Проектировочный расчет по контактным напряжениям
Выбор материала зубчатых колес и их термообработки
Материал колес и вид термообработки выбирают в зависимости от требований к габаритам передачи и технологии изготовления.
Преимущественно применяют, стали с упрочненной рабочей поверхностью зубьев. При отсутствии жестких требований к размерам и малой мощности используют улучшенные или нормализованные стали.
В передачах с улучшенными колесами твёрдость шестерни следует делать выше твердости колеса из-за большей частоты её нагружения . Это достигается выбором сталей разных марок или различием в термообработке при одной марке стали.
При колесах с поверхностным упрочнением твердость поверхностей зубьев шестерни и колеса делают одинаковой. Применяют также комбинацию шестерни с поверхностным упрочнением зубьев и улучшенным колесом. Выбор марки стали производится по табл.1.
На чертеже колеса (шестерни) в технических требованиях должны указываться пределы допустимого колебания твердости из расчета единиц от расчетной.
Пример. Если расчетная твердость , на чертеже ставят твердость .
Примечание. * Соотношение между твердостями , и определяют по приложению 1.
Выбор точности изготовления колес
Степень точности колес по плавности и контакту назначают по табл. 2 в зависимости от ожидаемой окружной скорости в зацеплении быстроходной пары редуктора.
, м/c, (1)
где - частота вращения шестерни; - вращающий момент на валу шестерни.
Рекомендуемые степени точности
Таблица 2
Для зубчатых колес | Степень точности при скорости в м/с | ||||
прямозубых | 8 (9) | - | |||
косозубых и шевронных | 8 (9) | 8 (9) |
Примечание. В скобках указаны допустимые степени точности для малоответственных редукторов.
Выбор коэффициента относительной ширины зубчатого венца
Коэффициент относительной ширины зубчатого венца рекомендуют выбирать в пределах, указанных в табл. 3.
Коэффициент относительной ширины зубчатого венца
Таблица 3
При степени точности | 5, 6 | 9, 10 | |||
при | 1,5…2 | 1…1,5 | 0,75…1 | 0,75 | |
при | 1…1,5 | 0,7…1 | 0,5…0,7 | 0,5 |
Большие значения для косозубых колес при симметричном расположении относительно опор и постоянной нагрузке, когда обеспечивается более равномерное распределение нагрузки по ширине колес и возможна приработка. Для коробок передач . При консольном расположении хотя бы одного из колес . Для открытых передач .
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий
Коэффициент - определяют по рис. 1 в зависимости от твердости поверхности зубьев, коэффициента относительной ширины зубчатого венца и расположения колес относительно опор валов.
При уточненном расчёте находят по ГОСТ 21354-87 с учётом упругой линии вала, зазоров в подшипниках и жесткостей зубьев.
Коэффициент
Рис. 1.