Программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее
К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников.
Концепция, согласно словарю, это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п.
Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция и программа разрабатывались в лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР в период с 1973 по 1979 годы. Основные идеи концепции воплощены в статье, предворяющей программу по музыке «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Сама же программа выходила небольшими тиражами с примечанием «Экспериментальная». Одновременно выпускались нотные хрестоматии для музыкального обеспечения программы, а также фонохрестоматии с записями всех произведений программы. Во время экспериментального апробирования программы уроки музыки в одной из школ Москвы вел сам Кабалевский. Эти уроки демонстрировались по телевидению. Широко распространилась по стране и книга для детей «Про трех китов и про многое другое», которую написал Д.Б. Кабалевский для детей.
Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году.
Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.
Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:
- разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;
- обоснование музыкального материала программы;
- расширение музыкального материала программы;
- расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;
- обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.
Одна из важнейших задач учителя, работающего по программе Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. В их русле содержанием образовательного процесса является духовный диалог различных культур. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка как его «жизнью» в искусстве, творения себя как личности, взгляд в себя.
Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего.
Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный.
В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.
В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.
2. Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке,
раззработанной под руководством Д.Б. Кабалевского
Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры
Ведущие задачи: 1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; 2) формирование осознанного отношения к музыке; 3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.
Основные принципы программы:
- изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;
- связи музыки и жизни;
- интереса и увлеченности в музыкальном обучении;
- единства эмоционального и сознательного;
- единства художественного и технического;
- тематического строения программы по музыке.
Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию.
Основополагающие методы программы. Ведущие методы программы в своей совокупности прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.
Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод прежде всего направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.
Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.
Метод включает ряд последовательных действий:
1-е действие. Задача – активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания. Длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное – не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.
2-е действие. Цель – познакомить с новым знанием. Основное значение имеют приемы продуктивного характера – разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются три момента: 1) четко сформулированная учителем задача; 2) постепенно, совместно с учащимися, решение задачи при помощи наводящих вопросов, организация того или другого действия; 3) окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.
3-е действие связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности, с формированием способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера.
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Содержание программы – система взаимосвязанных тем. Важно, чтобы урок в сознании учителя и учеников выступал как звено общей темы и всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой – постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне.
При реализации метода задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наилучшие для конкретного класса варианта «забеганий» и «возвращений». Здесь прослеживаются связи трех уровней.
1.Связи между этапами обучения 2. Связи между темами четвертей. 3. Связи между конкретными музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.
Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся в основном по двум эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока.
Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.
Метод эмоциональной драматургии прежде всего направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальным занятиям. Данный метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений, запланированных на урок (его начало, продолжение, кульминацию – особо важный момент урок, на окончание) в соответствии с конкретными условиями проведения занятия.
Важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности (занятия).
Личность учителя (его увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в суждениях, объективности оценки учащихся и т.д.) выступает мощным стимулом активизации деятельности школьников на уроке.
Особенности содержания«Три кита» содержания – песня, танец, марш – три основные жанра в музыке.
Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского.
Каждая четверть года имеет свою тему: тема l-ой четверти 1-го класса «Три кита в музыке», тема 2-ой четверти 1-го класса – «О чем говорит музыка» и т.д.
Внутри каждой четверти происходит усложнение и углубление темы: например, тема 1-го урока 1-ой четверти 1-го класса – «Три кита в музыке» (песня, танец, марш). Здесь происходит уточнение основных характеристик данных жанров на основе уже имеющегося у учащихся музыкального опыта. На 2-ом уроке этой четверти происходит расширение представлений учащихся о жанре, знакомство с его разновидностями: спортивным, военным, пионерским.
Между всеми четвертями года существует внутренняя преемственность: например, если материал 1-ой четверти 1-го класса направлен на развитие умения воспринимать различные музыкальные жанры в их связи с жизнью, то материал 2-ой четверти «О чем говорит музыка» направлен на решение более сложной задачи – формирование умения воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе.
Между всеми годами обучения существует внутренняя преемственность: 1 класс – установление непосредственных связей между музыкой и жизнью; 2 класс – углубление представлений школьников о связи музыки и жизни; 3 класс – выявление социальной направленности музыкального искусства.
^ Музыкальное воспитание | |||||||||||
Музыкальная культура | Музыкальный кругозор | Музыкальный интерес | |||||||||
|
|
| |||||||||
Музыкальное воспитание.
Музыкально-творческая деятельность школьника
а) хоровое и сольное пение;
б) ритмическая, мелодическая и интонационная импровизация;
в) игра на детских музыкальных инструментах;
г) музыкально-ритмическое движение;
д) игра в ансамбле.
Метод «спирального» обобщения в программе Д.Б. Кабалевского
а) наличие определенной предпосылки, ее конкретного рассмотрения и обобщения на качественно новом уровне: например, знакомство с попевкой «Крокодил и Чебурашка», представленной в программе в виде вариаций; осознание на данном примере принципа построения вариационной формы; самостоятельное определение принадлежности к вариационной форме, например, «Камаринской» Глинки.
б) использование обобщения в процессе усвоения тематического материала одновременно и как первого и как конечного ориентира, организующего усвоение всех элементов программы.
Метод «забегания» и «возвращения» в программе Д.Б. Кабалевского.
а) для учителя – каждое «забегание» вперед – это выяснение готовности сознания учащихся к восприятию нового материала. Например, русская народная песня «Во поле береза стояла» изучается вначале в теме «Три кита в музыке» (1-ая четверть 1-го класса), затем учащиеся встречаются с этой песней в 3-ей четверти 1-го класса (тема – «Куда ведут нас три кита»), где она звучит в финале 4-ой симфонии П.И. Чайковского. В 1-ой и 2-ой четверти 1‑го класса учитель может сыграть песню на фортепиано, без слов, в изменяющемся от куплета к куплету характере (так, как она прозвучит затем в симфонии). Проверка восприятия школьниками песни в таком звучании (без обобщения учителя) и станет «забеганием» вперед;
б) для учащихся каждое «забегание» вперед – это предварительное «взрыхление почвы» и «прояснение горизонта» (термины Д.Б. Кабалевского);
в) «возвращение» не должно быть простым повторением: например, песню «Во поле береза стаяла», звучащую в финале 4-ой симфонии П.И. Чайковского, учащиеся воспринимают не как простое повторение, а с позиций новой темы четверти «Куда ведут нас три кита».
Метод эмоциональной драматургии в программе Д.Б. Кабалевского.
а) построение урока по принципу эмоционального контакта;
б) построение урока по принципу последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального типа урока.
Развитие урока в системе: а) урок-обобщение;
б) урок углубления темы;
в) заключительный урок-концерт.
Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией.
Структурные приемы общения с разновозрастной аудиторией школьников.
прием подстановки учащихся на место учителя;
- обращение к старшим школьникам в форме прямого обращения («разговор на равных»);
- обращение к младшим школьникам (игра и рассказ о музыке специально для них);
- готовность учителя к неожиданной импровизации;
- запрет на использование авторитарных форм обращения (типа: тише, не шумите, хватит… и т.д.).