Описание метода измерений и экспериментальной установки

Часто на экспериментальном туре школьник должен сам придумать метод решения задачи или его часть и описать его в работе. При выборе метода нужно помнить, что метод тем лучше, чем с большей точностью он позволяет получить результат. Если существует несколько способов решить задачу, нужно выбрать наиболее точный и пользоваться им. Описывать в работе несколько методов не имеет смысла — жюри имеет право оценить худший из предложенных методов, если нет указаний на лучший метод из предложенных. Очень важно, чтобы описание метода было понятным и подробным настолько, чтобы жюри смогло в нём разобраться, иначе работа может быть недооценена. Полезно при описании метода использовать рисунки и схемы. Проверяющему проще понять суть метода из рисунка, чем из словесного описания. Также важно написать в работе о всех приёмах, которые использовал школьник для повышения точности измерений, за такие приемы часто ставятся дополнительные баллы.

Теоретическое обоснование

В теоретическом обосновании эксперимента необходимо пояснить, каким образом из прямых измерений, можно получить ответ на поставленный в задаче вопрос. Теоретическое обоснование, зачастую состоит из формульных выкладок. Основные законы необходимо подписать, также как в теоретической задаче. Расчетные окончательные формулы необходимо выделить, так чтобы их было не тяжело найти при проверке решения.

Измеренные величины

Результаты всех прямых[5] измерений должны присутствовать в работе. Проводить измерения нужно при решении любой экспериментальной задачи и поэтому в критериях оценивания почти любой экспериментальной задачи предусмотрены баллы за результаты измерений. Если в работе есть только конечный ответ и не присутствует результаты промежуточных измерений, то конечный ответ принимается необоснованным и не оценивается. Результаты измерений в отчёте необходимо поместить на видное место, например, на отдельную строку или выделить отдельным блоком. Таким образом, участник упростит жюри проверку, а себе апелляцию.

Если проводится серия из нескольких измерений, результаты необходимо заносить в таблицу. При оформлении таблицы важно не забыть подписать каждый столбец (или строку, если таблица горизонтальная), то есть указать измеряемую физическую величину и единицу измерения. При построении таблицы не обязательно чертить все границы, так как на это уйдёт много времени. Вполне достаточно отделить столбцы друг от друга вертикальными линиями, а подписи от данных горизонтальными линиями. Столбцы желательно сделать широкими, чтобы при необходимости была возможность внести исправления.

Косвенные измерения также необходимо вносить в таблицу отдельным столбцом, если они имеют повторяющийся характер.

Часто для обработки серий измерений необходимо воспользоваться графической обработкой результатов. График должен быть построен аккуратно и в соответствии с правилами построения. Если экспериментальные точки предполагается аппроксимировать теоретической зависимостью, коэффициенты зависимости должны быть найдены.

Оценка погрешностей

Так как никогда в физическом эксперименте невозможно получить абсолютно точный ответ, необходима оценка погрешностей полученных результатов. Для этого необходимо оценить погрешности всех прямых измерений и указать, каким образом они повлияют погрешность конечного результата. В оценке погрешностей прямых измерений должны быть указаны источники погрешностей и метод оценки погрешности, вносимый каждым из них. В оценке погрешностей косвенных измерений необходимо привести расчетные формулы погрешностей. Пренебрежение погрешностями, создаваемыми отдельными источниками погрешности, необходимо обосновать как для прямых, так и для косвенных измерений.

Если погрешность измерений неодинакова для каждого измерения, она должна быть занесена в таблицу измерений отдельным столбцом.

Представление результатов и ответы на поставленные вопросы

Результатом экспериментальной работы на олимпиаде может быть: график, коэффициенты математической зависимости, описывающие экспериментальные точки, числовые значения измеренных величин, о которых спрашивалось в задаче, ответы на вопросы, поставленные в задаче.

Числовые значения должны быть записаны в соответствии с записью экспериментальных чисел. График необходимо оформить в соответствии с правилами оформления графиков. Ответы на все поставленные вопросы, должны быть записаны в решении.

Для того, чтобы стало понятно, как эти советы применяются на практике, предлагаю Вам ознакомиться с решением экспериментальной задачи, которая была предложена девятиклассникам на заключительном этапе всероссийской олимпиады по физике в 2014 году.

Пример экспериментальной задачи и ее правильно-оформленного решения

Условие

 
Предостережение «Чёрный ящик» необходимо располагать открытым концом пробирки вверх. Запрещается разбирать установку. При нарушении данного требования возможно необратимое повреждение оборудования, при котором новое оборудование выдаваться не будет. «Чёрный ящик» не взбалтывать, жидкости на вкус не пробовать.

Наши рекомендации