Описание экспериментальной установки и выполнение измерений

2.1. Описание сменной платы

На сменной плате установлен разборный плоский конденсатор Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru и измерительное сопротивление Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru . Принципиальная схема, собранная на сменной плате, приведена на рис. 2.

 
 
Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru

Нижняя обкладка разборного конденсатора неподвижно закреплена на плате. Верхняя обкладка съемная и крепится с помощью прижимающей пластины и двух винтов. Исследуемый материал зажимается между верхней и нижней обкладками конденсатора.

2.2. Выполнение измерений

Для определения емкости конденсатора в точку А схемы (рис. 2) подают переменное напряжение от звукового генератора, а общую шину генератора подключают к точке С. К точке В подключают вход У осциллографа, а к точке F – общую шину осциллографа. При таком подключении определяют Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru . Для измерения амплитуды напряжения генератора ( Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru ) вход У осциллографа переключается к точке Е.

С учетом входных емкостей кабеля и осциллографа Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru , выходного сопротивления Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru и паразитных емкостей монтажа Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru схема изменения имеет вид, представленный в рисунке 3.

 
 
Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru

В этой схеме Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru @100 пФ, Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru =1 МОм. Величина измерительного сопротивления Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru @5,1 кОм. Поэтому влияние входного сопротивления можно пренебречь. При этом ошибка измерения Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru не превысит 0,5 %. Сопротивление переменному току входной емкости на частотах не выше 10 кГц не превышает 200 кОм, что вносит ошибку измерения не более 2,5%. Поэтому до частот 10 кГц для расчетов коэффициентов передачи и измеряемой емкости можно пользоваться формулой (4).

Измерение сопротивления R производится омметром между точками В и С.

Учет паразитной емкости монтажа выполняется с помощью набора образцов с различной площадью диэлектрика в области перекрытия пластин и известной толщиной диэлектрической прослойки. Площади диэлектрических пластин различны благодаря вырезанным в них отверстиям различной конфигурации. Емкость полученного сложного конденсатора может быть рассчитана как сумма параллельно включенных конденсаторов с диэлектрической и вакуумной прослойками:

Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru , (5)

где Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru – общая площадь отверстий в данной пластине диэлектрика.

Преобразовав это выражение, получаем:

Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru . (6)

Как видно из формулы (6), емкость конденсатора линейно уменьшается с ростом отверстий Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru и при значении равном площади обкладки конденсатора становится равной:

Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru , (7)

Площадь перекрытия пластин Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru указана на плате. Расстояние между обкладками Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru совпадает с толщиной пластины диэлектрика и измеряется с помощью микрометра.

Для нахождения Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru строят график зависимости емкости от площади отверстий Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru . График представляет собой прямую линию (см. рис. 4). Экстраполируя прямую в точку Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru , получим значение Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru , входящее в формулу (7). Следовательно для расчета Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru получим формулу:

Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru . (8)

Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru

Искомое значение емкости конденсатора с прослойкой из неизвестного материала получается вычитанием паразитной емкости из значения емкости, полученной по формуле (4):

Описание экспериментальной установки и выполнение измерений - student2.ru . (9)

Зная емкость конденсатора с прослойкой, можно определить диэлектрическую проницаемость материала по формуле (2).

Задание

1. Определите паразитную емкость монтажа, используя комплект однородных диэлектрических пластин с отверстиями, по методике, приведенной в разделе 2.2. Результаты измерений занести в таблицу 1.

Таблица 1

№ n/n Sотв, м2 Uвх, В Uвых, В C, Ф
         

2. Определите диэлектрическую проницаемость для трех неизвестных диэлектриков по методике, рассмотренной в разделе 2.2. (Использовать различные пластины без отверстий, одной из которых может являться пластина из использованного комплекта.)

Таблица 2

№ n/n Uвх, В Uвых, В C, Ф
       

4. Контрольные вопросы

1. Диэлектрик в электрическом поле.

2. Физический смысл диэлектрической проницаемости среды.

3. Электроемкость проводника.

4. Виды конденсаторов.

5. Вывод формулы емкости плоского конденсатора. Как емкость зависит от диэлектрической проницаемости среды?

6. Как зависит емкость от площади диэлектрической прослойки?

7. Объяснить методику определения неизвестной емкости, которая используется в данной работе.

8. Что такое паразитная емкость схемы? Как определяется ее величина?

9. Что такое выходное сопротивление? Почему его величиной пренебрегают при выполнении данной работы?

10. Какие вещества обладают наибольшей диэлектрической проницаемостью и почему?

Приложение 1

Наши рекомендации