Вторичные эмпирические характеристики образа восприятия
1) Константность - это независимость образа от внешних и внутренних условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности (форма, цвет, размер). Благодаря свойству, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мир воспринимается как постоянный. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Ø Константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения.
Ø Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности.
Ø Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя.
Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
2) Предметность восприятия— это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Выделяется фигура и фон. Фигура - конкретно, четко очерчена, расположена на переднем плане. Фон - аморфное, неопределенное поле, располагается позади предмета. Границу между фигурой и фоном относят к фигуре. Как уже упоминалось, пороги восприятия более низки для фона и более высоки для фигуры. Для отражения фигуры требуется больше энергетических затрат.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
На рисунке М. Эшера постоянно меняются фигуро -фоновые отношения
3) Целостность -характеристика, связанная с отражением связей и отношений между элементами целого и целым. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Целостность проявляется как доминирование целого над элементами и как группирование элементов в целое.
Доминирование целого над элементами:
а) Один и тот же элемент в структуре целого может восприниматься по-разному (старушка - девушка, ваза - профиль).
Рисунок – двойственные изображения.
б) Любая фигура может быть составлена из разных элементов. На рисунке можно увидеть прямоугольники, выстроенные с помощью квадратиков и кружков.
в) По отдельным частям можно воспроизвести все целое ( если часть картинки стерта – можно понять, что изображено)