Тип иптуита фантазера, артиста
— Вижу берег очарованный и очарованную даль. Афоризмы чрезмерностей отражают психологические акцентуации.
Синий цвет:
— Хочешь всем понравиться — проиграешь жизнь;
— Будешь сладкий — расклюют.
— Слишком добрый — значит, глуп.
Зеленый цвет:
— Не хвастай, что умный, — встретишь еще более умного. Желтый цвет:
— Поспешность уместна при ловле блох. Красный цвет:
афоризмы цветокоррекции
— Огонь и вода хорошие слуги, но плохие хозяева.
— Сон разума рождает чудовищ.
— Можешь делать — делай, не можешьсделать — оставь, не тратьэнергии.
— Опыт — суровый учитель.
— Каждому карма по силам.
— Бог уменьшит ветер стриженому ягненку.
— Целься в орла — попадешь в скалу.
— Надо возделывать свой сад (Вольтер).
— Надо выковывать дух (Блок).
— Надо укротить и облагородить инстинкт.
— Привычку не выкидывай сразу в окно, а проводи бережно по лестнице, как милого старого родственника. Восстановление покоя:
— Глупец — кто не наслаждается каждым днем жизни. Восстановление мудрости:
— Если у тебя нет друга, будь сам себе другом.
— Мудрость — увидеть предмет со всех сторон.
— Теория суха, мой друг, но зелено вечно живое дерево жизни.
— Если у тебя что-то не получается, сделай это по-другому (Гете).
Восстановление надежды:
— Смеющийся пройдет через железо. Восстановление энергии:
— Я проживу этот день так, как если бы он был последним.
— Буду властелином своих чувств.
— Я сам делаю себе погоду, ведь она —. во мне.
Ищите шедевры афористики, используйте мудрость гениев.
Живопись глазами арттерапевта
(цветовыбор в зеркале пред почтения.
шедевров живописи)
Живопись — это искусство с помощью видимого сказать о невидимом (Фромантен).
Одна картина лучше, чем десять тысяч слов (китайская поговорка)
Высоким художественным примером к нашей теме «Цвет и шедевры искусства» могут стать строки Шпенглера из книги «Закат Европы» о восприятии цвета в искусстве разных эпох:
«Желтый и красный цвета, тона, преобладающие в античной
цивилизации, — это краски переднего плана, цвета материи,
толпы, детей.
113
Красный — цвет сексуальности, языка крови. Они соответствуют звучанию медных труб.
Синий и зеленый цвета — краски неба, равнины и моря. Они отрицают телесность, глубоко музыкальны, связаны с воздушной перспективой. Синий цвет влечет вдаль, связан с нереальным. Это цвета европейской фаустовской цивилизации, цвета одиночества. Они появляются в масляной живописи, с нарастающей силой появляются у Леонардо, голландцев, великих французов. Можно сравнить голубоватую зелень Ватто и бельканто Моцарта.
Коричневый цвет — самый нереальный, его нет в природе, появляется у Джорджоне,звучащий коричневый цвет лучше всего понимал Рембрандт. Его загадочный коричневый тон — цвет души, музыки Бетховена для струнных, коричневое золото музыки Брукнера».
В течение десятилетий я собирал репродукции живописи. Лучшие из них я отобрал, и стал предлагать сотням людей выбрать наиболее желанные. Проходили недели, месяцы и годы сеансов арттерапии.
Оказалось, что одни картины выбирались часто, а другие — не менее прекрасные произведения - почему-то не оказались желанными, такие картины изымались из работы.
Результат этого длительного сурового отбора — около пятидесяти репродукций. Все они могут считаться шедеврами по своей образной выразительности и эмоциональному влиянию.
Я использую и фотошедевры.
Каждая страна, работы ее великих художников, ведущие художественные стили отражены в этом выборе 1-2 картинами.
Преобладают пейзажи. Здесь «Трава» Дюрера (ее можно назвать «Портрет травы» - каждая травинка как самостоятельное существо). Здесь работы Левитана и голландский натюрморт, работы Магритта и Дали, ранний Шагал, воспринимающий мир как бы глазами ребенка. Здесь репродукции Куинджи и Богаевского, Петербург Садовникова и работы Пи Бай Ши, японская графика и мудрый Рерих, Серебрякова, Рафаэль и Фридрих.
Есть картины умиротворенные, радостные, напоминающие восприятие мира ребенком.
114
Картинылежат на столе, излучая какую-то добрую энергию.Расскажем онекоторых желанных тысячам людей образах. Шедевр Левитана «Март» — фиолетовыетени от деревьев, весенний воздух, подтаивающий снегна крыше,лошадь, которую звали Дамкой, крыльцо усадьбы Турчаниновых.
«Лунная ночь»Левитана висела па камине Чехова, «Озеро» -последняя картина вжизни Левитана: он умер, не закончив ее. В начале работы над этой картиной он хотел назвать ее «Россия», нопотом скромно назвал«Озеро».
Фантастическийпейзаж Чюрлениса из цикла «Сотворение мира» — «Гигантские, как деревья, цветы» был желанен многим, В этой работеЧюрленис хотел показать Сотворение мира — но не нашего, не библейского.
Среди желанных картин работы Генералича,талантливого югославского примитивиста, часто выбирался «Рогатый конь» — лесной пейзаж сфантастическими животными.
Цй Бай Ши — китайский мастер, писал акварели молниеносно ПО принципу дзен-буддизма,чтобы сохранить живое, непосредственное чувство восхищенияприродой.
«Сирень» Кончаловскоготакже оказаласьв этом ряду. Заболоцкий на это полотно отозвался замечательным стихотворением: .... Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст как струпья положил. Угадываются качели, Недомалеваны вдали, И в этом сумрачном развале Уже хозяйничает шмель.
Сияющая картина Вермеера выбрана по праву - Дали считал его лучшим художником мира. Потом, по пониманию Дали, следовали Рафаэль и Веласкес, а уже за ними — все остальные мастера.
Особое влияние картин Вермеера на зрителя я осознал после того, как многие картины стояли у меня в комнате длительное время ия заметил, что их восприятие притуплялось и исчезало впечатление чуда.
Это происходило даже с картинами импрессионистов. И только картина Вермеера стояла в моей комнате 3 года, но восприятие ее каждый
115
раз было все таким же ярким, как будто это чудо живописи я увидел впервые. Теперь она — среди картин, желанных многим людям.
Здесь же — пронизывающая щемящей красотой ранняя работа Врубеля — «Девочка на фоне персидского ковра», есть и тревожные, волнующие картины: «Небесный бой», «Гости заморские» Рериха завораживают многих.
Мистический пейзаж Эль Греко «Гроза над Толедо» — одна из самых поразительных картин мировой живописи. Город похож на кости древних животных, окутан тревожным небом, которое расколото жутким сполохом молний, оно таит мистический религиозный ужас и восторг. Кажется, сейчас небеса разойдутся ипредстанет лик Бога.
«Пиета» Микеланджело — прекрасное скорбное лицо юной матери Христа, которая смотрит на своего погибшего сына; тревожно волнует работа Дали «Тайная Вечеря».
Лицо Христа на картине — это портрет Гарсиа Лорки — друга Дали. Христос и апостолы являются как вечные символы, сквозь них сквозят предметы реального мира.
Картина Магритта, где парадоксально сочетается дневной и ночной город, ночь и солнце помогает диагностике нестандартных психологических состояний.
Таковы картины, которые остались после многих лет отбора из сотен замечательных репродукций.
Выбор шедевров живописи как вариант арттерапии
Существует активная арттерапия — человек спонтанно изображает свои чувства и проблемы на бумаге различными изобразительными средствами.
Не раз я участвовал в таких сеансах. Можно прекрасно выразить свое внутренне состояние, погрузившись в творческое самовыражение.
Однако, человек с достаточно высоким эстетическим чувством оказывается уязвленным и униженным низким художественным качеством своей художественной продукции.
Иногда, осматривая комнату, где проходил сеанс арттерапии и проверяя результаты художественных усилий группы, чувствуешь себя как после игры в детском саду.
Рассматривая литературу по арттерапии, я убедился, что понятие «арттерапия», созданное в Западной Европе, стало связываться 116
только с активным художественным изобразительным самовыражением. Трудно переоценить значимость такой работы. Однако возникает мысль: как же оказались невостребованными для психотерапии неисчислимые произведения искусства? У меня создалось ощущение, что в этом повинна перенасыщенность европейских стран произведениями искусства.
Такие течения искусства, как футуризм, дадаизм и другие, в свою концепцию вводили жесткую критику искусства предыдущих эпох как отживших, омертвевших, устаревших. Возник интерес к примитивному искусству, художественному творчеству детей, творчеству душевнобольных. Все это уводило от использования классического искусства.
Главное достоинство распространенной арттерапии — в личностном творческом воплощении эмоциональной жизни, слабость — в зачастую жалком художественном уровне.
Существующая система арттерапии может быть дополнена другой системой — использования шедевров искусства. Она дает два преимущества:
1) возможность использовать художественную мощь и совершенство шедевров искусства;
2) человек выбирает интуитивно близкое ему произведение. Так он связывает свое внутреннее состояние с картиной, и она
помогает ему.
Мы сочетаем главное достоинство распространенной арттерапии — личностное интуитивное включение — с высоким эстетическим уровнем живописи.
Пациент осматривает многообразие картин, желанных многим, ивыбирает одну. Если бы он был художником, оннарисовал бы именно эту картину. И она сняла бы его проблемы.
Выбранная человеком картина — окно в его внутренний мир, образ его желаний и творческих установок. Для музыкотерапевта это образ будущего сеанса — надо превратить картину в музыку.