I.3 Опыт вокально-педагогической и концертмейстерской работы в самодеятельных музыкальных коллективах
В 2003-2005 годах автор исследования имела опыт работы (руководства, проведения вокальной, хоровой работы, разучивания, формирования текста, образа и т.п.) и в настоящее время продолжает организационное и методическое взаимодействие с двумя самодеятельными музыкальными коллективами, территориально располагающимися и осуществляющими непрерывную деятельность в городе Ржев Тверской области:
- народный вокальный ансамбль «Ржевитянка» на базе МУК «Городской дом культуры», г. Ржев – коллектив из 15 энтузиастов пред пенсионного и пенсионного возраста, преимущественно женщин – работниц местных фабрик и заводов без музыкального образования (автор под девичьей фамилией Крылова (Трушина) Т.Г. выступала в роли руководителя .
- детский вокальный ансамбль на базе МУК «Городской дом культуры», г. Ржев – составленный из 12 детей в возрасте 6-12 лет без музыкального образования – руководитель Крылова (Трушина) Т.Г.;
Работа в указанных самодеятельных коллективах была связана в возросшим в последнее время интересом к вокально-ансамблевому пению. В основе работы всех указанных творческих коллективов лежала увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива, все ансамбли пели в академической манере. Со всеми ансамблями автор исследования работала в качестве руководителя ансамбля и сопровождающего концертмейстера, при этом репетиционный процесс в коллективах проходил преимущественно под фортепиано, а концертная деятельность на площадках г Ржева – в сопровождении фортепиано, при использовании «минусовок» или a capella.
Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также «вокальным ансамблем») - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.
При выборе произведений необходим был учет следующих объективных параметров: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности. Эти же принципы лежали в основе вокальных аранжировок.
Музыкально - исполнительский процесс в ансамблях предполагал овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.
Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов работы с хором. В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для руководителя.
По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущалась потребность осмысления накопленного вокально-хорового опыта.
В ходе работы с вокальными ансамблями необходим был анализ и синтез нескольких самостоятельных составляющих: определения целей и задач каждого из коллективов, определения возможностей и перспектив работы с каждым коллективом в зависимости от вокальных возможностей и уровней подготовки участников, выбора схем и методик вокальной индивидуальной и групповой вокальной подготовки, обеспечения охраны голоса участников коллективов, особенно – при работе с детским хором.
Порядок и характер работ с вокальным ансамблем как творческим коллективом может быть проиллюстрирован на примере работы с детским хором.
1. Определение целей и задач:
- создания творческого коллектива как вокальной организации;
- создания творческой атмосферы, духовной общности, формирования ответственности каждого в ансамбле;
- музыкально-просветительской работы как важного фактора воспитания вкуса и художественной культуры.
2. Проведения теоретической и подготовительной работы с участниками вокального коллектива по вопросам голосового аппарата и его функции:
- описания голосового аппарата как система голосообразования;
- представления данных о строении и работа гортани, органов дыхания, артикуляционного аппарата и резонаторов.
3. Оценки особенностей работы с детским ансамблем:
- необходимость создания руководителем творческого контакта, искренних и доверительных отношений;
- необходимость оценки возрастных особенностей детского голоса и основных правил охраны детского голоса;
- опора на ассоциативную доступность в применении вокальной методики, естественность пения;
- органичность и естественность пения.
4. Задание ритма в ансамбле.
- ритм – пульс;
- достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач;
- «звучащая» пауза;
- развитие ритмического чувства как работа над дикцией, орфоэпией, динамикой, характером звуковедения, фразировкой.
5. Задание строя в ансамбле:
5.1 Равномерно-темперированный и зонный строй:
- естественное отклонение от равномерно - темперированного строя в вокальном ансамбле - результат индивидуальной манеры интонирования;
- законы интонирования;
- зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения.
5.2 Гармонический и мелодический строй:
- вертикальный и горизонтальный строй;
- формирование чистого интонирования – система целенаправленных занятий.
6. Формирование средств исполнительской выразительности:
6.1 Варьирование и формирование темпа:
- многозначность художественного образа произведения и многовариантность его прочтения;
- связь темпа с художественным образом, гармонией, ладом, ритмом.
6.2 Формирование динамики:
- относительный уровень градации громкости («тихо», «умеренно», «громко»);
- изменение темпа в зависимости от содержания текста.
6.3 Формирование и варьирование тембра:
- непосредственное воздействие на слушателя;
- тембр как окраска голоса и певческая манера.
6.4 Дополнение «штрихами»:
- тесная связь с другими средствами исполнительской выразительности;
- «легато», «нон - легато», «стаккато».
6.5 Фразировка:
- музыкальная фраза, общее понятие;
- зависимость от литературного текста;
- произношение поэтического текста в ансамблевом исполнении.
6.6 Соотношение музыкальной и литературной речи:
- разное взаимодействие литературной музыкальной структуры в произведениях;
- интерпретация художественного образа.
6.7 Орфоэпия в пении:
- основные нормы литературного произношения, правила орфоэпии.
Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля, использованные в практической деятельности автора:
.1.Анализ произведения:
- определение жанровых истоков и стилистических особенностей произведения;
- творческий подход к поэтическому тексту;
- взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации.
2. Вокальная аранжировка:
- реальные возможности ансамбля;
- диапазон, тесситура, выбор удобной тональности;
- логика и плавность голосоведении.
Выучивание произведения с ансамблем:
1.Три периода выучивания произведения:
- технический;
- художественный;
- генеральный (по П. Чеснокову).
2. Некоторые способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:
- пение но нотам, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле;
- работа над унисоном, мелодическая «речитация»;
- индивидуальный опрос поющих;
- исполнение произведения без дирижера.
Список основных произведений, использованных автором в процессе вокально-педагогической и концертмейстерской работы в самодеятельных музыкальных коллективах, включенных в методические документы МУК «Городской дом культуры» и МУ ДОД «Дом детского творчества» г. Ржев и рекомендуемых для практической работы в аналогичных вокальных коллективах, представлен в Приложении.