости нервов, снижению вазомоторных нарушений и улучшению трофики тканей, противодействует формированию контрактур. При выполнении активных упражнений больной также, как и при пассивной гимнастике, должен фиксировать ладонью здоровую половину лица, чтобы сосредоточить все внимание на упражнении мышц пораженной стороны. Например: приподнимание и опускание надбровной дуги; закрывание и открывание глаза; надувание щеки без сопротивления и с надавливанием на нее; складывание губ для всасывания воздуха и для свиста; высовывание языка; оскаливание зубов и др.

В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использовать следующие упражнения: поднимать брови вверх; наморщивать брови («хмуриться»); закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустив голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха -фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки «о-и»; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавать воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; произносить звуки «п» ,«в» ,«ф» ,«р»; высунуть языки сделать его узким; открыв рот, выдвигать язык впереди назад; открыв рот, двигать языком вправо и влево; выпячивать вперед губы; следить глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.

Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить на занятии между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры (после соллюкса, диатермии и др.), поглаживания мышц на пораженной стороне. Упражнения по лечебной гимнастике обязательно включаются в занятия по логоритмике.

Логоритмическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на три периода.

Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Упражнения и игры на воспитание статики движений

«Стоп, хоп, раз».

Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «стоп» останавливают-" ся и стоят в течение 3 секунд, затем 5—10; на сигнал «хоп» подпрыгивают; ка сигнал «раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении.'] Из игры выходит Тот, кто ошибется и кто неспокойно стоял на сигнал «стоп».!

«Борьба рук между собой».

Детям предлагается вытянуть руки вперед и сжать в кулак пальцы пра? вой руки. Кулак левой руки наложить на кулак правой. Начинается борьба рук: правая хочет подняться вверх, но левая не пускает, правая напрягается и постепенно поднимается все выше и доходит до точки над головой, теперь левая хочет опуститься, но правая, нижняя, сопротивляется и происходит обратная борьба. Затем руки расслабленно бросаются вдоль туловища.

«Пальма».

Одна рука поднята вверх и напряжена: «Растет стройная пальма. Она ? колышется под ветром и украшает оазис пустыни». «Увядают листья» (пальцы и кисть расслабляются и мягко свисают). «Увядают ветви» (рука свисает в локте, локоть еще напряжен), «и падает все дерево» (вся рука мягко! падает вниз). То же с другой рукой, с обеими сразу.

Упражнение для кистей рук.

Руки вытянуты вперед, поза фиксируется в течение 3—5 секунд, затем кисти рук загибаются вверх, ладони смотрят вперед вверх («Электричество зажглось»), кисти рук опускаются вниз («Электричество погасло»). Затем кисти рук совершают круговые движения наружу (вовнутрь) («Иллюминация зажглась, иллюминация горнт»).

Для развития общихдвижений рук, ног, туловища проводятся безречевые дидактические игры: собрать-разобрать пирамидку по кольцу, соблюдая величину колец, сначала под замедленную музыку, затем в более ускоренном темпе; разобрать-собрать матрешку, бочонки; игры со строительным материалом и т.п.

Игры на внимание (начиная с 2 лет).

«Ласковые слова».

Поставить ребенка между колен, ласково смотреть на него, гладить по голове, побуждая его внимательно слушать: «Я на Коленьку, на моего милого погляжу, про хорошего расскажу. Посмотрите, у Коленьки ясные глазки. Посмотрите, какой наш Коленька добрый, ласковый. А какой наш Коленька сильный и ловкий. А как мой дорогой замечательно поет: «ля-ля-ля». Педагог побуждает ребенка вместе с ним спеть «ля-ля-ля» и похлопать в ладоши.

«Умная головка».

Показать ребенку несколько картинок с изображениями действий: «Птичка клюет», «Птичка машет крылышками» и т.д. Затем педагог называет действие, а ребенок показывает его с помощью педагога. Каждый раз, когда ребенок правильно угадает, надо погладить его по головке и сказать: «Вот умница, вот умная головка».

«Ловкий малыш,».

Педагог протягивает ладони и просит кого-нибудь хлопнуть по ним. При попытке ребенка хлопнуть педагог убирает руки за спину и говорит про себя ребенку: «Никак! Вот какая ловкая!» Затем ребенок протягивает ладони и потом прячет их за спину, а педагог «делает промах», приговаривая: «Никак! Вот какой ловкий!» Затем роли меняются: педагог протягивает ладони ребенку и «не успевает» их спрятать. Педагог хвалит ребенка за ловкость.

«Сильный малыш».

Дети поочередно пытаются разнять сцепленные друг с другом кисти рук педагога, но не могут. Педагог: «Я очень сильная». Ребенок сцепляет кисти своих рук, а педагог не может их разнять. Педагог: «Ты очень сильный». Ребенок разнимает руки педагога, и тот хвалит его за силу.

Пассивная гимнастика.

«Птичка машет крылышками».

(На развитие внимания, ритмадвижения рук, продолжительности выдоха, звукоподражания).

Педагог встает позади ребенка, ноги ребенка — на ширине ступни {«лапки у птички»), руки ладонями прижаты к туловищу («Птичка прижала крылышки»).

Педагог поднимает руки ребенка и отводит их немного назад («Птичка подняла крылышки»).

Педагог берет ребенка за кисти и, помахивая ими, опускает его руки вниз. Опуская руки ребенка вниз, говорит: «Кви-кви-кви>.

Затем постепенно от пассивных движений можно переходить к активным. Педагог встает перед ребенком, выполняет перед ним знакомое задание, тем самым побуждая его к самостоятельному повторению движений и слов «кви-кви-кви».

«Птичка клюет зернышки».

На развитие внимания, ритман<

Наши рекомендации