Перспектива артиста и роли

...Объясняя задачи и сквозное действие, я говорил вам о двух перспективах, идущих параллельно друг другу: одна из них — перспектива роли, другая — перспектива артиста и его жизни на сцене, его психо­техника во время творчества.

Путь психотехники, линия перспективы самого артиста... близка к линии перспективы роли, так как идет параллельно с ней... Но иногда, в отдель­ные моменты, они расходятся, когда по тем или иным причинам артист отвлекается от линии роли чем-нибудь посторонним... Тогда он теряет перспективу роли (3, 133).

Условимся называть словом «перспектива» рас­четливое гармоническое соотношение и распределе­ние частей при охвате всего целого пьесы и роли...

Вот что это значит... Физическое действие, пере­дача большой мысли, переживание больших чувств и страстей, создающихся из множества составных пастей, наконец, сцена, акт, целая пьеса не могут обходиться без перспективы и без конечной цели (сверхзадачи).

Перспективу в сценической игре актера можно уподобить разным планам в живописи.

Одни, большие, задачи... выносятся на первый план и становятся основными. Другие же, средние и малые, — подсобными, второстепенными...

Лишь после того как актер продумает, проанали­зирует, переживет всю роль в целом и перед ним откроется далекая... манящая к себе перспектива, его игра становится, так сказать, дальнозоркой, а не близорукой... Тогда он сможет играть не отдельные задачи, говорить не отдельные фразы, слова, а це­лые мысли и периоды (3, 135).

Конечно, перспектива — не сквозное действие, но она очень близка к нему. Она — его близкий помощ­ник. Она — тот путь, та линия, по которой на про­тяжении всей пьесы неустанно движется сквозное действие (3, 139).

Перспектива самого артиста-человека, исполни­теля роли, нужна нам для того, чтоб в каждый дан­ный момент пребывания на сцене думать о будущем, чтоб соразмерять свои творческие внутренние силы и внешние выразительные возможности, чтоб пра­вильно распределять их и разумно пользоваться на­копленным для роли материалом. Надо быть эко­номным и расчетливым и все время иметь на прице­ле финальный и кульминационный момент пьесы. Артистическое чувство расходуется не по килограм­мам, а по сантиграммам (3, 136-139).

Пластика

...Чем тоньше чувствования, тем больше четкос­ти, точности и пластичности оно требует при своем физическом воплощении (2, 145).

Да сгинут навсегда со сцены... корявые тела с за­костенелым спинным хребтом и шеей, с деревянны­ми руками, кистями, пальцами, ногами... ужасная походка и манеры! (2, 266).

Когда вы с помощью систематических упражне­ний привыкнете, полюбите и начнете смаковать ваши действия не по внешней, а по внутренней ли­нии, вы познаете, что такое чувство движения и... пластика.

...В основу пластики надо поставить совсем не видимое внешне, а невидимое внутреннее движение энергии...

Это внутреннее ощущение проходящей по телу энергии мы называем чувством движения (3, 49).

...Внешняя пластика основана на внутреннем ощущении движения энергии (3, 59).

Естественная пластика — совсем не то, что в теат­ре... где прививают всем актерам одни и те же при­емы, по однажды установленному образцу, делаю­щему всех... похожими друг на друга. Для того что­бы не нарушить индивидуальность природы, надо развивать равномерно все тело, все мускулы, все самые разнообразные движения, начиная с кистей, пальцев рук, пластичность, выразительность и под­вижность которых очень важна, и кончая походкой и движением всего тела (4, 498).

Подсознание

...Одна из главных задач, преследуемых «систе­мой», заключается в естественном возбуждении твор­чества органической природы с ее подсознанием.

Но мы изучаем не само подсознание, а лишь пути, подходы к нему.

Наша сознательная техника направлена на то, что­бы, с одной стороны, заставить работать подсознание, с другой — научиться не мешать подсознанию когда оно заработает.

Для этого надо забыть о подсознании и ко всему идти сознательным, логическим путем (9, 610-611).

Всегда творить подсознательно и вдохновенно нель­зя... таких гениев не существует. Поэтому наше искус­ство предписывает нам лишь подготовлять почву для такого подлинного, подсознательного творчества.

Прежде всего надо творить сознательно и верно. Это создаст наилучшую почву для зарождения под­сознания и вдохновения.

...В условиях жизни роли и в полной аналогии с ней правильно, логично, последовательно, по-челове­чески мыслить, хотеть, стремиться, действовать, стоя на подмостках сцены. Лишь только артист добьется этого, он приблизится к роли и начнет одинаково с нею чувствовать... переживать роль (2, 24-25).

Мы в большой дружбе с подсознанием. В реаль­ной жизни оно попадается на каждом шагу. Каждое рождающееся в нас представление, каждое внутрен­нее видение в той или другой мере требуют подсоз­нания. Они возникают из него. В каждом физичес­ком выражении внутренней жизни, в каждом при­способлении — целиком или частично — тоже скрыт невидимый подсказ подсознания.

...Без подсознательного творчества нашей душев­ной и органической природы игра артиста рассудоч­на, фальшива, условна, суха, безжизненна, формаль­на (2, 354-355).

...Нет резких границ между сознательным и под­сознательным переживанием.

...Сознание часто дает направление, в котором под­сознательная деятельность продолжает работать. Этим свойством природы мы широко пользуемся в нашей психотехнике (2, 355).

...Самое маленькое действие или чувствование, са­мый маленький технический прием получают огромное значение, если только они доведены на сцене, в момент творчества, до самого предельного конца, где начинается жизненная, человеческая правда, вера и «я есмь». Когда это случается, тогда душевный и физический аппарат артиста работает на сцене нор­мально, по всем законам человеческой природы, со­вершенно так же, как в жизни, невзирая на ненор­мальные условия публичного творчества (2, 357).

...Существуют особые приемы психотехники... Их назначение в том, чтоб сознательными, косвенными путями будить и вовлекать в творчество подсозна­ние. ...Одной из главных основ нашего искусства пе­реживания является принцип: «Подсознательное творчество природы через сознательную психотех­нику артиста» (2, 23-24).

...[«Я есмь»] является преддверием к другому, еще более важному моменту в творчестве, при котором сама собой, естественно вступает в работу органи­ческая природа с ее подсознанием.

Это идеал, самое лучшее, о чем может мечтать артист во время творчества на сцене (3, 412).

Подтекст

Что такое подтекст?..

Это не явная, но внутренне ощущаемая «жизнь человеческого духа» роли, которая непрерывно те­чет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их. В подтексте заключены многочислен­ные разнообразные внутренние линии роли и пьесы, сплетенные из магических... «если бы», из разных вымыслов воображения, из предлагаемых обстоя­тельств, из внутренних действий, из объектов вни­мания, из маленьких и больших правд и веры в них, из приспособлений и прочих [элементов]. Это то, что заставляет нас произносить слова роли. Все эти линии... тянутся сквозь всю пьесу по направлению к конечной сверхзадаче (3, 84).

...Смысл творчества в подтексте. Без него слову нечего делать на сцене. В момент творчества слова - от поэта, подтекст — от артиста. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтоб смотреть акте­ра, а сидел бы дома и читал бы пьесу (3, 85).

Наши рекомендации