Тип иптуита фантазера, артиста

— Вижу берег очарованный и очарованную даль. Афоризмы чрезмерностей отражают психологические акцентуации.

Синий цвет:

— Хочешь всем понравиться — проиграешь жизнь;

— Будешь сладкий — расклюют.

— Слишком добрый — значит, глуп.

Зеленый цвет:

— Не хвастай, что умный, — встретишь еще более умного. Желтый цвет:

— Поспешность уместна при ловле блох. Красный цвет:

афоризмы цветокоррекции

— Огонь и вода хорошие слуги, но плохие хозяева.

— Сон разума рождает чудовищ.

— Можешь делать — делай, не можешьсделать — оставь, не тратьэнергии.

— Опыт — суровый учитель.

— Каждому карма по силам.

— Бог уменьшит ветер стриженому ягненку.

— Целься в орла — попадешь в скалу.

— Надо возделывать свой сад (Вольтер).

— Надо выковывать дух (Блок).

— Надо укротить и облагородить инстинкт.

— Привычку не выкидывай сразу в окно, а проводи бережно по лестнице, как милого старого родственника. Восстановление покоя:

— Глупец — кто не наслаждается каждым днем жизни. Восстановление мудрости:

— Если у тебя нет друга, будь сам себе другом.

— Мудрость — увидеть предмет со всех сторон.

— Теория суха, мой друг, но зелено вечно живое дерево жизни.

— Если у тебя что-то не получается, сделай это по-другому (Гете).

Восстановление надежды:

— Смеющийся пройдет через железо. Восстановление энергии:

— Я проживу этот день так, как если бы он был последним.

— Буду властелином своих чувств.

— Я сам делаю себе погоду, ведь она —. во мне.

Ищите шедевры афористики, используйте мудрость гениев.

Живопись глазами арттерапевта

(цветовыбор в зеркале пред почтения.

шедевров живописи)

Живопись — это искусство с помощью видимого сказать о невидимом (Фромантен).

Одна картина лучше, чем десять тысяч слов (китайская поговорка)

Высоким художественным примером к нашей теме «Цвет и ше­девры искусства» могут стать строки Шпенглера из книги «Закат Европы» о восприятии цвета в искусстве разных эпох:

«Желтый и красный цвета, тона, преобладающие в античной

цивилизации, — это краски переднего плана, цвета материи,

толпы, детей.

113

Красный — цвет сексуальности, языка крови. Они соответству­ют звучанию медных труб.

Синий и зеленый цвета — краски неба, равнины и моря. Они отрицают телесность, глубоко музыкальны, связаны с воздуш­ной перспективой. Синий цвет влечет вдаль, связан с нереаль­ным. Это цвета европейской фаустовской цивилизации, цвета одиночества. Они появляются в масляной живописи, с нара­стающей силой появляются у Леонардо, голландцев, великих французов. Можно сравнить голубоватую зелень Ватто и бельканто Моцарта.

Коричневый цвет — самый нереальный, его нет в природе, появ­ляется у Джорджоне,звучащий коричневый цвет лучше всего понимал Рембрандт. Его загадочный коричневый тон — цвет души, музыки Бетховена для струнных, коричневое золото му­зыки Брукнера».

В течение десятилетий я собирал репродукции живописи. Лучшие из них я отобрал, и стал предлагать сотням людей выбрать наиболее желанные. Проходили недели, месяцы и годы сеансов арттерапии.

Оказалось, что одни картины выбирались часто, а другие — не менее прекрасные произведения - почему-то не оказались желан­ными, такие картины изымались из работы.

Результат этого длительного сурового отбора — около пятиде­сяти репродукций. Все они могут считаться шедеврами по своей образной выразительности и эмоциональному влиянию.

Я использую и фотошедевры.

Каждая страна, работы ее великих художников, ведущие худо­жественные стили отражены в этом выборе 1-2 картинами.

Преобладают пейзажи. Здесь «Трава» Дюрера (ее можно на­звать «Портрет травы» - каждая травинка как самостоятельное существо). Здесь работы Левитана и голландский натюрморт, ра­боты Магритта и Дали, ранний Шагал, воспринимающий мир как бы глазами ребенка. Здесь репродукции Куинджи и Богаевского, Петербург Садовникова и работы Пи Бай Ши, японская графика и мудрый Рерих, Серебрякова, Рафаэль и Фридрих.

Есть картины умиротворенные, радостные, напоминающие вос­приятие мира ребенком.

114

Картинылежат на столе, излучая какую-то добрую энергию.Расскажем онекоторых желанных тысячам людей образах. Шедевр Левитана «Март» — фиолетовыетени от деревьев, весенний воздух, подтаивающий снегна крыше,лошадь, которую звали Дамкой, крыльцо усадьбы Турчаниновых.

«Лунная ночь»Левитана висела па камине Чехова, «Озеро» -последняя картина вжизни Левитана: он умер, не закончив ее. В начале работы над этой картиной он хотел назвать ее «Россия», нопотом скромно назвал«Озеро».

Фантастическийпейзаж Чюрлениса из цикла «Сотворение мира» — «Гигантские, как деревья, цветы» был желанен многим, В этой работеЧюрленис хотел показать Сотворение мира — но не нашего, не библейского.

Среди желанных картин работы Генералича,талантливого юго­славского примитивиста, часто выбирался «Рогатый конь» — лесной пейзаж сфантастическими животными.

Цй Бай Ши — китайский мастер, писал акварели молниеносно ПО принципу дзен-буддизма,чтобы сохранить живое, непосредствен­ное чувство восхищенияприродой.

«Сирень» Кончаловскоготакже оказаласьв этом ряду. Заболоц­кий на это полотно отозвался замечательным стихотворением: .... Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст как струпья положил. Угадываются качели, Недомалеваны вдали, И в этом сумрачном развале Уже хозяйничает шмель.

Сияющая картина Вермеера выбрана по праву - Дали считал его лучшим художником мира. Потом, по пониманию Дали, следова­ли Рафаэль и Веласкес, а уже за ними — все остальные мастера.

Особое влияние картин Вермеера на зрителя я осознал после того, как многие картины стояли у меня в комнате длительное время ия заметил, что их восприятие притуплялось и исчезало впечатление чуда.

Это происходило даже с картинами импрессионистов. И только картина Вермеера стояла в моей комнате 3 года, но восприятие ее каждый

115

раз было все таким же ярким, как будто это чудо живописи я увидел впервые. Теперь она — среди картин, желанных многим людям.

Здесь же — пронизывающая щемящей красотой ранняя работа Врубеля — «Девочка на фоне персидского ковра», есть и тревожные, волнующие картины: «Небесный бой», «Гости заморские» Рериха завораживают многих.

Мистический пейзаж Эль Греко «Гроза над Толедо» — одна из самых поразительных картин мировой живописи. Город похож на кости древних животных, окутан тревожным небом, которое расколото жутким сполохом молний, оно таит мистический ре­лигиозный ужас и восторг. Кажется, сейчас небеса разойдутся ипредстанет лик Бога.

«Пиета» Микеланджело — прекрасное скорбное лицо юной матери Христа, которая смотрит на своего погибшего сына; тревож­но волнует работа Дали «Тайная Вечеря».

Лицо Христа на картине — это портрет Гарсиа Лорки — друга Дали. Христос и апостолы являются как вечные символы, сквозь них сквозят предметы реального мира.

Картина Магритта, где парадоксально сочетается дневной и ночной город, ночь и солнце помогает диагностике нестандартных психологических состояний.

Таковы картины, которые остались после многих лет отбора из сотен замечательных репродукций.

Выбор шедевров живописи как вариант арттерапии

Существует активная арттерапия — человек спонтанно изоб­ражает свои чувства и проблемы на бумаге различными изобрази­тельными средствами.

Не раз я участвовал в таких сеансах. Можно прекрасно вы­разить свое внутренне состояние, погрузившись в творческое самовыражение.

Однако, человек с достаточно высоким эстетическим чувством оказывается уязвленным и униженным низким художественным качеством своей художественной продукции.

Иногда, осматривая комнату, где проходил сеанс арттерапии и проверяя результаты художественных усилий группы, чувствуешь себя как после игры в детском саду.

Рассматривая литературу по арттерапии, я убедился, что поня­тие «арттерапия», созданное в Западной Европе, стало связываться 116

только с активным художественным изобразительным самовыра­жением. Трудно переоценить значимость такой работы. Однако возникает мысль: как же оказались невостребованными для психо­терапии неисчислимые произведения искусства? У меня создалось ощущение, что в этом повинна перенасыщенность европейских стран произведениями искусства.

Такие течения искусства, как футуризм, дадаизм и другие, в свою концепцию вводили жесткую критику искусства предыдущих эпох как отживших, омертвевших, устаревших. Возник интерес к примитивному искусству, художественному творчеству детей, творчеству душевнобольных. Все это уводило от использования классического искусства.

Главное достоинство распространенной арттерапии — в личнос­тном творческом воплощении эмоциональной жизни, слабость — в зачастую жалком художественном уровне.

Существующая система арттерапии может быть дополнена другой системой — использования шедевров искусства. Она дает два преимущества:

1) возможность использовать художественную мощь и совер­шенство шедевров искусства;

2) человек выбирает интуитивно близкое ему произведение. Так он связывает свое внутреннее состояние с картиной, и она

помогает ему.

Мы сочетаем главное достоинство распространенной арттера­пии — личностное интуитивное включение — с высоким эстетичес­ким уровнем живописи.

Пациент осматривает многообразие картин, желанных многим, ивыбирает одну. Если бы он был художником, оннарисовал бы именно эту картину. И она сняла бы его проблемы.

Выбранная человеком картина — окно в его внутренний мир, образ его желаний и творческих установок. Для музыкотерапевта это образ будущего сеанса — надо превратить картину в музыку.

Наши рекомендации