Посадки подшипников качения, отличия подшипниковых посадок от посадок ГЦС. Выбор подшипниковых посадок.
Выбрать посадки внутреннего и наружного колец подшипника качения на вал и в корпус: N 206, класс точности 6, R=10 кН, перегрузка 150%, вращается вал, dотв/d=0. (d=30 мм, D=62 мм, B=17 мм, r=1,5 мм).
Подшипники делятся на опоры качения и опоры скольжения. В опорах качения используется трение качения, а в опорах скольжения – трение скольжения. Отличие - в первом случае соединение должно быть с натягом у вращающейся части, а во втором возможно образование зазора для размещения слоя жидкостной или пластичной смазки.
Подшипники качения находят более широкое применение, потому что при одинаковой грузоподъемности п.к. имеют меньшее трение в момент пуска, и при умер. частотах вращения меньшее в 2-3 раза осевые размеры. Кроме этого они более просты в обслуживании и подачи смазки, имеют меньшую стоимость, особенно при массовом производстве. Однако п.к. имеют недостатки – большие радиальные габариты, большое сопротивление вращению, при работе на высоких частотах, по сравнению с п.с работающими в условиях жидкостной смазки.
П.к. представляют собой стандартные сборочные единицы изготавливаемые централизовано. Обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным размерам, внутреннему диаметру кольца d, и по наружному диаметру наружного кольца D, и не полный внутренней взаимозаменяемостью между телами качения и дорожками качения.
Полная взаимозаменяемость по присоединительным поверхностям позволяет быстро заменять и мантировать изношенные подшипники качения при сохранении их хорошего качества.
Для сокращения номенклатуры подшипники изготовляют с отклонениями размеров внутренних и наружных диаметров, не зависящими от посадки, по которой их будут монтировать. Для всех классов точности верхнее отклонение присоединительных диаметров принято равным нулю.
Вследствие различных отклонений формы ориентируются по средним значениям. Таким образом, диаметр наружного кольца Dm и внутреннего кольца d приняты соответственно за диаметры основного вала и основного отверстия. Посадку соединения наружного кольца с корпусом назначают в системе вала, а посадки соединения внутреннего кольца и вала в системе отверстия.
Однако, поле допуска на диаметр внутреннего кольца расположено в "минус" от номинального размера (нулевой линии), а не в плюс как у обычного основного отверстия, т.е. не в тело кольца, а вниз от нулевой линии.
При таком перевёрнутом расположении поле допуска отверстия внутреннего кольца для получения соединения колец с валами с небольшим натягом не нужно прибегать к специальным посадкам. Их можно получать, используя для валов поля допусков переходных посадок (пб, т6, k6, js6 или 5 квалитета точности).
Соединение вала, имеющего одно из указанных полей допусков (кроме js6,js5 и js4) с внутренним кольцом подшипника даёт посадку с небольшим гарантированным натягом. Посадки с большими натягами не применяют из-за тонкостенной конструкции колец подшипников и трудности получения в них требуемых рабочих зазоров.
Предъявляются повышенные требования к овальности и средней конусообразности отверстий и наружной поверхности колец шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников классов точности 5-2 не должны превышать 50% допуска на диаметр Dm, dm..
К шероховатости посадочных и торцовых поверхностей колец подшипников предъявляются также повышенные требования значения параметра R^
(по ГОСТ 2789-73) в табл. 1 стр. 156 (Л.Я. Перель. Подшипники качения. Справочник).
Посадку подшипника качения на вал и корпус выбирают в зависимости от типа и размера подшипника, условий его эксплуатации, значения и характера действующих на него нагрузок и вида нагружения колец.
Различают три вида нагружения: местное, циркуляционное, колебательное.
При местном нагружении кольцо воспринимает постоянную по направлению результирующую радиальную нагрузку F, (натяжение приводного ремня, сила тяжести конструкции) лишь ограниченным участком окружности дорожки качения и передают её соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности вала или корпуса. Такое нагружение возникает, например, когда кольцо не вращается относительно нагрузки.
При циркуляционном нагружении кольцо воспринимает результирующую радиальную нагрузку F, последовательно всей окружностью дорожки качения и передаёт её по всей посадочной поверхности вала или корпуса. Такое нагружение кольца получается при его вращении и постоянно направленной нагрузки F, или при радиальной нагрузке Fc, вращающейся относительно рассматриваемого кольца. При колебательном нагружении невращающееся кольцо воспринимает равнодействующую Fr+c двух радиальных нагрузок (Fr, - постоянна по направлению, Fr - вращается, Fr, > Fc,) ограниченным участком дорожек качения. Fr+c. не совершает полного оборота, а колеблется.
а) местное нагружение (внутреннее кольцо);
б) циркуляционное нагружение (внутреннее кольцо);
в) колебательное нагружение на наружном кольце и циркуляционное на внутреннем.
Рисунок 2 - Виды нагружения колец подшипников
Таблица 2 - Посадки подшипников качения (соединение: корпус - наружное кольцо).
Вид нагружения наружного кольца | Режим работы подшипника | Поле допуска отверстия |
Местное | Нормальный или лёгкий Нормальный или тяжёлый Наружное кольцо может переме- щаться в осевом направлении | Н7 Н8 Js6 Js7 |
Циркуляционное | Нормальный или тяжёлый | М7 N7 |
Колебательное | Нормальный или тяжёлый Нормальное кольцо не перемещается в осевом направлении Наружное кольцо легко перемещается в осевом направлении | К7 |
Таблица 3 - Посадки подшипников качения (соединение: вал - внутреннее кольцо).
Вид нагружения внутреннего кольца | Режим работы подшипника | Поле допуска вала |
Местное | Лёгкий и нормальный, требуется перемещение внутреннего кольца на валу | g6 h6 |
Циркуляционное | Лёгкий и нормальный | Js6 К6 |
Циркуляционное или колебательное | Нормальный или тяжёлый (подшипники роликовые) | m6 n6 |
Посадки следует выбирать так, чтобы вращающееся кольцо подшипника было смонтировано с натягом, исключающее возможность его проворота. Невращающееся кольцо обычно устанавливают с зазором.
При вращении вала: внутреннее кольцо - с зазором; наружное кольцо - с зазором.
При вращении корпуса: внутреннее кольцо - с зазором; наружное кольцо - с натягом.
Посадку с натягом назначают для кольца, которое испытывает местное нагружение.
Посадку с натягом назначают для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение.
Посадки с зазором необходимы для устранения заклинивания шариков и медленного проворачивания кольца под действием случайных толчков и вибраций. При этом беговая дорожка равномерно изнашивается и увеличивается долговечность подшипника. Однако большие зазоры в посадке приводят к уменьшению точности вращения, разбалансировке, износу и т.д.
Натяг в циркуляционно нагруженных кольцах необходим для обеспечения неподвижности соединения кольца, подшипника и сопряжённой детали, т.к. проворачивание кольца приведёт к истиранию поверхности детали и вы-вальцовыванию подшипника.
При циркуляционном нагружении посадки выбирают по интенсивности радиальной нагрузки
где Fr - радиальная нагрузка на опору, в Н или кН;
b - рабочая ширина посадочного места, она определяется: b = В-2r, в мм или м;
В - ширина подшипника;
r - радиус галтели фаски подшипника;
К1 - динамический коэффициент (при перегрузке до 150% и умеренных толчках К1=1, при перегрузке до 300% К1=l,8);
К2 - коэффициент ослабления посадочного натяга при тонкостенном вале или корпусе, при сплошном вале К2=1;
К3 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения при наличии осевой нагрузки.
В посадках подшипников 0 и 6 классов точности применяют поля допусков IT7 для отверстий корпусов и IT6 - для валов (для 7 и 8 классов точности подшипников на один квалитет грубее).
Посадки подшипников 5 и 4 класса осуществляют на один квалитет точнее, т.е. IT6 - для отверстия, IT5 - для валов.
В том случае, когда выбрать динамический коэффициент затруднительно, можно определять посадку внутреннего кольца с валом по минимальному натягу, который определяется
где Fr, - наибольшая радиальная нагрузка на подшипник, кН;
К - коэффициент, зависит от серии: К =2,5 - лёгкая, К =2,3 - средняя, К =2 - тяжёлая серия;
b = В – 2r, мм.
По найденному К2N/min определяем поля допусков как при определении интенсивности радиальной нагрузки.
Во избежании разрыва колец подшипника наибольший натяг посадки не должен превышать допускаемого, который определяется по формуле:
где [s] - допускаемое напряжение при растяжении, для подшипниковой стали [s] = 400 МПа.
Расчёт посадочного натяга при посадке подшипника в корпус (циркуляционное нагружение), для наружного кольца выполняется по формуле:
Fr - радиальная нагрузка, кН;
В' - ширина наружного кольца подшипника за вычетом фасок, мм, В' = В - r;
К - поправочный коэффициент, учитывающий ослабление натяга в тонкостенном корпусе;
D - наружный диаметр подшипника;
D0- приведённый внутренний диаметр наружного кольца
Для массивного корпуса К=1.
Расчёт предельного натяга при посадке на вал (циркуляционное нагружение) выполняется:
где d - номинальный диаметр отверстия подшипника, мм;
В' - рабочая ширина посадочного места, мм;
Fr, - радиальная нагрузка на подшипник, Н;
DT - разность температур подшипника и воздуха.
Значение минимального натяга рекомендуется при этом увеличивать на 10-15%.
Задача: Выбрать посадки внутреннего и наружного колец подшипника качения на вал и в корпус: N 206, класс точности 6, радиальная нагрузка R=10кН, перегрузка 150%, вращается вал, dотв/d=0. (внутренний диаметр внутреннего кольца d=30мм, наруж диам наружного кольца D=62мм, ширина колец B=16мм - , ширина фаски r=1,5мм).
Так как перегрузка до 150%, то К1=1, так как нагрузка равномерная то К2=1, и из за отсутствия тонкостенного корпуса (вала с отверстием) К3=1 (один подшипник).
b-рабочая ширина посадочной поверхности кольца подшипника за вычетом фаски
мм
Pr-интенсивность радиальной нагрузки, переводим 10 кН в 10000Н
Н/мм
Так как вращается вал то
мм
мм
Посадка отверстия будет
мм
мм