Подъем карт в навигационном отношении.

Подъем карт в навигационном отношении выполняется для повышения их информативности. Для этого на карте выделяются сведения важные для безопасности мореплавания. При подъеме выполняются следующие действия:

- магнитное склонение приводится к году плавания;

- наносятся дуги окружности видимости маяков с учетом высоты глаза наблюдателя;

- наносятся пеленга и дистанции до навигационных ориентиров в точках поворота;

- наносятся границы районов действия особых правил плавания, наиболее важные сведения из таких правил можно выписать на нерабочем месте карты;

- выделяются отдельно лежащие опасности расположенные вблизи курса судна;

- отмечают участки берега и ориентиры, четко отображаемые на экране РЛС;

- отмечают на курсе границу пересечения следующей карты (на карту №), отмечают границу предыдущей карты (с карты №);

- выделяют участки с характерным рельефом дна, для опознания места судна по глубинам;

- отмечают места связи с постами контроля движения, пограничной службой, береговой охраной и другими властями;

- при плавании в водах со стесненными условиями:

- проводят ограждающие изобаты;

- проводят естественные створы;

- строят ограждающие изолинии;

- на особо трудных участках строят сетки изолиний;

Все дополнительные сведения, вносимые на карту, не должны ухудшать ее читаемость.

При использовании навигационной карты необходимо отдавать себе отчет в том, с какой степенью доверия можно отнестись к карте.

Для оценки степени доверия к карте необходимо определить год издания и геодезическую основу карты. Если карта переиздавалась, то за год издания можно принимать новое издание, т.к. при переиздании карты проводились существенные уточнения и изменения.

Сведения о геодезической основе карты могут быть указаны в примечании под ее заголовком. Карты, охватывающие водоемы вокруг бывшего СССР, составлены в Пулковской системе координат 1942 года и отнесены к эллипсоиду Красовского. Для многих районов мира, карты составлялись по иностранным источникам, без приведения к единой геодезической основе. Если при этом не указана геодезическая дата, то степень доверия к такой карте понижается. При переходе на такую карту, и переходе с нее на другую, место судна обязательно наносят по пеленгу и дистанции до ориентира.

В примечании к карте указано, к какому уровню приведены глубины.

Важную роль в анализе карты играет ее масштаб. Масштаб по главной параллели помещен в заголовке карты. Чем крупнее масштаб, тем подробнее наносится нагрузка на карту. На картах масштаба 1:500000 и мельче сведения о нуле глубин не приводятся. Карты такого масштаба использовать для прибрежного плавания не допустимо.

При анализе карты следует обращать внимание на подробность промера, наличие и частоту изобат. Частые отметки глубин и характера грунта повышает ценность карты. Наличие белых пятен, отсутствие изобат или пунктирные изобаты, а также надписи «ПС» и «СС» свидетельствуют о том, что промер произведен не тщательно.

Если на карте нанесены острова удаленные от берега, или пролив разделяющий части света то возможна неточность геодезической привязки между материком и островами, и различными частями света. При определении места судна по береговым ориентирам следует отдавать предпочтении ближайшему ориентиру.

Таким образом, наибольшее доверие следует оказывать картам позднего издания, крупного масштаба, с указанием геодезической даты и нуля глубин, с описанием рельефа дна и характера грунта.

Предварительная прокладка.

Предварительную прокладку вначале производят на генеральных картах, что дает общую ориентировку, и позволяет наметить протяженность и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных районов, где потребуется усиленная вахта на мостике [2].

С генеральных карт предварительную прокладку переносят на откорректированные путевые и частные карты и планы. При этом используется информация карт и планов наиболее крупного масштаба, которая может создать важные навигационные данные [1].

При выполнении предварительной прокладки наносятся линии путей судна на безопасных расстояниях от навигационных опасностей, отмечаются точки поворота, проводятся и надписываются контрольные пеленга на выбранные ориентиры и дистанции до них, отмечаются траверзы и контрольные траверзные расстояния.

По данным предварительной прокладки составляется в табличной форме План перехода, который включает в себя курсы, координаты поворотных точек, продолжительность плавания между поворотными точками, список радиостанций для получения навигационной и гидрометеорологической информации, перечень навигационных карт, используемых по пути следования.

Таблица 2.1

Курсы плавания

ПУ0 (ИК) S, мили V, узлы Продолж.пла-вания, ч. мин. Поворотные точки и положение их относительно приметных ориентиров.
Дата, время j   l   ИП0 D, мили Название ориентира
161° 19 31 1.05 37°54¢N 11°52¢E 71° Мк Либеччо
131° 23 51 2.05 19 42 32°08¢N 20°04¢E Мк Бенгази

Естественная освещенность.

Несмотря на развитие радионавигации, астрономические способы определения места судна не утратили своего значения для обеспечения навигационной безопасности мореплавания. Так же судоводителю необходимо знать время восхода и захода Солнца, и время начала сумерек. Все вышесказанное существенно влияет на безопасность плавания. Поэтому во время подготовки перехода необходимо рассчитать естественную освещенность.

Таблица 2.2

Наши рекомендации